Вы не зашли.
Петр Великий крейсер !? Из мониторы в крейсера ?
Ну, он как бы заложен как "Крейсер"...
варяг написал:
Оригинальное сообщение #770193
Петр Великий крейсер !? Из мониторы в крейсера ?
Немцы свои броненосцы-фрегаты 1860х в конце 19 века переклассифицировали в броненосные крейсера. Да, у них был свой резон - калибр орудий и толщина брони были ниже национальных "стандартов" броненосца, и наличие этих кораблей в списке броненосцев затрудняло Вильгельму получение новых ассигнований на флот.
Но будучи перелицованы в "броненосные крейсера" немецкие бронефрегаты вполне были к месту в процессе освоения Циньдао.
На 20+ узлов у "Петра Великого" в роли крейсера я и не замахиваюсь - обводы не те. Но в паре с "Нахимовым" (который тоже не идеал истребителя торговли) вышла бы занимательная тактическая группа . Особенно по меркам "первого призыва" порт-артурской эскадры (в которую учебно-артиллерийский корабль просто не направили бы).
Отредактированно yuu2 (10.12.2013 12:49:07)
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #770217
Но в паре с "Нахимовым" (который тоже не идеал истребителя торговли) вышла бы занимательная тактическая группа . Особенно по меркам "первого призыва" порт-артурской эскадры (в которую учебно-артиллерийский корабль просто не направили бы).
Т.е броненосный. С Нахимовым то да, пара. И желание Петра в крейсера именно с 12 дм ? Как то за рамками генеральной линии. Хотя на симах и 320 мм воткнули
12 дм на крейсере Петре. То ,тогда можно от бритов на бронен-х крейсерах можно ждать увеличения калибра и кол-ва стволов.
Отредактированно варяг (10.12.2013 18:06:35)
варяг написал:
Оригинальное сообщение #770320
12 дм на крейсере Петре.
А куда на 1895 год классифицировать корабль, у которого "всего" 7" гарвея на поясе? Не в линкор же!
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #770324
А куда на 1895 год классифицировать корабль, у которого "всего" 7" гарвея на поясе? Не в линкор же!
Бронирование (гарвеевская броня): пояс по ватерлинии 203—152 мм - броненосец второго класса «Renown».
Дунканы ,Триумфы с 178 мм, кАНОПУСЫс 6 дм(Круппа) ВООБЩЕ ЭБРАМИ БЫЛИ.
ББО с таким бронированием были.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #770328
Бронирование (гарвеевская броня): пояс по ватерлинии 203—152 мм - броненосец второго класса «Renown».
Дунканы ,Триумфы с 178 мм, кАНОПУСЫс 6 дм(Круппа) ВООБЩЕ ЭБРАМИ БЫЛИ.
"У короля много"
Британия могла себе позволить роскошь строительства специализированных "кораблей для дальних станций". Которым ранг присваивался не столько из соображений боеспособности, сколько из соображений штата, начисляемого оклада и судоводительского ценза.
Куда классифицировать перелицованного "Петра Великого" - я просто не знаю!!!
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #770461
Куда классифицировать перелицованного "Петра Великого" - я просто не знаю!!!
ББО он по скорости,вооружению и бронированию,пусть и в увеличенном размере.
Уважаемый yuu2!
Хотелось бы список кораблей реала,сопоставить с со списком АИ.
Что,когда произошло (в плане изменений) у кораблей РИФа в АИ из-за новой КМУ.
С КМУ Плотникова Витязь и Рында должны быть весьма резвыми. Так же Корнилов, Пам.Азова и др.
Текст АИ в едином блоке бы от начала и до последнего момента. Чтоб было удобней отслеживать что да как.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #770471
Текст АИ в едином блоке бы от начала и до последнего момента. Чтоб было удобней отслеживать что да как.
Присоединяюсь! Если можно на почту. Все от начало и до конца и в правильной последовательности. А то Вы уже далеко ушли от своего первого обобщения.
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #770159
"Мысли вслух"
Капитальная модернизация "Петра Великого" в 1895 году в учебно-артиллерийский корабль с 2*2*12"/40 и 8*6/45. Борт 7" гарвей, сумма двух бронепалуб - 5". Башни - первородные кользовские и на своих исходных позициях, переборки - на штатных местах, но почти все доведены до верхней палубы. Так сказать, "эконом-вариант" апгрейда.
Углы обстрела ГК очень малы. Как написано у Арбузова: "И все же оба проекта не допускали стрельб на нос и корму из-за малого отстояния стволов над палубой, и угол обстрела ограничивался всего 52° на каждый борт в районе траверза.", а тут у кормовой вообще никакой будет.
Может лучше использовать проект Леонтьева с подъемом башен и устройством каземата на 6 шестидюймовок? Без замены брони этот проект давал перегрузку в 670 тонн, а с заменой, вероятно и перегрузки не будет.
варяг написал:
С осадкой 8.5 метров? О_о
варяг написал:
Оригинальное сообщение #770471
по скорости
Узлов 15-16 с современными машинами должна рубить.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #770471
вооружению
"Сысою" в варианте ув. топикстартера не уступает...
варяг написал:
Оригинальное сообщение #770471
бронированию
Ну облегченный какой-то. Но тут придётся послушать, почему от 14" пришлось ужаться до 7". Т.е. именно до 7", 9" вполне достало бы держать пароход в первом ранге.
AlexDrozd написал:
Оригинальное сообщение #770529
Может лучше использовать проект Леонтьева с подъемом башен и устройством каземата на 6 шестидюймовок?
Пока что "не выходит каменный цветок". Без перобронирования - большая перегрузка, а с ним - низкая остойчивость из-за высоко поднятых башен.
В любом случае, пока что это "мысли вслух". К какому варианту всё прийдёт - сам не знаю.
AlexDrozd написал:
Оригинальное сообщение #770529
оба проекта не допускали стрельб на нос и корму из-за малого отстояния стволов над палубой
Для учебно-артиллерийского корабля - не проблема. В 1895 один фиг планировали учить на стрельбу 10-15 кбт, а это область действия полузарядов. Да и родную палубу 3" я сверху сохраняю - она-то выдержит и полные залпы.
Заинька написал:
Оригинальное сообщение #770540
Но тут придётся послушать, почему от 14" пришлось ужаться до 7". Т.е. именно до 7"
Это ОДИН ИЗ вариантов. Но нравится он мне
Но на всякий случай порисую ещё - вдруг да озарит?
Заинька написал:
Оригинальное сообщение #770540
Ну облегченный какой-то. Но тут придётся послушать, почему от 14" пришлось ужаться до 7". Т.е. именно до 7", 9" вполне достало бы держать пароход в первом ранге.
Вот и переведите его в просто броненосцы или как бриты броненосец 2-го класса. Или оставьте эбром , для количества оных.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #770471
Хотелось бы список кораблей реала,сопоставить с со списком АИ.
- Форс-мажор у меня
- Вот у него бы и занял (с) мультик
Ранние поделки:
- модернизация КМУ парусно-паровых корветов "Аскольд" (1872), "Баян" (1873), "Витязь" (1874) и "Варяг" (1876) - 13 узлов под парами при сохранении парусности и без изменений вооружения;
- переоборудование деревянных броненосцев "Севастополь" и "Петропавловск" на роль мобильных батарей Пороса - без изменений в КМУ, с передачей высвобождаемых орудий на "Париж";
- модернизация КМУ "Князя Пожарского" (1875) - парадная скорость 15,5 узла без изменений в вооружении и бронировании;
- первые "с нуля" созданные машины для "Генерал-Адмирала" (1876) и "Герцога Эдинбургского" (1877) - 15,2 узла без именений в вооружении и бронировании.
"Европа" и "Забияка" аки в реале достались Крампу. ТТХ реальные.
Доброфлотовцы "Россия" (экс-Гользация) и "Петербург" (экс-Тюрингия) - реальные.
Ранне-доброфлотовская серия:
- крейсера "Азия", "Африка" (впоследствии "Ярославль" Добровольного флота) - 4100 тонн, 14,2 узла, 2*8" обр.1867, 6*6" обр.1867, состав ПМК менялся в процессе эксплуатации;
- "Москва", "Нижний Новгород", "Кострома" - коммерческие пароходы по тому же проекту и с тем же зарезервированным вооружением;
- "Москва-2" - капитально перестроенная после аварии "Москва" - 5600 тонн, 13 узлов, вооружение не предусмотрено;
- пароход "Ярославль" (более известный как крейсер "Память Меркурия") - 4100 тонн, 17,5 узла, вооружение "Африки";
- крейсера "Витязь" и "Рында" - "Память Меркурия" по корпусу и вооружению, но со сплошной бронепалубой 2" (выше ВЛ) - 4100 тонн, 17,7 узла.
Перелицованные башенные ветераны:
- "Спиридов" и "Чичагов" - 2*11" обр.1867 (перестволенные на канал обр.1877) + 4*4,2" обр.1867 - 12,1-12,7 узла;
- "Лазарев" - 2*11" 6*4,2" - 13,5 узла;
- "Грейг" - 2*2*11" - 12,6 узла;
- "Париж" (трофейный "Махмудие") - обводы и броня изначальные, корпус срезан на фальшборт - 12,5 узла, 3*2*11" обр.1877 (орудия с "дождей"), 8*6" обр.1877, ПМК менялся в процессе службы;
- "Русалка" и "Чародейка" - 11-12 узлов, 2*9" обр.1877 в башне, 2*9" открыто.
Серия "истребителей торговли":
- "Минин" - водоизмещение реальное, вооружение реальное, аки в реале - бронефрегат, но вот ходовые ТТХ что-то не найду ;
- "Донской" и "Мономах" - аки в реале история с 1 и 2 валами, реальное бронирование, вооружение 4*9" + 12*6", но марки орудий в процессе эксплуатации менялись - 6000 тонн 16,9-17 узлов;
- "Адмирал Нахимов" - 8300 тонн, 16,3 узла, 4*2*9"/35, 10*6"/35 + ПМК;
- "Полярная Звезда" - 4100 тонн, 19,7 узла, 6*6"/28;
- "Адмирал Корнилов" - 6023 тонны, 18,8 узла, 2*2*9"/35, 8*6"/35 + ПМК, "узкий" бортовой пояс 6" сталежелезный ~70% длины;
- "Память Азова" - "Конилов с карапасной бронепалубой" - 6640 тонн, 18,3 узла, 2*2*9"/35, 8*6"/35 + ПМК.
Ранние броненосцы:
- "Екатерина II", "Чесма", "Синоп", "Георгий Победоносец" - почти реальное бронирование (кормовая установка ГК - башенная) и вооружение, реальные обводы, реальная история с разнобоем вооружения - 10930 тонн, 15,5 узла, 3*2*12", 8*6"/35 + ПМК;
- "Император Александр II", "Император Николай I" - корабли с барбетным ГК2 - 8775 тонн, 15,7 узла, 2*12", 3*2*9"/35, 4*6"/35 + ПМК;
- "Гангут" - Гуляеву дали поиграть в "непотопляемый и неопрокидываемый" - 6690 тонн, 16,2 узла, 4*2*9"/35, 4*6"/35 + ПМК;
- "12 Апостолов" (допишу позже);
- "Наварин" - 10200 тонн, 18 узлов, 2*13,5"/35, 3*2*9"/35, 4*6"/35 + ПМК.
Серия канонерок:
- "Кореец" и "Манджур" - 1675 тонн, 16,3 узла, сталежелезный пояс 6" на 50% длины, 2*9"/35 в барбете, 2*6"/35, 4*4,2"/19 + ПМК;
- "Алеут" - "Кореец без брони и тяжёлого вооружения" - 1675 тонн, 16,3 узла с полной нагрузкой (17,1 в ходе карьеры), 4*4,2"/19 + ПМК;
- "Донец", "Терец", "Кубанец" - "черноморские Корейцы" - отличие в изначальной постеновке ПМК 2,5"/35;
- "Запорожец", "Черноморец", "Уралец" - "Донцы с новыми машинами" - 16,8 узла, 2*9"/35, 2*6"/35, 4*4,2"/35 + ПМК;
- продолжение следует.
Не интегрированные в текст и/или не доведённые до точки заготовки:
- "Жюль Верн" (бывший Geart Eastern);
- апгрейд "Петра Великого";
- серия малых минзагов ("Буги") и вспомогательных кораблей;
- быстроходный минзаг великого князя "Светлана".
По крейсерам начиная с "Рюрика", по броненосцам начиная с "Сисоя" и доброфлотовцам начиная с "орла" вообще не уверен "куда кривая вывезет" - ТТХ пароходов будут сильно зависеть от ТТХ машин новых поколений, к которым я ещё не приступал.
Также не знаю на счёт перспектив минных крейсеров.
Отредактированно yuu2 (13.12.2013 14:06:51)
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #771304
"Минин" - водоизмещение реальное, вооружение реальное, аки в реале - бронефрегат, но вот ходовые ТТХ что-то не найду ;
1 ПМ двойного расширения, 5290-5340 л.с, 9 двойных котлов, 1 вал; скорость 10,3—14,5 узла. Есть такие данные.
Скорости и 9 дм радует.
Пам. Азова по скорости Лому уступает,а вот по артиллерии нет.
Кан.лодки так вообще крейсерские скорости.
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #771304
"Жюль Верн" (бывший Geart Eastern);
Плотников то его приобрести за 16 тыс фунтов то сможет. А что делать из него ?
1. Судно способное доставить полноценный полк за тысячи миль.
2. Корабль-обеспечения.
3. Совмещенный корабль обеспечения с ВсКр.
4. Суперавтономный ВсКр с миноносцами на борту.
Кстати на Жюль Верне можно будет доставлять миноносцы на ДВ не разбирая их. Да и многие другие крупногабаритные грузы.
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #771304
По крейсерам начиная с "Рюрика", по броненосцам начиная с "Сисоя" и доброфлотовцам начиная с "орла" вообще не уверен "куда кривая вывезет" - ТТХ пароходов будут сильно зависеть от ТТХ машин новых поколений, к которым я ещё не приступал.
Но,то, что Рюрик имеет все шансы выпрыгнуть за 20 уз , точно. И его тоже ждут 9 дм,только 4 или 6 ?
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #771304
Также не знаю на счёт перспектив минных крейсеров.
При тех же ТТХ скорости то должны быть выше.
Кстати как и российских Перновых.
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #771304
- быстроходный минзаг великого князя "Светлана".
Т.е на опережение Енисея и Амура ?
Вроде же "Великий Восточный"--->"Жуль Верн" был заделан круизником?
Заинька написал:
Оригинальное сообщение #771388
Вроде же "Великий Восточный"--->"Жуль Верн" был заделан круизником?
Это я к тому писал,что рано его на пенсию отправили. Русский Жюль Верн мог и для освоения русского ДВ поработать ,после этапа круизника, и да и тем же кабелеукладчиком на том же ДВ.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #771368
1. Судно способное доставить полноценный полк за тысячи миль.
Полноценные два
Но это - по мобилизации, а в мирное время - круизник.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #771368
4. Суперавтономный ВсКр с миноносцами на борту.
Поверьте, в Доброфлоте будет кому доставлять миноносцы на Дальний Восток
варяг написал:
Оригинальное сообщение #771368
И его тоже ждут 9 дм,только 4 или 6 ?
Толком не рисовал. Но если на "Нахимове" 8, то ИМХО с этого и буду стартовать.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #771368
При тех же ТТХ скорости то должны быть выше.
Кстати как и российских Перновых.
Минный крейсера у меня пока не вытанцовываются по габаритам машин. Миноносцы - тем более.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #771369
Т.е на опережение Енисея и Амура ?
Нет. В исходном задании на "Светлану" как раз и указывалась постановка мин. Это потом её "доработали напильником" в зауряд-крейсер. Надеюсь избежать этой истории.
Отредактированно yuu2 (16.12.2013 08:19:49)
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #772389
Полноценные два
Но это - по мобилизации, а в мирное время - круизник.
Ага,т.е законсервирован.Только нет в русской Папуасии двух полков
Истрен всё же мог поработать для России ещё кабелеукладчиком,так можно было бы весь русский ДВ отелеграфить.
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #772389
Поверьте, в Доброфлоте будет кому доставлять миноносцы на Дальний Восток
Без разборки ? На Истрен можно было бы и 120 тонные ставить целыми и вперёд на ДВ.
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #772389
Толком не рисовал. Но если на "Нахимове" 8, то ИМХО с этого и буду стартовать.
Башенный Рюрик .., четырёх башенный. Это интересно
А не возникала ли мысль у русских в АИ восстановить добрые отношения с королём Гаваий ?
варяг написал:
Оригинальное сообщение #772523
Только нет в русской Папуасии двух полков
А кто сказал, что только там?
В случае обострений с Британией пароход пойдёт во Владивосток. С полным запасом угля он может засветиться хоть в Сингапуре, хоть в Веллингтоне.
В случае обострений с Турцией будем "черпать войска" из Питера и восстанавливать на Родосе Орден Госпитальеров (который в поп.изданиях выродился до "мальтийского"). Или в очередной раз "освобождать греков".
варяг написал:
Оригинальное сообщение #772523
Истрен всё же мог поработать для России ещё кабелеукладчиком
Не жадничайте. Старенький он и одновинтовой.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #772523
Башенный Рюрик
Смотреть нужно. Успею на "севастополи" поставить башни ГК2 - будет и "Рюрик" башенным (кстати, кто произнёс "четырёх"???); не успею - придётся обойтись барбетами. Но "Громобой" уже точно будет башенным
варяг написал:
Оригинальное сообщение #772523
А не возникала ли мысль у русских в АИ восстановить добрые отношения с королём Гаваий ?
А нам оно надо? "Великую гавайскую революцию" устроили осевшие там янки. Завезти кратно бОльшее число народу и добиться от них 100%ной лояльности к России - ИМХО не реально. Тем более, что в ходе испано-американской территорию на правах "аэродрома подскока" накачают экспедиционными войсками. Пусть этот Перл японцы оспаривают.
Отредактированно yuu2 (16.12.2013 18:28:03)
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #772593
А кто сказал, что только там?
В случае обострений с Британией пароход пойдёт во Владивосток. С полным запасом угля он может засветиться хоть в Сингапуре, хоть в Веллингтоне.
В случае обострений с Турцией будем "черпать войска" из Питера и восстанавливать на Родосе Орден Госпитальеров (который в поп.изданиях выродился до "мальтийского"). Или в очередной раз "освобождать греков".
Ему требуется прикрытие. Минимум два внятных крейсера и плюс разведчик. Т.е получается автономная крейсерская группа,С ОЧЕНЬ ХОРОШЕЙ АВТОНОМНОСТЬЮ. Из Гвинеи могут и в Индийский океан выходить.
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #772593
Не жадничайте. Старенький он и одновинтовой.
А ему далеко ходить и не надо, линии тянуть. Владивосток - Корсаков, Владивосток- Петропавловск, Владивосток-Николаевск, Владивосток -Симоносеки. Благодаря этому резко возрастёт информативность,оперативность в действия и управляемость регионом.
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #772593
Смотреть нужно. Успею на "севастополи" поставить башни ГК2 - будет и "Рюрик" башенным (кстати, кто произнёс "четырёх"???); не успею - придётся обойтись барбетами. Но "Громобой" уже точно будет башенным
Т.е на Рюрик схема расположения артиллерии Нахимова не подходить из-за соотношения длины и ширины ? Если Рюрик океанский рейдер.
Барберты хуже чем башни,но лучше ,чем на оригинале
Тем более есть возможность переделки под башни.
Громобой ? А Россия ?
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #772593
А нам оно надо? "Великую гавайскую революцию" устроили осевшие там янки. Завезти кратно бОльшее число народу и добиться от них 100%ной лояльности к России - ИМХО не реально. Тем более, что в ходе испано-американской территорию на правах "аэродрома подскока" накачают экспедиционными войсками. Пусть этот Перл японцы оспаривают.
Цель на Гавайях, получить от пока ещё более менее самостоятельных королей( и желающих эту самостоятельность сохранить) право на создание угольной станции для русских кораблей ,аренда или покупка в собственность участка земли.
Калакауа I будет не прочь получить поддержку от России,тем более,что на него уже сильно давили белые на Гаваийях. Да и деньги "веселому монарху" нужны.
У него даже военный и торговый флот был .Кан.лодка и два парохода. А армии винтовок 500 Крнка или Бердана №1 не помешает. И с Гавайями можно и выгодно торговать.
Тем более уже были частные владельцы островов и земель на островах,была и аренда.
И есть дипломатический момент .Два острова и Атолл Куре ,открыты русскими Лисянским( о. Лисянского ) в 1805 г и о.Лайсан и Куре в 1828 г М.Н. Станюкевичем, а "жадный" местный король Камехамеха IV их аннексировал.
Ёщё у России и Гавайи есть консульские отношения с 1859 г, давние связи по Русско-американской компании. Бурная деятельность деятельность на Гавайях Г.А. Шеффера. Деятельность консула П.Добелла на Гаваийях по дороге в Манилу.
Камеамеа II и просил Александра I оказать ему «помощь и покровительство... для поддержания власти и престола», который оставлен его отцом, скончавшимся 8 мая 1819 г.
Получатся для русских цепь баз ,стоянок на Тихом океане, - Владивосток- Петропавловск- Николаевск - Гавайи- Новый Новгород.
Амеры ещё слабы,поэтому дергаться сильно не будут. Да и дойчи активны на Тихом океане, что тоже для амеров хлопоты.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #772702
Т.е получается автономная крейсерская группа,С ОЧЕНЬ ХОРОШЕЙ АВТОНОМНОСТЬЮ. Из Гвинеи могут и в Индийский океан выходить.
Забудьте про "Жюль Верн-1". Его судьбинушку я расписал. Поводов что-то менять не вижу.
Ему на смену придёт "Жюль Верн-2". Который "в полном расцвете сил" окажется как раз ко времени РЯВ. Определюсь с ТТХ - сможете помедитировать над военным использованием суперлайнера. А пока - рано.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #772702
Благодаря этому резко возрастёт информативность,оперативность в действия и управляемость регионом.
Чтобы управлять, нужно иметь чем. Если плотность русского населения на Дальнем Востоке в 1900 будет такой же, как в реале, то и управлять особо нечем будет. Все "управляемые" окажутся вдоль железных дорог.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #772708
Т.е на Рюрик схема расположения артиллерии Нахимова не подходить из-за
Из-за того, что я его ещё не рисовал. Будут 8атмосферные машины и 4 машины на два вала - будет одна схема, будут 12атмосферные и 3 машины на 3 вала - будет другая схема. Куплю 120мм/45 - будет один комплект СК, не куплю - будет другой. И т.д., и т.п.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #772708
право на создание угольной станции для русских кораблей ,аренда или покупка в собственность участка земли.
И нафиг оно нам? Гавайи являются шверпунктом Тихого океана только при противостоянии восточного побережья с западным. Для конфликта север-юг они с боку припёка.
варяг написал:
Оригинальное сообщение #772708
Новый Новгород
ЮЖНЫЙ
Отредактированно yuu2 (17.12.2013 09:46:37)
"Завершалка" истории первых броненосцев
Глава 12. Дети долгостроя
Первое поколение российских броненосцев 20летней программы строилось слишком медленно. И хотя эти темпы меркли на фоне испанских «рекордов», но из-за долгостроя российский флот 1880х оставался «первым среди вторых». Не смотря на громадьё планов, по количеству боеспособных первоклассных броненосцев Россия в эти годы была где-то на уровне латиноамериканских держав. Что, впрочем, не помешало британцам для выколачивания новых денег у парламента свести в одну таблицу «Инфлексибл» и «Чародейку», «Кремль» и «Девастейшен». «Кремль» в подобном сопоставлении флотов был особенно знаменателен: 29 мая 1885 года в шторм он потерял винт, после чего два дня дрейфовал под парусами и в итоге затонул от получения всего одной пробоины. Такая вот боеспособность. Но коль скоро плавучая батарея всё-таки была поднята, англичане без зазрения совести занесли её в список первоклассных российских броненосцев. Такая вот политика.
Фактически у России было два флота с совершенно разной тактикой, разными районами плавания и разной подготовкой экипажей: флоту береговой обороны требовалось знание лоций, а флоту крейсеров – астронавигация; флот канонерок тренировался в таранах, а флот крейсеров – в дипломатии. А флот броненосцев исчерпывался «Петром Великим» и «Парижем». Из-за чего каждый вновь вводимый в строй корабль становился плавучей партой даже для офицеров: оптимизировались штатные расписания, исследовались новые виды оружия, разрабатывались учебные планы. «Синоп» прокладывал дорогу поворотным торпедным аппаратам. «12 Апостолов» стал полигоном для отработки постановки мин с рельсов. «Гангут» тестировал систему «боевых указателей» для четырёх одновременно наводимых башен. Ограниченный ресурс стволов 13,5”/35 «Наварина» привёл к переработке системы стволиковых стрельб – в специальные учебные снаряды были заделаны укороченные стволы орудий 2,5”/19 таким образом, что затвор стволикового орудия практически прилегал к казённику, и подрыв учебного запального стакана приводил к учебному выстрелу. После переработки подобной системы под ствол винтовки Бердана учебно-стволиковые снаряды получили орудия вплоть до калибра 6”.
***
Кроме нескольких волнительных недель в ходе очередных греко-турецких и англо-русских обострений, жизнь черноморских броненосцев была на удивление размеренной: «зимний сон» в резервах разного уровня, весенние «эволюции» для восстановления навыков совместного маневрировании, летние стрельбы, осенние десанты – и так из года в год. За что моряков-черноморцев за глаза называли «домоседами».
Жизнь моряков-балтийцев была явной противоположностью. «Маркизова лужа» замерзает на шесть месяцев в году. В результате на всю боевую подготовку остаётся хорошо если 10-15 погожих недель в году. В таких условиях набрать сколь-нибудь значимый судоводительский и командный ценз можно было только в дальних плаваниях – и желательно в тёплых водах. Штурмана, приходившие с крейсеров на балтийские броненосцы, чувствовали себя королями – после Тихого океана Балтику и Средиземное море они могли осваивать с завязанными глазами. Но вот вновь назначенные командиры балтийских броненосцев с трудом вживались в специфику новой службы: эскадренные перестроения, репетиция сигналов в строю, взаимодействие с миноносцами – не все командиры фрегатов осваивали тонкости. В результате, балтийский флот как был крейсерским до появления броненосцев, так и продолжал крейсерствовать даже на «утюгах». И когда под конец 19 века обострились дипломатические игрища вокруг Дальнего Востока, первые броненосцы 20летней программы отправились на край света. Но по мере ввода в строй современных броненосцев все они были отозваны.