Сейчас на борту: 
Gunsmith,
Боярин,
капитан,
Ольгерд,
Скучный Ёж
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

  • Форум
  •  » История авиации
  •  » Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

#1 09.01.2014 01:00:06

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

4

Наткнулся на ВИФе на короткую ветку по потерям 655-го тяжелого батальона истребителей танков (с недавно всплывшими фотографиями) 21/22.6.43
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/0.htm

Там я не зарегистрирован, но м.б. и здесь кому-нибудь будет интересно.

По оперсводке АДД получается, что это дело рук 4-й гв.ад дд (3-й гв.корпус). Дивизия сделала 29 самолето-вылетов Б-25 по военному городку Ямница (12 км ю-з Могилева) и 7 Б-25 по ж/д мосту через р.Лахва у Ямницы.

На городок сброшены 108 ФАБ-250ТГА, 30 ФАБ-250 немецких, 70 ЗАБ-100ЦК. Бомбы разорвались среди построек военного городка и в районе скопления автотранспорта. Возникло 23 больших очага пожаров с 11 сильными взрывами ярко-белого пламени.

Реальный результат (по ссылкам ВИФа на буржуйские форумы) душевный: 5 тяжелых САУ "Хорниссе" ("Насхорн" впоследствии) уничтожены, еще 5 повреждены. Батальон потерял 9 человек убитыми и 18 тяжело ранеными. Но самое существенное - две роты из трех отъехали в Минск за новой матчастью и на Курскую дугу уже не успели. Такие дела.

Эпизод интересен не только сам по себе, но и как иллюстрация того, что АДД в принципе имела способность поражать точечные цели (удар был нанесен не случайно, целью был именно этот лагерь). Я и с другими примерами время от времени сталкиваюсь. Но при этом АДД в целом не дала той отдачи, которую от нее ожидали. Жаль, что пока этот вопрос явно недоисследован.

#2 09.01.2014 12:08:05

Егоров Н.Б.
Гость




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

1

Спасибо. Не часто встретишь такую эффективность ночных ударов. Интересно, информацию о лагере дали наверное партизаны...

#3 09.01.2014 12:45:42

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

Егоров Н.Б. написал:

Оригинальное сообщение #779623
Интересно, информацию о лагере дали наверное партизаны..

В оперсводке источник разведданных не указан. Это могли быть и партизаны, и дальняя возд.разведка.

Вообще по результатам налетов АДД и фронтовой бомбардировочной авиации многое могут дать документы корюков (Korueck - управление армейского тыла). Их много сохранилось. Те, что я видел, по налетам на аэродромы и другим интересным моментам дают немало нового.
С тем, что дальше армейского тыла, сложнее. Но основная масса налетов всё равно производилась на относительно небольшую глубину.

#4 09.01.2014 13:02:00

bober550
Гость




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #779643

Вообще по результатам налетов АДД и фронтовой бомбардировочной авиации

Очень кстати некопанная тема.

#5 09.01.2014 13:16:03

Егоров Н.Б.
Гость




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #779643
Те, что я видел, по налетам на аэродромы

Есть разночтения с ГК на предмет уничтоженных самолетов?

#6 09.01.2014 13:43:20

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

Егоров Н.Б. написал:

Оригинальное сообщение #779653
Есть разночтения с ГК на предмет уничтоженных самолетов?

Бывают, и иногда (не часто) заметные. Мне "бывшие вероятные противники" на недоуменные вопросы отвечали, что вероятно в итоге повреждения оказались менее 10%, поэтому в списки ГКМ не попали. Когда корюк пишет о поврежденных самолетах, такое может быть (но наверняка не всегда). Но чтобы несколько уничтоженных самолетов оказались после детального обследования слегка поцарапанными - что-то сомневаюсь я.

Добрые люди мне по интересующим меня эпизодам привели данные из NVM (поименные потери, сейчас доступны только для родственников по запросам, но короткое время в 80-х были доступны для всех, и умные люди наделали копий). Получается, что документы NVM на порядок точнее, чем ГКМ, где много банальных опечаток. Вероятно потому, что к персональному учету вообще относились серьезнее, чем к железкам (связано с назначением пенсий семьям или самим инвалидам и т.п.). Но, к сожалению, NVM не помогает в тех случаях, когда пострадала только техника.

В общем, на одни списки ГКМ опираться в определении потерь нельзя. Не скажу, что это радикально меняет картину потерь люфтваффе. Но тем не менее.

#7 09.01.2014 13:54:55

bober550
Гость




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #779660
Но чтобы несколько уничтоженных самолетов оказались после детального обследования слегка поцарапанными - что-то сомневаюсь я.

В принципе возможно. Страшно выглядящие при первом взгляде повреждения могут оказаться достаточно легко ремонтируемыми при детальном осмотре. Особенно при наличии деталей снятых с ранее потерянных на 50/70%. Другое дело что должно быть и наоборот- маленькая дырочка снаружи и вынесенный силовой элемент центроплана внутри.
Простите за досужие философствования- говорю на опыте СЛА.

#8 09.01.2014 14:13:03

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

bober550 написал:

Оригинальное сообщение #779664
В принципе возможно. Страшно выглядящие при первом взгляде повреждения могут оказаться достаточно легко ремонтируемыми при детальном осмотре.

То, что казавшийся уничтоженным самолет мог реально оказаться поврежденным на 80-60% (что всё равно означает списание), это вполне возможно. Моторы уцелели, приборы и т.п. В каких-то случаях даже 40%, хоть это и маловероятно. Но не 5 же процентов! Т.е. в списки ГКМ такие самолеты по-любому должны были попасть. Но не попали.

#9 09.01.2014 14:22:12

Егоров Н.Б.
Гость




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #779660
Мне "бывшие вероятные противники" на недоуменные вопросы отвечали,

:-)) Норвежцы вроде как "бывшие вероятные союзники".

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #779660
Но чтобы несколько уничтоженных самолетов оказались после детального обследования слегка поцарапанными - что-то сомневаюсь я.

Могли донести через год, потери за Сталинград встречаются в ГК в ноябре-декабре 1943. А 1944 как известно "томится в зловещих подвалах Лубянки".

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #779660
В общем, на одни списки ГКМ опираться в определении потерь нельзя. Не скажу, что это радикально меняет картину потерь люфтваффе. Но тем не менее.

Есть такая партия, но как говорится на безрыбье...А Салонен - молодец, весь WASt скопировал в свое время.

#10 09.01.2014 14:38:25

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

Егоров Н.Б. написал:

Оригинальное сообщение #779678
:-)) Норвежцы вроде как "бывшие вероятные союзники".

Нет, "вероятный противник" - это термин времен Холодной войны и разрядки. Т.е. НАТО в первую очередь, и агрессивная Норвегия в том числе :)

Егоров Н.Б. написал:

Оригинальное сообщение #779678
Могли донести через год, потери за Сталинград встречаются в ГК в ноябре-декабре 1943

Насчет дополнений по Сталинграду в декабре 1943 - это точно. В принципе, часть 1-й половины 1943 тоже могла на 1944 перелететь, согласен.

Егоров Н.Б. написал:

Оригинальное сообщение #779678
А 1944 как известно "томится в зловещих подвалах Лубянки".

Надеюсь, слухи о том, что не распакованные с 1945 года трофеи всё же оцифруют и выложат по якобы существующему соглашению с Германией, подтвердятся. Но есть ли там ГКМ-1944, большой вопрос. Хотя списки ГКМ печатались в таком количестве экземпляров, что может и правда один из экземпляров томится. Хотя и не на Лубянке :)

Егоров Н.Б. написал:

Оригинальное сообщение #779678
А Салонен - молодец, весь WASt скопировал в свое время.

Весь WASt - вряд ли, это неподъемно. Но что он молодец - это безусловно.

#11 09.01.2014 17:20:48

S300
Мичманъ
michman
Сообщений: 1517




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #779686
Нет, "вероятный противник" - это термин времен Холодной войны и разрядки. Т.е. НАТО в первую очередь, и агрессивная Норвегия в том числе

В принципе, Норвегия и сейчас в этом списке :)


С уважением

#12 09.01.2014 20:20:14

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

S300 написал:

Оригинальное сообщение #779752
и сейчас в этом списке

Если верить старому анекдоту, во времена нового мЫшления термин "вероятный противник" был заменен на "вероятный союзник" :)

#13 10.01.2014 00:54:44

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

Пошарил в интернете - оказывается, эпизод с Ямницей известен, хотя и излагается в основном в стиле охотничьих рассказов.

А вот и наградной на целеуказателя (лейтенант Павлов И.А.):
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filte … b288052b65

Получается, что это удачный пример совместной работы фронтовой разведгруппы и АДД.

#14 11.01.2014 09:57:08

алтын73
Гость




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #779552
По оперсводке АДД получается, что это дело рук 4-й гв.ад дд (3-й гв.корпус). Дивизия сделала 29 самолето-вылетов Б-25 по военному городку Ямница (12 км ю-з Могилева) и 7 Б-25 по ж/д мосту через р.Лахва у Ямницы.

На городок сброшены 108 ФАБ-250ТГА, 30 ФАБ-250 немецких, 70 ЗАБ-100ЦК. Бомбы разорвались среди построек военного городка и в районе скопления автотранспорта. Возникло 23 больших очага пожаров с 11 сильными взрывами ярко-белого пламени.

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #780005
Пошарил в интернете - оказывается, эпизод с Ямницей известен, хотя и излагается в основном в стиле охотничьих рассказов.

А вот и наградной на целеуказателя (лейтенант Павлов И.А.):
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filte … b288052b65

Получается, что это удачный пример совместной работы фронтовой разведгруппы и АДД.

Спасибо большое за прояснение события!

#15 11.01.2014 17:19:20

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

алтын73 написал:

Оригинальное сообщение #780627
Спасибо

Не за что. Самому интересно стало.
Там, кстати, потери немцев неполные, скорее всего. Мартин Блок, насколько я понял, интересуется только бронетехникой, её потери он и привел. А ведь наверняка и автотранспорт был, и прочее имущество. Да и потери в личном составе вряд ли ограничились только самим 655-м батальоном.

#16 11.01.2014 18:10:06

алтын73
Гость




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

Может поможете старую загадку разгадать? Кто и чем бомбил ст.Ниж.Сыроватка 14 августа 1943 г.?
http://altyn73.livejournal.com/81108.html

#17 11.01.2014 20:02:00

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

алтын73 написал:

Оригинальное сообщение #780807
Может поможете старую загадку разгадать? Кто и чем бомбил ст.Ниж.Сыроватка 14 августа 1943 г.?

К сожалению, я этот период не смотрел. Отмечу себе, если в этом году в ЦАМО ездить буду, посмотрю. Если кто-нибудь раньше не успеет.

#18 11.01.2014 22:09:54

MAXXX
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Рыбинск
Сообщений: 956




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

Ув. А. Кузнецов,замените,пожалуйста,слово "погром" в названии темы на слово "разгром".А то слово "погром" вызывает таки несколько иные ассоциации)))))

#19 11.01.2014 22:55:30

John Smith
Мичманъ
michman
яхта Беда
Сообщений: 1853




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

Вообще-то утверждения о погроме/разгроме выглядят странновато. Если взять цифры потерь, то даже вместе с повреждёнными 10 штук, это меньше 1 роты - 14 машин. Всего в батальоне по штату 45. Если батальон был недоукомплектован, то отъезд сразу 2-х рот за мат частью вызван именно этим, и удачная бомбёжка явлеется не единственной причиной непопадания под Курск.
Людские потери при штатной численности ЕМНИП под 700 человек вообще ничтожны.

#20 11.01.2014 23:53:43

John Smith
Мичманъ
michman
яхта Беда
Сообщений: 1853




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

Ответ нашелся. Бомбёжка действительно была только одной из причин поездки в Минск. Второй и более многочисленной проблемой были прицелы.

The first train transporting elements of s.H.Pz.Jg.Abt. 655 from Germany to the Eastern Front arrived in Mogilew on 6.5.1943. The three companies of the Abteilung (Kp. 521, 611 and 670) remained in the area and carried out extensive training and life firing exercises with their new 'Hornisse' tank destroyers. During life firing exercises it quickly turned out that those 'Hornissen' fitted with the 'Zielgerät 34' gun sight were not combat worthy. Vibrations during cross country driving and especially the shock when firing the main gun proved to much for the support of the gun sight which had to be re-adjusted after each shot. Impossible under combat conditions.
Only 13 out of 45 'Hornissen' were equipped with the 'Zielgerät 1a' which ' worked without any problems.

During the night of 21./22.6.1943 disaster struck: A well aimed Soviet air attack on the camp of 655 caused 9 dead and 18 seriously wounded. 5 'Hornissen' were completely destroyed and 5 more were damaged.
On 25.-27.6.1943 the whole Abteilung was loaded on trains. Kp. 611 and 670 were transported to Minsk where they were to await replacements for the lost guns and new gun sights. This however did not happen before the end of July.
Kp. 521 with the 13 'Zielgerät 1a' equipped 'Hornissen' was transported to the area of Pz.AOK 2. From 3.7.1943 until 27.7.1943 it was attached to XXXV. A.K. and supported 56., 36. and 262. Inf.Div. east of Orel. During this time the company claimed the destruction of 1 KV II, 19 KV I, 1 General Lee, 30 T 34, 1 T 60, 5 T 70, 1 Mark II, 1 rocket launcher on armored chassis, 1 anti-aircraft gun and 3 trucks against only 2 'Hornissen' as total write-offs. Personnel losses were 2 dead, 1 missing, 16 seriously wounded, 12 slighly wounded.
After that Kp. 521 returned to the Minsk area for refit.

Отредактированно John Smith (11.01.2014 23:55:15)

#21 11.01.2014 23:53:47

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

MAXXX написал:

Оригинальное сообщение #781082
замените,пожалуйста,слово "погром" в названии темы на слово "разгром".А то слово "погром" вызывает таки несколько иные ассоциации)))))

Я не модератор, и названия заголовков менять не могу.
В любом случае, у слова "погром" несколько значений. Думайте о хорошем :)
Я выбирал слово более нейтральное в данном контексте, чем "разгром".

John Smith написал:

Оригинальное сообщение #781082
утверждения о погроме/разгроме выглядят странновато

Мы с Вами, Смит, не знаем, что еще потерял батальон, кроме "Шершней". Может, какое-нибудь важное оборудование, запчасти или еще что-нибудь. В любом случае, отвод 2/3 батальона накануне решающей битвы Света и Тьмы в сторону, противоположную фронту, выглядит несколько странно, не правда ли? Невольно в голову приходят мысли, что это как-то связано с налетом.

#22 11.01.2014 23:57:41

John Smith
Мичманъ
michman
яхта Беда
Сообщений: 1853




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #781120
ы с Вами, Смит, не знаем, что еще потерял батальон, кроме "Шершней". Может, какое-нибудь важное оборудование, запчасти или еще что-нибудь. В любом случае, отвод 2/3 батальона накануне решающей битвы Света и Тьмы в сторону, противоположную фронту, выглядит несколько странно, не правда ли? Невольно в голову приходят мысли, что это как-то связано с налетом.

Вы ЕМНИП владеете английским? Прочитайте мой предыдущий пост. Ровно 2/3 батальона имели негодные прицелы. Хотя бомбёжка безусловно тоже сыграла свою роль.

#23 11.01.2014 23:58:25

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2084




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

John Smith написал:

Оригинальное сообщение #781119
Второй и более многочисленной проблемой были прицелы

Проблемы с частью прицелов были. Но для установки новых прицелов нет смысла возить тяжелые дуры туда-сюда, загружая ж/д, которая и так плохо справлялась с перевозками накануне "Цитадели". Наверное, проще прицелы к САУ привезти, чем САУ к прицелам?

Английским владею, но не успеваю отслеживать Ваши ответы.

Отредактированно А. Кузнецов (11.01.2014 23:59:56)

#24 12.01.2014 00:05:13

John Smith
Мичманъ
michman
яхта Беда
Сообщений: 1853




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #781123
Проблемы с частью прицелов были. Но для установки новых прицелов нет смысла возить тяжелые дуры туда-сюда, загружая ж/д, которая и так плохо справлялась с перевозками накануне "Цитадели". Наверное, проще прицелы к САУ привезти, чем САУ к прицелам?

Не скажите. Я к сожалению не в курсе деталей, но далеко не все прицелы взаимозаменяемы. Тем более что орудие не являлось копией зенитки а было адаптировано под САУ. Вполне возможно что требовались переделки в тыловых мастерских расположенных в Минске.

#25 12.01.2014 00:10:54

John Smith
Мичманъ
michman
яхта Беда
Сообщений: 1853




Re: Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

Вдогонку. Кроме того, по Вашей-же, вообщем-то абсолютно правильной логике, гораздо проще привезти "важное оборудование, запчасти или еще что-нибудь" к самоходкам, чем тащить САУ к этому самому.

Страниц: 1 2

  • Форум
  •  » История авиации
  •  » Авиация Дальнего Действия и погром 655-го тяжелого батальона истребителей танков 21/22.6.43

Board footer