Вы не зашли.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792182
Стало быть, ключевое значение имела НЕ перегрузка, а что-то ДРУГОЕ.
Ну, я и не говорил, что именно перегрузка была ключевым фактором поражения.
Я лишь отметил, что она - была, что была фактором немаловажным, и предложил не сбрасывать её со счетов.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792182
Не так много для ключевого фактора.
Но, и не так мало.
Учитывая, что ИМХО у Цусимского поражения не было какого-то одного, особенного, исключительного фактора, а была совокупность нескольких факторов, которые можно назвать ключевыми, если угодно.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792182
ещё часок-другой обычно воюют после взрыва погребов?
А что, разве взрыв погребов на Бородино - это установленный факт?
Кто его установил, и когда, можно по-любопытствовать?
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792182
А когда и как он должен был эти марки видеть?
Когда? В любой момент.
Как? С помощью любого из оптических приборов на выбор: глаза или бинокль.
Что ему мешало это сделать?
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792183
а разве таких понятий, как нормальное и полное водоизмещение, не существует?
Да нет, понятно, что они существуют, и т.д. ...
Меня улыбнуло то, что переуглубление в 1 метр по мнению флагштурмана уже и за перегрузку-то не считается.
Так... нормально сидим.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792180
Акын - молодец!
Спасибо, я старался. Но и Филипповского в придурки записывать пока не будем, да?
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792180
При проектной осадке в 26 фут, корабли сидели на 29 ф., т.е. почти на метр глубже. Действительно, разве это можно всерьёз называть перегрузкой?
Говоря о перегрузке углём и провизией, Филипповский очевидно имеет в виду уголь и провизию. Угля, даже при всей нелюбви к Рожественскому, трудно насчитать более полного запаса, провизии тоже. Это были в те времена главные претензии к ЗПР. Так в чём же дело?
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792187
Когда? В любой момент.Как? С помощью любого из оптических приборов на выбор: глаза или бинокль.Что ему мешало это сделать?
Я, конечно, сухопутный книжный червь, но интересно, насколько точную информацию дают эти самые марки а)на ходу; б)на волнении?
Да и можно ли им доверять, а то вспоминается конфуз с минным крейсером "Новик".
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792187
А что, разве взрыв погребов на Бородино - это установленный факт?
Кто его установил, и когда, можно по-любопытствовать?
Это - не установленный факт, конечно. Но эта версия не менее вероятна, чем версия опрокидывания из-за накопления воды на броневой палубе.
Более того, поделюсь наблюдением: вот чуть выше была цитата из Черкасова про Пересвет. На котором действительно, точно и достоверно, скопилась большая масса воды в жилой палубе. И на котором реально, точно и достоверно случилась потеря остойчивости - корабль при поворотах получал устойчивый крен в 7-8 градусов то на один, то на другой борт. Вроде как для Бородино и Александра наблюдений аналогичных не много. Чтобы сначала крен на один борт, а после поворота - на другой.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792187
Как? С помощью любого из оптических приборов на выбор: глаза или бинокль.
И какова точность такого наблюдения?
И, ещё раз:
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792183
по имеющимся сведениям, японские броненосные корабли вступали в Цусимское сражение с осадкой на 2-3 фута больше нормальной. Но им-то можно, да?
Это как?
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792187
Учитывая, что ИМХО у Цусимского поражения не было какого-то одного, особенного, исключительного фактора, а была совокупность нескольких факторов, которые можно назвать ключевыми, если угодно.
Так и я о том же.
NMD написал:
Оригинальное сообщение #792188
Угля, даже при всей нелюбви к Рожественскому, трудно насчитать более полного запаса, провизии тоже. Это были в те времена главные претензии к ЗПР. Так в чём же дело?
Дело - в традиции. У разговоров о Цусиме есть уже некоторые традиции, которые надо блюсти. Вот уже вроде как многие знают: корабли 1 ТОЭ шли в бой 28 июля с полным запасом угля (за исключением Пересвета и Победы), трёхмесячным запасом провизии и гребными судами. Кое-кто знает, что японские корабли шли в Цусимское сражение с полным запасом угля, гребными судами и замечательной такой "противоосколочной защитой" из коек и канатов. И вроде как элементарная логика подсказывает - если несколько человек сделали одно и то же, но получили разные результаты, это вот "одно и то же" не может быть причиной разницы в результатах. Ан нет...
Отредактированно realswat (06.02.2014 10:27:11)
NMD написал:
Оригинальное сообщение #792188
Филипповского в придурки записывать пока не будем, да?
Разумеется.
И в мыслях такого не было.
NMD написал:
Оригинальное сообщение #792188
Угля, даже при всей нелюбви к Рожественскому, трудно насчитать более полного запаса, провизии тоже.
Я не совсем понял, речь про 14 мая, или вообще?
Т.к. провизии там было больше полного запаса /вспомним хотя бы мешки с мукой, готорые потом весело горели в адмиральской столовой/.
А ещё котельная вода, масло и пр., не предусмотренное полным запасом по штату.
NMD написал:
Оригинальное сообщение #792190
насколько точную информацию дают эти самые марки
Здесь вопрос в требуемой точности измерений, но по-любому плюс-минус пол-фута определить, наверное можно.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792193
Вроде как для Бородино и Александра наблюдений аналогичных не много. Чтобы сначала крен на один борт, а после поворота - на другой.
Дык, за их последние полтора часа жизни и поворотов-то не было.
А если и были, то только те, которые увеличивали крен.
Так что здесь всё тоже весьма неопределённо.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792193
У разговорах о Цусиме есть уже некоторые традиции, которые надо блюсти.
Традиции - это наше всё!!
Вот крикну я сейчас: СЛАВА МЕГАТРОНУ!!!
И это тоже будет нашей доброй традицией.
А куда же без них-то?
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792193
Кое-кто знает, что японские корабли шли в Цусимское сражение с полным запасом угля, гребными судами...
А Вы допускаете мысль, что перегрузка японских кораблей по-иному влияла на их боевую устойчивость, чем перегрузка кораблей РИФ?
Иными словами, для японцев она представляла меньшую опасность, чем для русских?
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792199
А Вы допускаете мысль, что перегрузка японских кораблей по-иному влияла на их боевую устойчивость, чем перегрузка кораблей РИФ?
Иными словами, для японцев она представляла меньшую опасность, чем для русских?
Конечно, по-другому. У японцев-то один полный броневой пояс. У бородинцев - два. У японцев-то броня верхнего пояса бьётся русскими снарядами, а у бородинцев - не шибко.
Словом, перегрузка японских кораблей имела больше негативных последствий. Тут и говорить не о чем. Асама из-за неё в конце концов и скопытился.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792195
Я не совсем понял, речь про 14 мая, или вообще?Т.к. провизии там было больше полного запаса /вспомним хотя бы мешки с мукой, готорые потом весело горели в адмиральской столовой/.
Филипповский показывал о 14 мая. И говорил, что провизии принято по вместимости погребов. Можно предположить, что те самые мешки с мукой были перед боем извлечены из провизионки и водружены в столовую.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792195
А ещё котельная вода, масло и пр., не предусмотренное полным запасом по штату.
Согласен. Два момента:
1. Быть может, не предусмотревший должен нести часть ответственности? А ведь и плавсоставу надо было как-то выкручиваться. Помнишь, у Туманова описано, как шпыняли Костенко за перегрузку?
2. ПМСМ и строго ПМСМ, Филипповский отмечал, что перегрузки по топливу и провизии не было. И делал он это в ответ на прямые обвинения. Я не считаю, что он говорит "переуглубление на метр -- нормально сидим". Перегрузка была, бесспорно, но легче всего на Командующего повесить именно перегрузку по топливу и провизии, ибо это всецело в его власти. По другим статьям можно дебатировать.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792195
Дык, за их последние полтора часа жизни и поворотов-то не было.
А за первые? Александра угощать начали примерно в 14.00 - точнее, в 14.21 яп. времени по нему начал стрелять Фудзи.
И, коль уж он строй покинул вскоре после Суворова - так ведь именно в первый час и получил, видать, больше всего. Как же так?
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792200
Тут и говорить не о чем.
Не согласен.
Поговорить всегда есть о чём.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792200
Словом, перегрузка японских кораблей имела больше негативных последствий.
Бог с ними, с поясами...
Вы забыли одну очень важную деталь.
Перегрузка русских кораблей / увеличение осадки / привела к существенному уменьшению угла безопасного крена: с 11 градусов до 7.
А уменьшение МЦ высоты /тоже следствие перегрузки/ привело к тому, что корабль стало легче накренить на указанный угол.
Он и раньше-то не отличался особой стабильностью, но при нормальной осадке это всего лишь захватывало дух /вспомним дедушку Крылова/, однако было неопасно.
На испытаниях А-III, идущий со скоростью эскадры в бою, и положивший руля на борт, сразу получил динамический крен в 6 градусов.
Т.е. фактически, он подошёл к обозначенному выше цусимскому углу безопасного крена.
При этом его МЦ высота была почти равна проектной - 1,2м против 1,3м по проекту.
Так что же говорить про крены бородинцев в бою, у которых эта высота была около 0,76м?
Там, похоже, любое резкое шевеление рулём могло стать последним.
Это Вам не пояс пробить.
Это - по-серьёзнее.
А Вы говорите - японцы...
Отредактированно Kronma (06.02.2014 11:17:06)
Стерегущий написал:
Оригинальное сообщение #792051
Да Вам то какая разница, если у Вас все по калечке? При таком подходе - хоть в 1 миле. Если в цусимском проливе через 10 минут отвернули вправо, то и тут отвернут... :-)
Правильно. Это единственная возможность сопоставить дальнейшее "по месту". Считать, что маневрирование будет ровно таким же.
Если действия (маневрирование в т.ч.) будут другими, то, естественно, картина будет другой. И в Цусиме, и "около своей базы".
Отдельно для поцманов: маневрирование с целью прорваться вообще-то не особо зависит от близости базы (если эта близость не интимная:-), то бишь, база не очень близко).
Отдельно для речных поцманов: например, 10 миль - "очень близко":-)
Стерегущий написал:
Оригинальное сообщение #792051
Таки да. Летом зиму отменяем.
А зимой назначим лето?:-)
От Вас как-то не совсем зря требуют дальнейших планов. Что именно делаем в П-К? Докуда сидим?
Но ответа как не было, так и нет.
Flintt написал:
Оригинальное сообщение #792063
ой не надо за справочники!! я уже один открыл, что вызвало смех!! так что давайте что0нибудь подостовернее!
Лично я вроде не смеялся. Да и reaswat высказал свои соображения, и только.
Потом, справочник по торговым судам (или соответствующий раздел в Джейне, например) вроде бы вещь довольно достоверная?
NMD написал:
Оригинальное сообщение #792201
1. Быть может, не предусмотревший должен нести часть ответственности?
В данном случае, наверное, вряд ли.
Ведь корабль рассчитывается под определённый радиус действия.
Исходя из него прикидывается количество запасов, и утверждается в качестве штатного.
Всё, что будет принято сверху- это уже частная инициатива плавсостава, исходя из каких-то конкретных, сиюминутных условий.
Вроде, так.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792202
А за первые? Александра угощать начали примерно в 14.00 - точнее, в 14.21 яп. времени по нему начал стрелять Фудзи. И, коль уж он строй покинул вскоре после Суворова - так ведь именно в первый час и получил, видать, больше всего. Как же так?
Если говорить о воде на палубах, то она ведь появляется не сразу, а накапливается постепенно.
Из пробитой пожарной системы, от столбов воды из-за борта.
Очевидно, что в начале боя её было меньше, чем к концу.
Flintt написал:
Оригинальное сообщение #792066
а это еще зачем?? у них была своя работа!
Вот наводить шорох у Сангара и есть их работа. Идти броненосной эскадрой пугать каботажники - это просто смешно.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792209
Бог с ними, с поясами...
Вы забыли одну очень важную деталь.
Перегрузка русских кораблей / увеличение осадки / привела к существенному уменьшению угла безопасного крена: с 11 градусов до 7.
То есть с поясами сначала "Бог", а потом вдруг угол крена, при котором уходит в воду верхняя кромка пояса. Нет ли здесь логической ошибки?
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792215
Нет ли здесь логической ошибки?
Нет, ошибки нет.
Главное, что под воду уходит не пояс, а батарейная палуба.
Распространение воды по ней /и как следствие - под неё / уже ничем не остановить.
На Славе, кстати, поэтому и поставили дополнительную продольную переборку.
ПыСы: И ещё один момент: огромные "ворота" орудийных портов центральной батареи на бородинцах расположены на одну палубу ближе к воде, чем на японцах, у которых и "ворот"-то таких нет.
Мелочь, а неприятно...
Отредактированно Kronma (06.02.2014 11:45:00)
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792218
Главное, что под воду уходит не пояс, а батарейная палуба.
Распространение воды по ней /и как следствие - под неё / уже ничем не остановить.
Вот тебе и раз. А что, небронированный борт над верхним поясом - это такой славный фильтр, который воду в корабль впускает, а из корабля не выпускает? Может, не надо мне Муру толкать
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792218
И ещё один момент: огромные "ворота" орудийных портов центральной батареи на бородинцах расположены на одну палубу ближе к воде, чем на японцах,
Вы как бы ошибаетесь. Мелочь, и ни фига не приятно.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792221
не надо мне Муру толкать
Это не он.
Это другой автор - участник событий.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792221
А что, небронированный борт над верхним поясом - это такой славный фильтр, который воду в корабль впускает, а из корабля не выпускает?
Фильтр /разбитый небронированный борт / впускает воду на верхнюю и батарейную палубы, откуда она сбегает ниже, и вот оттуда выхода для неё уже не предусмотрено.
Да и с батарейной палубы воду удаляли банками через мусорные руква, т.к. обратно через пробоины она сама почему-то вытекать не собиралась.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792221
Вы как бы ошибаетесь.
Возможно.
Миделя нет под рукой, а Вундервафля давно барахлит.
Flintt написал:
Оригинальное сообщение #792077
У Егорьева чуть подробнее описаны коммуникации и русские планы противодействия им. А так же что получилось в результате. Интереснейшее чтиво!!
Согласен.
Flintt написал:
Оригинальное сообщение #792077
Гулльский инцидент за риск не считается??
А что, в обстреле траулеров было что-то рискованное? Разве что самих себя не перестрелять.
Против идиотизма приёма нет.
Flintt написал:
Оригинальное сообщение #792077
Восторженной публике ответил командир броненосца "Александр III" капитан I ранга Бухвостов: "Вы смотрите и думаете, как тут все хорошо устроено. А я вам скажу, что тут не все так хорошо. Вы желаете нам побед. Но победы не будет!.. За одно я ручаюсь: мы все умрем, но не сдадимся..." Бухвостов кончил. В кают-компании стало тихо, как в морге. Нарядная аудитория была ошеломлена. Мало того, что речь была траурная, но больше всего удручало присутствующих то, что такую заупокойную русскому флоту произнес один из лучших морских командиров - кандидат в адмиралы.--грустная стратегия и как-то веет бессмыленностью и обреченностью
Грустная. Да, "веет бессмысленностью и обреченностью". Но, во-первых, восприятие ситуации (в любом случае, непростой) у разных людей разное. Во-вторых, такой же "бессмысленностью и обреченностью" веет и от совещаний командования в П-А.
Не надо было начинать войну на море, не имея, скажем, двукратного превосходства? Объективно, скорее всего, так. Но говорить так в концу 1903-го довольно смело. И - априорно - не очень обоснованно.
Потом, возвращаясь к теме: приход в П-К тут же покончит с "бессмысленностью и обреченностью"? Возможно, Вы проясните, почему.
Flintt написал:
Оригинальное сообщение #792077
уголь-это не нефть. думаю можно выбрать всё ломатой и подмести остатки.
Именно, что не нефть. Посмотрите на чертежи: в некоторых бункерах "выбирание лопатой" несколько затруднено:-).
Кроме того, существуют бункера, составляющие часть защиты корабля. Использовать их можно, но корабль становится более уязвимым.
В общем, всё возможно - как экстренная мера. Но вряд ли имеет смысл делать экстренное общеупотребительным?
Flintt написал:
Оригинальное сообщение #792077
ну, 70-многовато. могу допустить до 40*ROFL*
Я объяснил, откуда она взялась: из деления общего расхода за все время на это самое время. И даже высказал некоторые предположения - почему она отличается от расчета "по потреблению" при суммировании.
Пользоваться, или проигнорировать - вопрос не ко мне. Можно сказать, что это верхняя граница - "для почти непрерывного похода".
В принципе же потребление угля будет зависеть прежде всего от активности. Это тривиально и, наверное, понятно:-)
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792224
Это не он.
Это другой автор - участник событий.
А Мура та же.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792224
Фильтр /разбитый небронированный борт / впускает воду
Как легко - "разбитый". Сколько раз, какими снарядами? И ещё - ведь при 7 градусах воды касается кромка бронированной палубы на миделе. Там, где ещё броня батареи есть (метр вроде как до нижней кромки портов, или что-то около того), не правда ли?
И сразу подтягиваем это:
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792212
Из пробитой пожарной системы, от столбов воды из-за борта.
Ужас, ужас. Это сколько ж надо воды-то наплескать в "бородинец", чтобы он утоп?
И этот механизм потопления броненосца Вы считаете, эм, эффективным?
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792224
Возможно.
Сто пудов. Ниже - да. На палубу - нет.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792087
Самого факта гибели корабля/кораблей недостаточно для того, чтобы его боевую устойчивость посчитать высокой/низкой. Я думаю, это даже Вы понимаете. В каких же случаях говорят о высокой/низкой боевой устойчивости? Из чего исходят?Не из состояния противника, как ошибочно предположил чуть выше ув. Kronma. А из интенсивности огневого воздействия.
Вроде Вы настолько всё разжевали, что даже самый тупой должен понять. Посмотрим:-)
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792096
Пожалуй, я соглашусь, что утверждение про "концентрацию огня именно по носовой оконечности Ослябя" не вполне отражает реальную картину событий.Свидетели с впереди идущего Орла могли видеть только носовые раковины броненосца /т. е. корпус до мидель-шпангоута/, возможно поэтому им так и показалось.С идущего сзади Сисоя какой-то специфической концентрации отмечено не было.Просто говорили, что весь Ослябя был под сильным сосредоточенным огнём.И всё.
Да, что-то в этом роде.
Понятно, что ракурс с японских кораблей (хотя - смотря с каких и в какой момент!) был несколько с носа. И что доля попаданий в переднюю часть в таком случае будет больше.
Но "концентрация огня по носовой оконечности Ослябя" - это, как минимум, коряво.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792096
это, возможно, объясняет пассивность ЗПР, как командующего."Перемочь", "перетерпеть", сдюжить" ,"выстоять под огнём", и т.п. способы "победить" использовали командиры и до, и после него.
Ну. в общем это тоже так, или "похоже на так":-). ЗПР вряд ли считал 2ТОЭ сильнее даже только в арт.бою. Задачу, связанную с боем (он себе?), тем не менее поставил. Основания к возможности выполнения имелись. Оставалось выполнять.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792096
Здесь не было бы ничего нового, если бы не один нюанс - предупреждение МТК о специфических особенностях конкретных кораблей, составляющих 80% ударной мощи его эскадры.Я говорю о перегрузке, которой не было у прототипа в бою 28 июля. С этим он должен был считаться, как полагаете?
Уже отмечал, что Микаса тоже имел строительную перегрузку. По памяти, тонн на 600-800.
Наличие перегрузки при достаточной МВ не является причиной отказа от использования корабля в бою?
NMD написал:
Оригинальное сообщение #792124
У американца спрашивают: "Какова вероятность, что выйдя из дому Вы встретите динозавра?"; отвечает "50/50" -- "???" -- "Либо встречу, либо не встречу".
Ага, вот куда бы нашего стерегущего Гроссе! Примите?:-)
NMD написал:
Оригинальное сообщение #792124
по показаниям Филипповского, на утро 14 мая рассчитывали иметь по 600т. угля на "бородинцах". Фактически же оказалось по 900-1100.
Даже 1000 т не является дополнительной перегрузкой.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792227
Как легко - "разбитый". Сколько раз, какими снарядами?
Давайте добавим сюда и пробитые палубы.
Через них, ЕМНИП, воды поступало не меньше, чем через бортовые пробоины.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792227
И этот механизм потопления броненосца Вы считаете, эм, эффективным?
А почему нет?
Это - лишь один из способов поступления воды в корпус.
А ещё было волнение, захлёстывающее воду в открытые порты так, что их приходилось задраивать.
И это же волнение постоянно подавало воду на палубы через пробоины в бортах.
Полагаю, этого Вы отрицать не будете?
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792227
чтобы он утоп?
Постановка вопроса не совсем верная.
Не "утоп", а чтобы его положение стало безнадёжным.
А потом он уже и сам утонет, без "наплёскивания".
Как полагаете, если корабль идёт с постоянным креном, который медленно увеличивается, имея при этом сигнал "Терплю бедствие", он понимает, что скоро финал?
Или всё это - лишь боязь солёных брызг?
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792227
Это сколько ж надо воды-то наплескать в "бородинец", чтобы он утоп?
Его не надо топить, надо лишь накренить за предельный угол.
Дальше польётся само.
И на это нужно не так уж много воды, учитывая маленькую метацентрическую высоту.
Отредактированно Kronma (06.02.2014 12:46:16)
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792187
разве взрыв погребов на Бородино - это установленный факт?Кто его установил, и когда, можно по-любопытствовать?
Наличие "сильного взрыва" как бы установлено. Его природа, естественно, нет.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792199
А Вы допускаете мысль, что перегрузка японских кораблей по-иному влияла на их боевую устойчивость, чем перегрузка кораблей РИФ?Иными словами, для японцев она представляла меньшую опасность, чем для русских?
Почему? У японцев вряд ли имелась другая физика:-)
realswat написал:
Оригинальное сообщение #792200
У японцев-то один полный броневой пояс. У бородинцев - два. У японцев-то броня верхнего пояса бьётся русскими снарядами, а у бородинцев - не шибко.
Здесь начинаются тонкости, ибо 2 пояса Бородино по высоте меньше. Зато сплошные. Ну, и т.д.
Словопрений на эту тему может быть много. Тем более, надо конкретизировать - какие именно японцы? Бр или БрКр? Но против фугасных снарядов Бородино защищен весьма прилично.
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792243
Как полагаете, если корабль идёт с постоянным креном, который медленно увеличивается, имея при этом сигнал "Терплю бедствие", он понимает, что скоро финал?
Картина, очень похожая на Пересвет 28-го?
Kronma написал:
Оригинальное сообщение #792243
ещё было волнение, захлёстывающее воду в открытые порты так, что их приходилось задраивать.
Ну. это было бы разумно с самого начала. Поскольку 75-мм несущественны, но доп.опасность вливания действительно имеется. Недодумали. Что поделаешь, давно это было. Другие люди, другие знания и понимание.
vov написал:
Оригинальное сообщение #792244
Наличие "сильного взрыва" как бы установлено. Его природа, естественно, нет.
ЕМНИП, там всё же не было чёткой определённости.
Т.е. это могли быть и разрывы снарядов.
vov написал:
Оригинальное сообщение #792244
У японцев вряд ли имелась другая физика
У японцев точно имелась иная конструкция корабля.
А это меняло многое.