Вы не зашли.
Прелагаю здесь обсудить истоки и судьбу Амударьинской флотилии. Отдельное спасибо сподвижнику!)
АМУДАРЬИНСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ1) формирование воен. ведомства России, созданное в 1887 на р. Амударья для обеспечения перевозок в связи со стр-вом Закаспийской ж. д. и охраны водных путей. База - Чарджуй (Чарджоу). В июне 1918 переформирована в речной р-н Туркест. упр. путей сообщения;
2) формирование РККФ. Создана в февр. 1920 как местное формирование Туркест. фронта; в апр. - дек. в качестве отряда кораблей входила в состав Аральской военной флотилии. Гл. база - Чарджуй. Осуществляла воинские и нар.-хоз. перевозки, содействовала войскам фронта в разгроме войск Бухар. эмирата и басмач. формирований. В янв. 1921 воссоздана как А. в. ф. РККФ. Расформирована в нояб. 1921. Команд.: Г.Г. Пинский, М.И. Терентьев, М.Н. Калинин, Л.А. Давыдов.
В 1885 г. Россия приступила к постройке продолжения Закаспийской железной дороги до Самарканда. Амударья, являющаяся в верхнем течении границей России с Афганистаном, включалась таким образом в об¬ласть влияния железной дороги. В том же 1885 г. Военное ведомство реши¬ло создать на Амударье флотилии для сообщения гарнизонов с железнодорожной линией, транспортировки войск к верховьям реки и подвоза местных грузов к железной дороге.
Начало Амударьинской флотилии положили заказанные Военным ве-домством еще в 1886 г. буксиропассажирские пароходы «Царь», «Царица» и баржи «Петербург» и «Москва». В 1888 г. эти суда начали плавать от Петро- Александровска до Керки. На судах развевался андреевский флаг, подчиня¬лись они командующему войсками Туркестанского военного округа. В то время это была крупная военная демонстрация в Средней Азии, направлен¬ная против Великобритании. В периоде 1895 по 1901 гг. вошлив строй парохо¬ды «Цесаревич Алексей», «Великий князь», «Великая княжна Ольга», «Император Николай II», 2 паровых катера, 8 барж и 2 железных каюка. Кроме того, из упраздненной Аральской флотилии перевели на Амударью 3 баржи.
Узбекский бронекатер "Сайхун" в дозоре:
...надеюсь на Вашу поддержку и дополниние темы материалами! Заранее спасибо!
Судя по приведенным иллюстрациям, книги И. Черникова по флотилиям Вы читали?
Некоторую информацию можно выудить из Справочника Бережного 1917-1927.
А так, конечно, только в архивах. Попробуйте посмотреть в своих, узбекских, для начала. Должно быть что-то и в РГА ВМФ.
Вот пост в моём ЖЖ: Термез - горд моряков. Там фото с сайта Термезской флотилии. Ссылка на сайт в посте.
Друзья, спасибо за поддержку! Роман-зёма)) отдельно за Термез! С работами Черникова знаком. Роюсь в архивах)
А это из узбекских сайтов:
Узбекистан, проект 58150 "Гюраза"
Термезская флотилия
В связи с вводом Ограниченного контингента советских войск в Афганистан и осложнением обстановки на советско-афганской границе в 1981 г. для обеспечения надежной ее охраны на участке рек Амударья и Пяндж в соответствии с решением Правительства СССР был сформирован отдельный дивизион сторожевых катеров (45-й ОДСК) с базированием в г. Термез (Термезская флотилия). Командиром дивизиона был назначен капитан-лейтенант Ю. Васильев.
Командиры 45-го ОДСК:
капитан 2-го ранга Васильев Юрий Валентинович (1981-83 гг.)
капитан 2-го ранга Петренко Виктор Федорович (1983-85 гг.)
капитан 2-го ранга Меньшиков Николай ... (1987-88 гг.)
В 1988 г. на базе 45-го одск была развернута отдельная бригада сторожевых кораблей (22-я обск, в/ч 9873) под командованием капитана 2 ранга Е. Козина.
Подробнее о Термезской флотилии на сайте 45 ОДСК - 22 ОБСК, в/ч 9873
http://morchasti-afgan.ucoz.ru/
В состав ОБСК входили: управление, корабли типа «Шмель» (проект 1204), подразделение пограничных сторожевых катеров (ПСК), взвод малых катеров типа «Пеликан» и «Аист», в береговой службе имелась авторота, а также: аккумуляторщик, электрик, фельдшер, специалист по горюче-смазочным материалам (ГСМ) и коки.
К концу афганской компании в бригаде насчитывалось 8 кораблей типа «Шмель», 10 ПСК и 20 катеров типа «Аист».
Общая численность личного состава бригады – около 500 человек.
Зона ответственности бригады по охране советско-афганской границы на речном участке от населенного пункта Нижний Пяндж (Таджикская ССР) до населенного пункта Боссаги (Туркменская ССР) имела протяженность около 300 км.
Дивизион (а позднее бригада) наряду с охраной государственной границы Советского Союза на речном участке в виде подвижного дозора и сопровождения караванов барж по реке, выполнял боевые задания в интересах спецподразделений пограничных войск КГБ СССР, находившихся на территории Афганистана: десантирование войск и грузов на афганский берег, совместные боевые операции с нашими разведчиками, переправка афганских осведомителей, охрана стационарных мостов и наведенных переправ. Дозорную службу вдоль линии границы экипажи кораблей и катеров несли днем и ночью. На охрану границу обычно выходили в составе одного ПСК и двух малых катеров. Например, ночью поднимались вверх по реке до Нижнего Пянджа (в районе стыка 3-й и 4-й застав Пянджского пограничного отряда), стопорили двигатели и дрейфовали вниз по течению, периодически бросая якоря и «прослушивая» местность при помощи РЛС и ПНВ (днем при постановке на якорь выбиралось место, с которого участок границы просматривался визуально как можно дальше). Таким образом, к рассвету катера спускались до стыка с Термезским пограничным отрядом, а затем вновь поднимались до Нижнего Пянджа. «Шмели» обычно дежурили на ближних к базе точках в связи с мелким для них фарватером реки. Как правило, ПСК дежурили две недели, а затем менялись. Экипажам малых катеров приходилось труднее. Их выходы на боевое дежурство затягивались иногда (из-за отсутствия смены) на месяц и более. Кстати, «Аисты» могли ходить на границу только парой, по одному – запрещалось (в общем, как и вертолетам – над территорией Афганистана). Каждая группа кораблей с катерами работала в своей зоне, которая была привязана к определенному участку пограничной заставы, тесно взаимодействуя с ПогЗ.
Ремонт катеров и их модернизация осуществлялись силами личного состава бригады. Так, например, скорость «Аиста» по техпаспорту – 20 узлов (около 40 км/ч). В результате доработки умельцами бригады (изменение направления выхлопного сопла, рихтовка винтов и др.) катер развивал скорость до 60 км/ч. «Шмель» имел, примерно, такую же скорость (может, чуть больше). ПСК были «тихоходами» (скорость – до 10 узлов). В гражданском флоте это был речной буксир. Его переделали, добавив на корму вращающуюся на станине установку АГС-17. ПСК составляли основу Темезской флотилии.
Корпус «Аиста» был дюраль-алюминиевый, а надстройка – фанерная. «Шмель» имел бронезащиту. А ПСК, как говорится, был просто «железякой».
Экипаж малых катеров «Пеликана» и «Аиста» состоял из 2–3-х человек, вооруженных пулеметом РПК и автоматами АКС. С "Пеликана" собственно и началась Термезская флотилия. "Аист" был новым проектом малых катеров и был очень похож визуально на "Пеликан". "Пеликан" был оснащен бензиновым двигателем на винтовом ходу. "Аист" - дизелем на водометной тяге. Это порой играло с ними злую шутку. Когда поднимался уровень воды в реке, в нее попадал весь прибрежный мусор, который забивал водомет. Но "Аист" был быстрее, маневренней и удобней в управлении. А «Пеликан» за былые заслуги установили на постамент в части.
Катер ПСК с экипажем в 6–10 человек имел вооружение: в носовой полубашне – 12,7 мм «Утес», два пулемета ПКТ – 7,62 мм (по одному с каждого борта), в кормовой башенке – гранатомет АГС-17 «Пламя». Кроме того, ПСК располагали РЛС («Кредо», «Фара») и приборами ночного видения.
По штатному расписанию экипаж состоял из 6 чел. (должность и звание):
1. Командир катера - мичман.
2. Рулевой, помощник командира - старший матрос.
3. Комендор (гранатометчик-стрелок) - ст. матрос, либо матрос.
4. Радист, помощник гранатометчика - матрос.
5. Старший моторист - ст. матрос.
6. Младший моторист - матрос.
Реальная численность экипажа за счет учеников и стажеров доходила до 10 чел.
Катер ПСК состоял из:
1. Носовая часть - верхняя палуба, нижняя палуба.
2. Рубка.
3. Моторное отделение.
4. Кормовая часть с гранатометной установкой.
В носовой части размещался якорный отсек. На нижнюю палубу вел маленький трап из рубки. Там размещались два кубрика: малый - на 2-е койки (в т.ч. койка командира), большой - на 4-е. К большому кубрику примыкал камбуз. Настолько маленький, на столько же и неудобный. Он состоял из чугунной плиты (он же чугунный котел, мартен в миниатюре), работал на солярке с водой. Готовить на нем было большим талантом и не малым мужеством. В рубке размещался командный пункт, пост радиста и первоначально был спланирован гальюн (туалет), который быстро на всех катерах переделали в душевую кабину. А ходить по нужде все ловко умели и за борт. Моторное отделение почти полностью занимал 6-ти цилиндровый дизель. Заводился он 2-мя большими аккумуляторами. Его обслуживали мотористы в наушниках из-за сильного грохота. На корме - башня АГС-17 и бак для питьевой воды, которую брали на базе. Когда вода кончалась набирали забортную воду, отстаивая от песка. На корме также был внутренний отсек, где хранилось продовольствие, т.к. это было самое прохладное место на катере.
Экипаж «Шмеля» составлял 15-20 человек. На его вооружении имелось 4 гранатомета АГС-17 "Пламя" (по два на каждом борту), на носу – танковая 76-мм пушка и реактивная установка БМ 14/17, на корме – двуствольная зенитная установка ЗУ-23.
http://pv-afghan.narod.ru/militant_acti … 2_OBSK.htm
Фотоальбом моряков пограничников Термезской флотилии см. здесь:
http://foto.mail.ru/bk/tura86/1386/
Все-таки надо определиться, о чем будет идти речь - об Амударьинской флотилии, которая закончила свое существование, насколько помнится, в 20-х годах, или о пограничных частях, которые на Амударье были постоянно?
Да, Термезской флотилии, о которой идет речь выше, не существовало. Сначала был дивизион катеров, затем - бригада. Флотилия - это жаргонное словечко тамошних моряков.
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #850786
только в архивах. Попробуйте посмотреть в своих, узбекских, для начала.
А где может находиться архив военного ведомства Бухарского эмирата?
Было бы не плохо приложить к теме карту с районом действия флотилии. Из моих смутных воспоминаний географии за 5класс, Амударья вытекала из Аральского моря? или втекала:) Там в поздние годы царской власти тоже была какая-то флотилия.
Алексей Логинов написал:
Оригинальное сообщение #851715
Было бы не плохо приложить к теме карту с районом действия флотилии. Из моих смутных воспоминаний географии за 5класс, Амударья вытекала из Аральского моря? или втекала:) Там в поздние годы царской власти тоже была какая-то флотилия.
В онлайн-библиотеке доступны ежегодные Всеподаннейшие отчеты Военного ведомства, в которых есть информация о военных пароходах Арала, Сырдарьи, Амударьи. http://search.rsl.ru/ru
Добрый вечер! Моряков с наступающим! Я вообще предлагаю в данной теме обсуждать, размещать материалы о судах, катерах средне -азиатского региона, будь это Арал, Сирдарья или Амударья. Переименовывать тему не буду.)
Notsaint написал:
Оригинальное сообщение #852156
о судах, катерах средне -азиатского региона, будь это Арал, Сирдарья или Амударья.
Было еще одно интересное образование в этом регионе.
Средне-азиатское пароходство.
Пароходство подчинялось Министерству морского флота СССР.
И даже ходило "в загранку"
Грузы в сообщениях с Афганистаном доставляли в основном суда Среднеазиатского пароходства (начальник А. В. Архангельский) по р. Амударье. С 1962 г. стала работать регулярная судоходная линия от советского порта Термез до афганского порта Шерхан, сооруженного в конце 50-х годов с помощью Советского Союза. Значение этой линии особенно возросло с конца 70-х годов, когда в Афганистане произошла демократическая революция и усилились экономические связи с нашей страной. В 1973 г. Среднеазиатское пароходство было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Многие водники удостоились государственных наград. Среди них — один из лучших капитанов И. И. Нурметов.
залить картинку
В г.Чарджоу ныне Туркменабад был речной техникум.
Список судов Средне-азиатского пароходства на декабрь 1972года
"Замечательно, что в 1880 г один из пароходов Аральской (военной) флотилии во время разлива Аму-Дарьи также сел на мель в нескольких стах саженях от берега, не успел вовремя сняться с мели и два года простоял на берегу. Но его командир, в чине капитана 2-го ранга, был искуснее Василь Иваныча, которого К.Н. Попов опять прогнал в ямщики. При посадке на мель аральского парохода был отдан якорь и, как полагалось, поднят гюйс, так что пароход стоял «на якоре» «под вымпелом», т.е. как бы «в морской кампании». На нем каждое утро с обычной церемонией поднимали в 8 часов флаг и гюйс, на нем велся по форме вахтенный журнал, в который вписывалось все, что полагается, т.е. на левую страницу — метеорологические наблюдения, а на правую — текущие события корабельной жизни под заголовком: «Стоя на якоре близ кишлака Абдул-Чекмень, с полудня случаи». На пароходе производились все полагавшиеся по якорному расписанию учения, например спуск и подъем гребных судов, обучение гребле (с одного борта по песку), пожарные и боевые тревоги, артиллерийские учения, изредка с пальбой в цель из орудий, салюты и расцвечивание флагами по царским дням и т.д., а главное, всем шло «морское довольствие по положению».
Такое плавание «по суху, яко по морю» продолжалось более двух лет, пока из Петербурга не нагрянуло какое-то «начальствующее лицо», возбудившее против командира и офицеров «судное дело».
Насколько помню, постановка на мель была отнесена «к неизбежным случайностям»; в остальном же командир отговаривался тем, что на Аму-Дарье бывают совершенно неожиданные паводки, и он держал вверенный ему пароход в постоянной готовности при первом паводке сняться с мели, служба на пароходе протекала во всем согласно «Морскому уставу» и довольствие производилось во всем согласно «Уставу счетному». Состава преступления суд не нашел, все были оправданы, и дело производством прекращено".
http://militera.lib.ru/memo/russian/krylov_an/01.html
amba написал:
Оригинальное сообщение #851865
В онлайн-библиотеке доступны ежегодные Всеподаннейшие отчеты Военного ведомства
А в каком разделе?
vvy написал:
Оригинальное сообщение #852572
А в каком разделе?
Не понял, вопрос к библиотеке или о книге? "Всеподданнейший отчёт о действиях военного министерства..." и "Всеподданнейший отчёт военного минстерства..." http://search.rsl.ru/ru/results#/?query … nityView=1
http://search.rsl.ru/ru/results#/?query … nityView=1
В режиме чтения документа есть кнопка "Поиск" по ключевым словам. Надеюсь, на вопрос ответил.
amba написал:
Оригинальное сообщение #852760
Надеюсь, на вопрос ответил.
Да, спасибо. Интересовал раздел библиотеки.
Статья из военной энциклопедии
Высочайше утвержденное Положение об Аму-Дарьинской флотилии. Узаконение 10332 от 7 февраля 1894 года.
Высочайше утвержденное положение Военного совета - "Об утверждении табели о входящих в состав порции провизионных предметов, для продовольствия нижних чинов Аму-Дарьинской флотилии". Узаконение 13052 от 7 июня 1896 года
Высочайше утвержденное положение Военного совета - "Об утверждении нового штата должностей Аму-Дарьинской флотилии". Узаконение 13247 от 25 сентября 1896 года
Высочайше утвержденный Устав Аму-Дарьинской флотилии. Узаконение 13254 от 30 сентября 1896 года.
Сам текст можно посмотреть на http://www.runivers.ru/lib/book3139/ либо http://www.nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=1423
Туркестан, как и вся страна, был вовлечен в гражданскую войну. Командующий Туркестанского фронта принял решение приступить к организации флотилий Красного флота Аральского бассейна.
Организация военных флотилий Туркестанского фронта началась в июне 1918 г., когда Амударьинскую флотилию Военного ведомства перевели в состав Управления Туркестанских путей сообщения.
Флотилия имела собственные нефтехранилища, стапели и мастерские в г. Чарджуе с оборудованием, позволявшим проводить капитальный ремонт по корпусу и механизмам.
В июле 1918 г. бывшая Амударьинская флотилия уже принимала участие в боевых действиях, совершая военно-транспортные операции по заданиям командования Ашхабадского и Закаспийского фронтов. Район ее действий находился между тремя государствами — Хивой, Бухарой и Афганистаном — на протяжении 1400 верст от Сарая до Аральского моря. К концу 1919 г. флотилия состояла из пяти пароходов, одного теплохода и 11 барж при 235 человек личного состава.
В 1918 г. суда советской флотилии принимали участие в боевых действиях, совершая военно-транспортные перевозки по заданиям командования Асхабадского и Закаспийского фронтов.
Для скорейшего восстановления обороноспособности Туркестанской советской республики против возможного нападения со стороны Бухарского ханства и усиливающегося движения басмачей командование Туркестанского фронта во главе с М.В. Фрунзе объединило Аральскую и Амударьинскую военные флотилии в Амударьинский отряд. Суда отряда, вооружейные пулеметами, выполняли в основном задания по перевозке воинских частей для усиления гарнизонов, расположенных в различных пунктах на берегах Амударьи, доставляли снабжение, провиант, поддерживали связь, а также несли сторожевую и охранную службу.
С середины сентября по конец марта 1919 г. хивинские отряды совершили ряд нападений на советскую территорию. Ночами басмачи Джунаид-хана переправлялись на правый берег Амударьи и терроризировали мирных жителей.
Части Красной армии нанесли ряд поражений Джунаид-хану, которому активно помогали остатки казачьих войск. В конце января 1920 г. Джунаида разбили, и он бежал в пустыню. 23 января пала его последняя резиденция — Бедиркент.
Корабли Амударьинской флотилии принимали во всех этих событиях самое непосредственное участие, доставляя снабжение, провиант, поддерживая связь, неся сторожевую и охранную службу, обстреливая огнем своих орудий неприятельские позиции.
Получая помощь из-за границы, басмачи продолжали действовать по берегам Амударьи и Сырдарьи. Обстановка отличалась чрезвычайной сложностью в силу самой специфики басмаческого движения. Их банды насчитывали от нескольких десятков до десятков тысяч человек (иногда имевших на вооружении горную артиллерию), однако такие огромные соединения отличались недолговечностью. Этому способствовало сведение личных счетов между главарями банд. Хотя формально они и подчинялись хивинскому хану или эмиру бухарскому, однако курбаши заботились прежде всего о собственных интересах. Поэтому бандитские нападения были, как правило, неожиданными и происходили в самых немыслимых местах.
Среди прочих судов в состав Амударьинской флотилии входил пароход «Черняев» (бывший «Великая княжна Ольга»), спущенный на воду в 1899 г. со стапелей завода «В. Крейтон и К°» в Або. Его водоизмещение составляло 180 т. Длина, ширина и осадка соответственно равнялись 44,1, 7,01 и 0,81 м. Корпус и палуба набирались из железных деталей. Паровая машина системы «компаунд» с поверхностным холодильником мощностью 120 л. с. питалась паром от парового котла с нефтяным отоплением. На пароходе имелось электрическое освещение от пародинамомашины. На короткий зимний период предусматривалось паровое отопление жилых помещений команды. Водоотливная и пожарная системы работали от центробежной паротурбины. Кроме того, для тех же целей имелись ручные бранспойты. Грузоподъемность парохода составляла 16,4 т.
1 июля 1919 г. пароход «Черняев» подняли на стапель для проведения среднего ремонта, который заключался в окраске судна, переборке и замене изношенных деталей и узлов, а также листов наружной обшивки. Кроме того, проводился полный ремонт инвентаря, дельных вещей и обшивки судовых помещений. Однако работы в мастерских флотилии продвигались чрезвычайно медленно из-за отсутствия материалов, топлива и рабочей силы. В декабре 1919 г. мастерские получили указание принять срочные меры для завершения ремонта к началу навигации 1920 г. В результате удалось организовать артель из 25 человек вольнонаемной судовой команды парохода «Черняев», которая взяла подряд на ремонт корпуса.
21 мая 1920 г. начальник Амударьинского отряда военной флотилии Туркестанского фронта назначил комиссию для осмотра работ на пароходе «Черняев», выполненных подрядчиком В. Володиным, заключавшихся в замене 328,8 м кв. старых листов и стыковых планок на общую сумму 481 тыс. руб.
Ремонт машины и котлов проводился в береговых мастерских. 17 июня из Петрограда прибыли четыре пушки, две из которых решили использовать на пароходе «Черняев». 20 июня на нем смонтировали мачты под радиоантенны, а в период с 27 июля по 2 августа — подкрепления под 47-мм пушку на носу и 75-мм на корме. Был также вновь установлен паровой шпиль.
Кроме того, провели ремонт шлюпок и штурвальной рубки, остеклили кают-компанию. Котельным б-мм железом защитили котельное отделение, машинную рубку и, частично, штурвальную рубку. В жилых помещениях устроили выгородки со стеллажами для 300 снарядов на каждое орудие. Системы орошения и затопления этих своеобразных погребов не было, и в жаркую погоду снаряды прикрывались лишь мокрым брезентом. На мостике стояло два пулемета «Максим» на сухопутных станках.
4 августа вооруженные пароходы перевели в класс канонерских лодок с зачислением в суда II ранга. Пароход «Черняев» получил № 1. Его экипаж насчитывал 50 человек.
13 августа канонерская лодка № 1 вошла в состав Первого дивизиона Амударьинского отряда флотилии Туркестанского фронта и через три дня уже ушла в Керки, где с 15 сентября по 2 октября защищала подступы к городу от басмачей. Неоднократно она ходила в глубокую и ближнюю разведку.
11 января 1921 г. была воссоздана Амударьинская военная флотилия. В связи с тем, что ее корабельный состав предполагалось пополнить сторожевыми и бронированными моторными катерами, канонерку № 1 переклассифицировали во вспомогательное судно, сняв с нее кормовую 75-мм пушку.
В течение 1920—1921 гг. Амударьинская флотилия вела активные боевые действия против басмачей. Ее вооруженные пароходы защищали подступы к берегу, уничтожали переправы, подвозили гарнизонам все виды довольствия, несли службу наблюдения и связи. Учитывая огромные навигационные трудности и быстроту изменения оперативной обстановки, канонерские лодки не всегда выполняли свои задачи. Получив известие о нападении мелкой шайки на пост или гарнизон, вооруженный пароход отправлялся на помощь, но пока доходил до места, численность басмачей увеличивалась до такой степени, что его появление не производило на них особого впечатления. Банды всегда предпочитали действовать против слабого противника, лишенного связи с основными силами. Если принимать во внимание, что главным видом связи оставались пароходы (при большом дефиците радиостанций), то становится понятным, что наличие на реке малой вооруженной единицы иногда предотвращало нападение крупного соединения басмачей. Все это потребовало усиления судового состава боевыми катерами, обладающими лучшей проходимостью по сравнению с вооруженными пароходами.
Первые две канонерские лодки ГВТУ отправили из Астрахани по железной дороге в Среднюю Азию 17 августа 1920 года. 20 августа их переклассифицировали из истребителей в канонерские лодки.
В октябре 1920 г. Волжская флотилия отправила на Амударью речные канонерские лодки ГВТУ (№ 307 — 311). 6 февраля 1921 г. из состава Онежской флотилии перечислили три таких же корабля (№ 1, № 2 и № 4), а также дозорный бронекатер № 9.
В ноябре 1920 г. в состав Сырдарьинского дивизиона судов перевели канонерские лодки № 309 и № 310, а в состав Амударьинской флотилии — № 307, № 308 и № 311. 14 марта 1921 г. дивизион прибыл на станцию Кокан- дакча Ташкентской железной дороги и 17 апреля вместе с катером «Кемь» был отправлен в Ходжент. В общей сложности из центра прибыло 32 вооруженных катера. Кроме этого, 8 февраля 1921 г. в Ярославле начал формироваться дивизион быстроходных катеров.
Эти корабли были ценным приобретением Амударьинской флотилии. Малая осадка, бронирование, большая сила машин и вооружения давали им существенные преимущества перед пароходами.
Однако их эксплуатация затруднялась тем, что вода среднеазиатских рек имеет в своем составе 10% песка. Это вызывало засорение системы охлаждения, интенсивное срабатывание циркулярных помп, которых хватало приблизительно на 40 часов работы, после чего они требовали немедленной замены. Каждые три часа приходилось останавливать двигатель и вырубать зубилом песок из зарубашечного пространства. Протертые места рубашки охлаждения заливались оловом, чего хватало ненадолго, вода била из щелей, замыкала электрозажигание. Мотор останавливался и его трудно, а иногда и опасно было пустить в ход, так как от преждевременной вспышки происходила обратная отдача.
Канонерские лодки не предназначались для эксплуатации в жарком климате, поэтому очень остро стала проблема охлаждения погребов боезапаса. Даже в мае, сравнительно нежарком месяце, температура в них значительно превышала допустимую. Как меру предосторожности применяли следующий кустарный способ: все снаряды завертывали в брезент,' который покрывался влажной кошмой. Отсутствие деревянных решеток на палубе доставляло немало мучений личному составу. Южное солнце раскаляло корпус до такой степени, что невозможно было ходить не только босиком, но даже и в обуви. Для облегчения жизни экипажа палуба покрывалась кошмой, а сверху защищалась брезентовым тентом. Большим недостатком канонерских лодок являлся слишком малый задний ход, что в условиях Амударьи было немаловажным.
Кроме того, корабли оказались очень валкими. При резких поворотах или внезапных остановках одного из двигателей у них появлялся сильный крен. 22 апреля 1921 г. канонерская лодка «Ташкент» буксировала лодку № 307 по реке Амударье. Внезапно № 307 опрокинулась и затонула. Впоследствии ее подняли, но ремонтировать не стали и сдали на лом.
После этой катастрофы с канонерских лодок сняли носовые 76,2-мм орудия. Несмотря на все отрицательные стороны, бронекатера Военного ведомства сыграли огромную роль в Средней Азии. С их появлением басмачи отваживались только на мелкие ночные операции. Оперативные сводки этого периода носят уже более спокойный характер. Катера обеспечивают заготовку фуража для кавалерийских частей, уничтожают мелкие группы басмачей, а также задерживают спекулянтов с товарами; артиллерия, как правило, не применяется. Канонерские лодки ГВИУ, действовали на реках Амударья и Сырдарья, базировались в Ходженте, Керках, Келифе и Термезе. Они участвовали в знаменитом походе в Каракумы для поимки Ибрагим-бека.
Борьбу Советской России с басмаческим движением можно считать законченной к марту 1921 г. Бухарский эмир 5 марта ушел через государственную границу в Афганистан.
9 июня 1921 года началось расформирование флотилии,продолжавшееся до сентября того же года, когда международная паритетная комиссия выработала соглашение между РСФСР, Бухарской и Хорезмской Советскими республиками. 27 октября 1921 года канонерские лодки № 308, № 309 и № 311 зачислили в Пограничную флотилию Каспийского моря МПО ОГПУ и отправили по железной дороге в Красноводск. Сырдарьинский дивизион поступил в распоряжение ферганской группы войск Туркестанского фронта. Все остальные суда и имущество достались водному транспорту Бухарской и Хорезмской республик.22 марта 1922 г. Сырдарьинский дивизион вошел в подчинение Каспийской пограничной флотилии, но через три месяца его расформировали. К концу весны 1924 года все крупные соединения басмачей в Хорезмской республике были ликвидированы.
Интенсивная эксплуатация кораблей серьезно сказалась на их техническом состоянии, а капитальный ремонт в Средней Азии был невозможен. В августе 1922 г. канонерские лодки № 1, № 2, № 308, № 309, № 310 и № 311 погрузили на железнодорожные платформы и отправили в Петроград. Там лодки № 308, № 309 и № 310 зачислили в Финско-Ладожскую флотилию МПО ОГПУ, а № 1, № 2 и № 311 законсервировали и сдали в порт на длительное хранение.В заключение следует отметить, что канонерская лодка № 1 являлась интересным типом речного корабля. Обладая сильным артиллерийским вооружением, малой осадкой и защитой некоторых жизненно важных частей, она являлась грозным противником для басмачей, имевших, как правило, легкое стрелковое вооружение. Таким образом, речные военные флотилии просуществовали в Средней Азии около 75 лет. Затем, с началом II мировой войны, НКВД начало вооружать речные суда на Амударье и Сырдарье, но это уже предмет отдельного разговора.
Амударьинская флотилия учреждена была в 1887 г., когда, в связи с постройкою закаспийской железной дороги, признано было необходимым основать пароходство во Аму-Дарье. Для этого, на испрошенные средства (400 т. руб.), выстроены были 2 парохода и 2 баржи, а в 1888 г. открыто плавание от Петро-Александровска до Керки (568 вер.).
По действующему потом положению, объявленному 1894 г., Амударьинская флотилия имеет назначение:
1) поддерживать срочное буксиро-пассажирское сообщение и перевозку казенных и частных грузов по Амударье;
2) содействовать войскам Туркестанского военного округа подвозом боевых, продовольственных и другие припасов в мирное и военное время;
3) содействовать надобностям закаспийской железной дороги;
4) производить гидрографический работы.
Суда Амударьинской флотилии находятся в исключительном распоряжении военного министерства.
Управление Амударьинской флотилии вверено особому начальнику на правах полкового командира, через которого она подчиняется командующему войсками Туркестанскому округу.
Офицеры и чиновники пользовались преимуществами службы в отдаленных местностях империи.
Перевозка пассажиров и грузов производилось по тарифам, утверждаемым военным министром по соглашению с министрами финансов и путей сообщений и
с государственный контролером. По тому же тарифу, уменьшенному на 50%, перевозились:
а) воинские чины и их багаж;
б) офицеры, едущие во собственной надобности;
в) русские поселенцы и переселенцы, а также дети в возрасте 5-10 л.; при этом пассажирам дозволялось перевозить бесплатно только ручные вещи и 1 пд. багажа на каждый билет.
Источник:
Приказы по военному ведомству: 1887 г. № 266 и 1894