Вы не зашли.
Страниц: 1 2
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #880454
а пограничный катер типа "Кунгас-Кавасаки"
в пользу этого записей не встречал
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #880454
Судя по всему использовались именно рыбацкие суда
а здесь записи такие:
"... В состав ОВС были приданы ловецкие единицы (катера, кавасаки, шаланды) треста ДГРТ и Моторрыбцентра..."
"...Все кавасаки находились на своих промыслах и считались в 24-часовой готовности, по мере надобности Штаб ОВС переводил требуемое количество в 1-часовую готовность, затем в нулевую..."
"... В каждой колонне головным ставился кавасак с мощным мотором (типа "Хан-Син"..."
С уважением
Странная деталь по биографиям Савелова, Лизарского: участие в Хасанских событиях не упомянуто. То же и у Скриганова М.П., даже в Личном деле ничего нет. От чего это могло происходить: по формальным признакам "сов. секретности" приказов; старались вовсе забыть это дело? Что-то здесь не стыкуется. 26 ГСС, их же не забывали. Или, например, дочь командира МООН вспоминает, что отец очень гордился и дорожил знаком за Хасан.
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #880454
Судя по всему использовались именно рыбацкие суда
Вполне... а скорее всего так и было ибо погранцы действительно были мало пригодны для перевозки грузов - вместо трюма у них была каюта для экипажа.
Вот тут есть фото и промыслового варианта "кавасаки" - http://vnao.ru/news/pechorskaya-sudoverf
Санитарный отдел
Тихоокеанского флота
Отделение 1
14. VIII. 1938. № 001/891
Начальнику Штаба МООН
При этом направляю сводку поступления раненых с района Посьет, начиная с 1 августа по 13 августа сего года. Приложение: Сводка на одном листе
Начальник Санотдела ТОФ Военврач 2 ранга _________ /Бабкин
Комиссар Санотдела Батальонный комиссар __________ /Овчинников/
** ** **
Сводка
поступления раненых
с 1 августа по 13 августа включительно
Год, месяц, число. С какого корабля принято. Количество. Примечание.
1 августа 1938 С катера - 3 чел.
2 [августа 1938] С тральщика «Баклан» - 108.
3 [августа 1938] С катера - 7. Один из них умерший.
3 [августа 1938] С тральщика «Баклан» - 101.
3 [августа 1938] С э/м «Зарница» - 6. Один из них умерший.
4 [августа 1938] С м/з «Менжинский» - 42.
5 [августа 1938] С корабля «Кулу» - 41.
6 [августа 1938] С корабля «Франц Меринг» - 178.
7 [августа 1938] С корабля «Лейтенант Шмидт» - 51.
8 [августа 1938] С корабля «Франц Меринг» - 265.
8 [августа 1938] С корабля «Большая Шантара» - 30.
8 [августа 1938] С корабля «Игарка» - 61.
9 [августа 1938] С корабля «Ильич» - 485.
9 [августа 1938] ст. Океанской - 8. Доставлены авиацией.
10 [августа 1938] С корабля «Франц Меринг» - 199. Из них 2 умерших.
10 [августа 1938] 2-й речки с гидроаэродрома - 7. Доставлены авиацией.
10 [августа 1938] С корабля «А. Андреев» - 50.
11 [августа 1938] С корабля «Ильич» - 823.
11 [августа 1938] С м/з «Менжинский» - 50.
12 [августа 1938] 2-й речки с гидроаэродрома - 8. Доставлены авиацией.
12 [августа 1938] С корабля «Франц Меринг» - 132.
13 [августа 1938] С корабля «Ильич» - 57.
Дата не установ. С корабля «Кулу» - 2. Один из них умерший.
Дата не установ. С м/з «Менжинский» - 51.
ВСЕГО: 2 755 чел.
Начальник Санотдела ТОФ Военврач 2 ранга [подпись] /Бабкин/
Комиссар Санотдела Батальонный комиссар [подпись] /Овчинников/
Начальник Эвакоотряда СО ТОФ 2 ранга _________ /Унжаков/
** ** **
Источник: РГА ВМФ. Ф. р-1090, оп.1, д.470, л.11,12.
** ** **
Примечания:
1.По Отчетному докладу Военному Совету ТОФ от 29.08.1938 указано количество раненых: 2 848 человек.
** ** **
С уважением
По родам войск - разделения раненых нет.
Частично по ТОФ здесь: http://imf.forum24.ru/?1-14-0-00000021-000-0-0
По безвозвратным потерям:
- статья И.М. Нагаева: http://voenoboz.ru/index.php?option=com … itstart=15
- статья А. Смирнова (4-й абзац): http://liewar.ru/knigi-o-vojne/261-krak … mp;start=2
vas63 написал:
#880454
Мож кто поделится инфой про действия ТОФа, а то как-то всё глуховато...
Добрый день!
Насколько я понял, недостаточность информации от 3-х причин:
1.Тема Хасанских событий в полном объеме не нашла еще своего заинтересованного исследователя.
Хотя документы открывались, начиная с 1994 года. Похоже, пока тема мало кому интересна.
2.Вопрос доступа к документам. И именно к материалам, относящимся к Тихоокеанскому флоту.
В РГА ВМФ, в Фонде р-1090 хранятся 11 дел, дающих представление о действиях сил Флота в Хасанских событиях. Но Фонд имеет гриф "ОД"- ограниченный доступ.
Почитав документы, так и не понял - какой же в них секрет, требующий молчания... (То же, кстати, в архиве Гатчины; нахожу документ начала 1950-х годов - "Исторический журнал" части. Прошу посмотреть, не разрешают: секретно...).
Для сравнения, здесь: http://voenoboz.ru/index.php?option=com … ;showall=1 , из статьи Кузеленкова В.Н. в части документов РГВА: "... Документы по истории Хасана можно разделить на несколько комплексов. В основе этих комплексов будет находиться безусловно “Коллекция документов о боях в районе озера Хасан”, фонд № 35083. Дела “Коллекции” поступили на хранение в РГВА из Архива Министерства обороны СССР в 1956 году. Коллекция включает в себя 136 дел. Все они с 2001 года находятся на открытом хранении в архиве...".
Странно работает Росархив...
3.Утрата документов.
В 1940 году из Исторического отдела ГМШ ВМФ в адрес Ком.ТОФ выслан запрос на представление копий документов из частей Тихоокеанского флота, принимавших участие в Хасанских событиях. Юмашев И.С. издает соответствующий приказ в адрес: -Командующего ВВС ТОФ, Начальника тыла, Коменданта БО ГВМБ, Командира ВО ВМБ, Командиров 1,2,3,4 БПЛ, ОВРа, БММ, Бригады ТК, ОДЭН, Начальника 3 Отдела Штаба ТОФ.
Ответы:
4-я БПЛ - документы не издавались
2-я БПЛ - документами не располагают
Сторожевые корабли - документы на 166 листах уничтожены по акту
Бригада заграждения - документов не имеется
Химический отдел - документов не имеется
ОВР - документы сожжены по акту.
Из существующих документов воинских частей наиболее полны сведения по 7 Морской бригаде, ВВС, ЭПРОН, МООН.
Остальные - по объему малы. В основном излагается - что сделано для повышения боевой готовности.
Отчет ТОФ; несколько странен: в духе наказа В.К. Блюхера: "...Вам следует быть начеку...". Конкретные боевые действия флота не изложены. (наберу - выложу).
С уважением
Совершенно секретно [1]*
Экз. № 3
Военному Совету ТОФ
Доношу, что сего 29 Августа 1938 г. согласно Вашего приказа № Ш – 1/1/00313 [2]* от 27 Августа судовой и личный состав Морского Отряда Особого Назначения (МООН) – расформирован и откомандирован в свои части.
За время своей деятельности с 5-го по 27-ое августа 1938 г. МООН с поставленными задачами в основном справился.
Перевезено из Владивостока в Посьет:
39 стрелковая дивизия полностью
1-й отдельный артиллерийский полк
12-й отдельный батальон и 2 отдельных роты из резерва Глав. Командования.
В численном выражении перевезено:
людей 27 315 чел.
лошадей 6 041 гол.
скота 152 гол.
боезапаса 9 960,7 т
орудий 154 шт.
станковых пулеметов 154 шт. и 6 минометов
танков и танкеток 65 шт.
автомашин 231 шт.
тракторов 91 шт.
специальных машин 66 шт.
повозок и кухонь 1543 шт.
зарядных ящиков 114 шт.
катеров 4 шт., 39 яликов и 10 резиновых лодок
систерн [3]* 11 шт.
бочек 370 шт.
продуктов 2 558,2 т
фуража 795 т
разного груза 2 634 т
дров 1 860 куб. м
Перевезено из Посьета во Владивосток:
раненых 2 848 чел.
возвращающихся и едущих в командировки 352 чел.
Привлекались к совершению перевозок 23 транспорта, 273 кавасаки [4]*, 13 катеров, 5 сейнеров, 6 мореходных буксиров и 15 барж.
Произведено 52 пароходо-рейса и 369 кавасаки-рейса, или в среднем - 2,3 рейса на пароход и - 1,36 рейса на кавасаки.
Одновременно с перевозками МООН были организованы:
а/ разгрузка транспортов в бухтах Новгородская, Тройца [5]* и мыса Мраморного. На разгрузке работали в среднем 36 кавасак, 5 катеров, 4 сейнера и около 10 барж ежедневно;
б/ переброска грузов из б. Новгородская в различные пункты:
1) у р. Ханси – баржами, кавасаками и шаландами
2) дер. Заречье – шаландами, резиновыми лодками, яликами
3) бухта Сивучья (м. Фальшивый Остров) – баржами и кавасаками.
в/ перевозка раненых, газет и продовольствия на самолетах гражданских организаций – перевезено 16 раненых 5-ю рейсами, произведено 5 рейсов с газетами и 2 рейса с продуктами.
По встретившейся надобности МООНом выполнялись специальные задания, связанные с обеспечением запросов 1-й Армии:
а)выделение автотранспорта из средств гражданских организаций
б)выделение рабочей силы из боевых частей флота для работ по погрузке транспортов.
Из опыта работы МООН выявлено:
1. Привлечение транспортов и плавсредств гражданских организаций.
Штаб МООН организован 5-го августа с.г.; не смог организовать привлечение всего наличия транспортов и плавсредств, т.к. работа по перевозке уже велась в полном объеме, и Штаб МООН смог только включиться в них и организовать их проведение с наличием уже выделенных плавсредств.
В дальнейшем выделение транспортов производилось распорядительным порядком, через Начальника Гос.Мор.Пароходства в зависимости от потребностей в перевозках 1-й Армии.
Выделение кавасак было произведено организованно через Управляющего ДГРТ [6]* и Директора Мото-Рыб-Центра, которые своими специальными приказами определили состав привлеченных кавасак и по требованиям Штаба МООН предоставляли их для перевозок. Выделение кавасак в большинстве случаев выдерживалось точно по времени.
Выделение катеров, сейнеров и барж производилось только распорядительным порядком, т.к. еще до организации Штаба МООН различными организациями (ГВП, Перевалочная база, ОВД [7]* и т.д.) было взято из средств гражданских организаций неизвестное количество катеров. Выделение катеров, сейнеров и барж, из-за этих причин, проходило всегда с большими трениями и требовало, вследствие своей неорганизованности, затрат массы времени и усилий.
2. Использование транспортов и плавсредств.
Все транспорта и все отряды малых судов имели назначенных Штабом МООН Военных комендантов, которые несли ответственность за порядок на судах и за правильность погрузки его. Назначение Военных комендантов вполне оправдало себя при перевозках военных частей, т.к. перевозимые части 39 СД [8]* и других дивизий зачастую совершенно не представляли себе сложность перевозок и не были к ним подготовлены.
Плавание транспортов главным образом проводилось по одиночке, имевшие место групповые районы транспортов показали плохую сплаванность транспортов, как не имеющих таблиц соответствия ходов и не имеющих необходимых навыков в совместном плавании и средств эволюционной [9]* сигнализации.
Плавание кавасаками совершалось главным образом совместно отрядами от 11 до 65 единиц. Опыт показал, что совместное плавание кавасак вполне возможно даже в тумане и ночью. В настоящее время плавание кавасак совместно проводилось и может проводиться на фалинях [10]*, т.е. от головного кавасака до последнего все связаны поданными друг другу фалинями. При систематической тренировке вполне возможно следование кавасак совместно без фалиней и даже управление движением пиротехническими сигналами. Применение кавасак как перевозочного средства много помогло МООНу, т.к. погрузка кавасак занимает короткое время, разгрузка может производиться почти в любом месте, а медленность хода компенсируется скоростью погрузки и выгрузки. Первый эшелон кавасак 65 шт. с боезапасом буквально выручил 1-ю Армию, т.к. подвезен боезапас в достаточном количестве (200 т) в ближайшие, от огневых позиций, точки на берег.
Использование буксиров и барж, занятых в переброске продуктов, свежего мяса и также как перегрузочных средств в Посьете.
Будучи широко применяемыми как в Посьете, так и во Владивостоке на всех погрузочно-разгрузочных работах буксиры и баржи естественно являлись наиболее дефицитным средством, а отсутствие какой-либо организации, их объединяющей, создали известные трудности в удовлетворении заявок 1-й Армии на баржи и буксиры. Необходимо отметить, что в начале работы МООН все плавсредства, работающие в Посьете для нужд 1-й Армии, не снабжались продуктами и горючим совершенно, что вынуждало производить смену их и отправлять специальные баржи для пополнения горючего. Снабжение плавсредств продуктами и горючим только началось.
3. Аварии и происшествия.
За время использования транспортов и других средств имели место следующие аварии:
1). 13 Августа в 04-50 произошло столкновение парохода «Ильич» с кавасаком, стоявшим на неводе в районе о-ва Попова. Кавасак разрезан пополам, люди сняты, пересажены на другой кавасаки. Потерпевший кавасаки на буксире доставлен к себе на промысел. Столкновение произошло из-за отсутствия огней на кавасаки.
2). 16 Августа пароход «Франц Меринг» при перемене места в бухте Новгородской сел на мель. Был снят с мели 17 Августа после разгрузки. Повреждений нет.
3). Во время шторма 17-18 Августа 2 кавасаки были выброшены на камни о-ва Делеврона [11]*. Груз подмочен, люди и груз сняты, кавасаки разбиты, моторы сняты.
4). Во время разгрузки транспортов «Игарка» и «Б.Шантар» [12]* штормом в это же время выброшены на берег 2 кавасаки. Люди и моторы сняты, корпуса кавасак разбиты.
5). 25/8 выброшен на косу Чурхадо один кавасак. Снят с мели, все благополучно.
6). При спаде воды в протоке Тан Богатый обмелело 1 кавасак, 4 баржи и несколько шаланд, которые в течение 25 и 26 Августа сняты с мели. Требует переборки мотора один кавасак.
7). 18/8 у мыса Мраморного выброшена штормом и разбита одна баржа.
8). У мыса Назимова выбросило штормом в это же время один кавасак. Корпус разбит, кавасаки снят с камней и отбуксирован к себе на промысел.
4. Взаимоотношения с 1-й Армией, гражданскими и партийными организациями.
Хороших взаимоотношений с 1-й Армией на протяжении всей работы Штаба МООН достигнуто не было, т.к. Штабом 1-й Армии были присланы несколько представителей (майор Титов, майор Перов, майор Сивов, полковник Стариков и т.д.), которые руководили перевозочными операциями каждый по своей отрасли, этим самым создавались ряд неясностей, путаница и пр. Для уточнения приходилось разыскивать каждого представителя или вызывать в Штаб и совместно решать вопрос.
Отсутствие единого руководства со стороны Штаба Армии, в конечном счете, очень тормозило выполнение оперативных заданий по перевозкам и усложняло работу МООНа.
Связь с гражданскими организациями осуществлялась через председателя Гор. Совета т. Васильева, председателя Обл. Исполкома т. Новичкова и секретаря Обкома ВКП (б) т. Фомичева, которые в работе Штаба МООН оказали очень большую помощь, выполняя все заявки МООНа с большим рвением и ответственностью.
5. Работа личного состава, привлеченного Штабом МООН к выполнению оперативных заданий.
Для обеспечения и руководства всех перевозок Штабом МООН был привлечен большой штат как военных, так и гражданских специалистов, т.е. директора предприятий, учреждений, командиры, краснофлотцы и др. Все товарищи, привлекавшиеся к выполнению оперативных заданий, к порученному делу относились добросовестно.
Особенно Штаб МООН отмечает работу:
Капитана парохода «Андреев» т. Артюк и Военного коменданта этого же парохода т. [13]*
Капитана парохода «Молот» т. Киселева и Военного коменданта этого же парохода т. Телегина
Капитана парохода «Л-т Шмидт» т. Филипова и Военного коменданта этого же парохода т. Казимирского
Старшину буксирного катера «Коммунист» ----- [14]*
Коменданта пункта высадки Посьет кап. л-та т. Попова И.
Комиссара пункта высадки Посьет политрука т. Лизарского
Помощника коменданта пункта высадки Посьет л-та т. Тарасенко
Краснофлотцев 1-й Морской Бригады тт. Болотова, Сердобова, Стерина, Ермокина и Турицева
Уполномоченного Штаба МООН кап. л-та т. Стасова и кап. л-та т. Богданович
Комендантов кавасаков л-та т. Рощина, воентехника 2 ранга т. Негодина и воентехника т. Елизарова
Управляющего ДГРТ т. Захарова и его заместителя т. Куклаша
Командиров дивизионов кавасак т. Климкова и т. Кулашко
Директора Моторрыбцентра т. Вакурова.
По Штабу МООН:
Врид начальника 1-го Отдела ст. л-т Арсеньев
Пом. начальника 1-го Отдела л-т Барановский
Начальник 3-го Отдела военинженера 3 ранга т. Клюквин
Врид начальника 4-го Отдела ст. л-т Макаров
Начальник связи МООН ст. л-т Гуляевский
Врид начальника Штаба отряда вспомогательных судов ст. л-т Фридман
Капитан парохода «Харьков» т. ----- [15]*
6.Предложения для работы МООН в дальнейшем.
Организацию МООН сохранить для будущих операций, имея учет в 3-м Отделе Штаба Флота (или Отделе Командно-начальствующего состава Флота) всех работающих в МООН командиров, их место пребывания и переводы по службе.
Впредь при создании МООН иметь нижеследующий его состав:
а/ Управление МООН:
Командир МООН - 1
Военком МООН - 1
Командир для поручений - 1
б/Штаб МООН:
Начальник Штаба МООН - 1
Военком Штаба МООН - 1
Помощник начальника Штаба МООН - 1
Начальник 1-го Отдела (оперативный) - 1
Помощник начальника 1-го Отдела - 1
Начальник 3-го Отдела (перевозок) - 1
Помощник начальника 3-го Отдела по ж/д перевозкам - 1
Помощник начальника 3-го Отдела по водным перевозкам - 1
Начальник 4-го Отдела (организация и кадры) - 1
Помощник начальника 4-го Отдела - 1
Начальник 5-го Отдела (связь с гражданскими организациями) - 1
Помощник начальника 5-го Отдела - 1
Начальник связи МООН - 1
Флагштурман - 1
в/Отряд транспортов:
Командир отряда - 1
Комиссар отряда - 1
Командир для поручений - 1
Военные коменданты - по числу пароходов
г/Отряд вспомогательных судов:
Командир отряда - 1
Комиссар отряда - 1
Начальник штаба отряда - 1
Помощник начальника штаба отряда:
- по кавасакам - 1
- по катерам и буксирам - 1
- по баржам - 1
- по кранам и катерам - 1
д/Комендатуры пунктов высадки:
Комендант - 1
Военком - 1
Помощник коменданта - 1
Боцман - 1
Краснофлотцев строевых - 3
Сигнальщик, он же телефонист - 1
е/Комендатура Владивостокского торгового порта:
Комендант - 1
Военком - 1
Помощник коменданта по причалам - 3
Диспетчеров - 3
ж/Административно-хозяйственная часть Штаба МООН:
Начальник административно-хозяйственной части - 1
Заведующий делопроизводством - 1
Писарь, владеющий пишущей машинкой - 1
Легковая машина с шофером - 1
Катер разъездной с командой - 1
Такая организация, на взгляд кажущаяся громоздкой, позволит охватить весь большой объем работы полностью и обеспечит привлечение всех необходимых средств гражданских организаций.
3. [16]* Впредь, до полной налаженности работы, иметь во Владивостоке в пунктах высадки по одному Уполномоченному от Армии. 3-му Отделу Штаба Флота составить на основе опыта работы МООН инструкции для уполномоченных армии по морским перевозкам, установив штат его работников и обязательно численность комендантской команды. Инструкции согласовывать с ВАСО [17]* Фронта [18]* и утвердить Начальниками Штабов Фронта и Флота, как руководящий документ для работы Уполномоченного Армии.
4. [19]* 3-му Отделу Штаба Флота иметь подробную спецификацию всех пароходов Госморпароходства и др. организаций, полный список имеемых на побережье Приморья катеров, буксиров, барж и кавасаки.
5. [20]* Через 1-й Отдел Штаба Флота обязать все гражданские организации, имеющие плавсредства, ввести в жизнь организацию этих плавсредств в отряды и дивизионы для возможности планомерного и быстрого привлечения к спецперевозкам. Плавсредства держать постоянно в определенной готовности, обусловленной: возможностью выполнения плавсредствами своей основной работы, нахождением их в том или ином районе и техническое состояние.
Организацию отряда создать по принципу:
6 единиц составляет группу
3 группы составляют отряд
3 отряда составляют дивизион
Командиров дивизионов и отрядов из директоров промыслов (предприятий)
Военкомы из числа помполитов
Организовать на промыслах и Владивостокском Торгпорту регулярные краткосрочные сборы капитанов, шкиперов и старшин плавсредств для приобретения ими знаний и правил, и навыков в совместном плавании.
6. [21]* Через начальника 5-го Отдела Штаба Флота поставить вопрос перед Горсоветом г. Владивостока об организации автоколонн (по 50 автомашин в колонне), иметь точный учет их и содержать в определенной степени готовности.
Приложение: Отчеты на _____ листах, только к экз. № 1
п/п Командир МООН Флагман 2 ранга /Скриганов/
п/п Военком МООН Полковой комиссар /Савелов/
Верно: Начальник Штаба МООН капитан-лейтенант [подпись] Попов
Отп. в 3-х экз.:
Экз. № 1 Военсовету ТОФ
Экз. № 2 в делах Помощника Командующего Флота
Экз. № 3 в делах Штаба МООН
----------------------------------------------------------------------------
Фам. 29.08.38
** ** **
Примечания:
1. [1]* - документ рассекречен.
2. [2]* - запись № приказа выполнена карандашом и зачеркнута.
3. [3]* - правописание термина «цистерна» на рассматриваемый период.
4. [4]* - кавасаки: деревянное моторно-парусное судно для морского прибрежного промысла, распространенное на Дальнем Востоке. Особенности судна: высоко поднятый нос, плоская широкая корма, борта с наклоном наружу, малая осадка. Длина: 10-15 м, грузоподъемность: около 10 т.
(Kawasaki Heavy Industries, Ltd - японская корпорация, созданная Кавасаки Сёдзо в 1896 году).
5. [5]* - так в тексте. Читать: Троица.
6. [6]* - ДГРТ: Дальневосточный Государственный Рыболовный Трест.
7. [7]* - ГВП, Перевалочная база, ОВД: структурные организации города Владивостока: Главный Военный Порт; Перевалочная база; ОВД - ?
8. [8]* - СД: Стрелковая Дивизия.
9. [9]* - ? Так в тексте.
10.[10]* - фалинь: трос, закреплённый за носовой или кормовой рым судна. Служит для привязывания к пристани, судну или т. п.
11.[11]* - так в тексте. Читать: Де-Ливрона.
12.[12]* - «Б.Шантар»: «Большой Шантар».
13.[13]* - фамилия не указана.
14.[14]* - фамилия не указана.
15.[15]* - фамилия не указана.
16.[16]*, [19]*, [20]*, [21]*: нарушена нумерация пунктов Отчетного доклада; возможно – при создании документа – техническая ошибка делопроизводителя.
17.[17]* - ВАСО - ?
18.[18]* - Фронта… : Дальневосточный фронт (ДВФ) – оперативно-стратегическое объединение советских войск на Дальнем Востоке. Создан по приказу НКО СССР от 28.06.1938г. на базе Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) и именовался Краснознаменным Дальневосточным фронтом. В состав фронта вошли 1-я и 2-я армии, а также Хабаровская группа войск.
19.Источник: РГА ВМФ, Фонд р-1090, оп.1, д.478, лл.50-54.
** ** **
С уважением
Галеев М.Х.
Отредактированно Мавлюд (25.10.2014 15:15:33)
Добрый день. Еще один документ:
Совершенно секретно
Народному комиссару Военно-Морского Флота Союза ССР
Командарму 1 ранга т. Фриновскому
Копия:
1-й Дальневосточной Краснознаменной Армии
Комкору тов. Штерн
1 Отдел
Штаба ТОФ
Исх. Ш 1/1/00434
29/X 1938 г.
Отчет
о деятельности Тихоокеанского флота в период Хасанских событий
1.Военный Совет Тихоокеанского Флота в своих докладах Народному комиссару ВМФ Союза ССР (в декабре 1937 г., в марте и мае месяцах 1938 г.) о незащищенности Посьетского района и ставил вопрос о создании в Посьете Укрепленного района, предназначаемого для обеспечения левого фланга армии и правого фланга главной базы – Владивосток, что Посьетский район является основным ключом для обороны Главной базы, и обладание им противником даст последнему возможность держать ТОФ под непосредственным ударом и контролем всех его действий.
2.Начавшиеся еще с апреля с/г провокационные действия со стороны японцев имели целью подготовку захвата господствующих высот над Посьетским районом, которые обеспечивали возможность в дальнейшем непосредственный захват района Посьет и заставляли все время держать Тихоокеанский флот в повышенной боевой готовности, а временами и в немедленной.
Так, например:
а/ с 18 апреля по 15 мая с/г – Флот имел повышенную боевую готовность для отражения возможного внезапного нападения японцев на побережье Южного Приморья.
б/ с 24 июля с/г – в связи происходящими, в южной части Японского моря, маневрами японского флота и сосредоточением сухопутных сил Японии на различных пунктах государственной границы и возможными попытками вторжения японцев на нашу территорию – Тихоокеанский флот был приведен в повышенную боевую готовность.
в/ в начале августа все эти события переросли в военные столкновения в районе озера Хасан.
3.В связи создавшимся положением и угрозой возможного нападения на Главную базу – Владивосток, Военный Совет Тихоокеанского флота поставил перед флотом следующие задачи:
а/ Недопущение внезапного налета противника на Главную базу и побережье Южного Приморья с моря, воздуха и суши.
б/ Защита левого фланга Первой Армии в районе Посьет от нападения противника с моря.
Кроме того, на флот было возложено непосредственное выполнение перевозок морем пополнения и снабжения Первой Армии и охрана этих перевозок.
Поставленные задачи Военным Советом флоту были впоследствии подтверждены приказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР и Народного Комиссара Военно-Морского Флота Союза ССР № 79сс от 8.8.38 г.
4. Для разрешения поставленных задач все части флота были приведены в боевую готовность № 2, а состав боевого ядра в готовность № 1.
Все приведенные в готовность корабли были рассредоточены по дивизионно:
2-я Морская Бригада: з. Славянский, б. Новик, б. Золотой Рог
4-я Морская Бригада: б. Разбойник, Малый Улисс, Алексеева
5-я Морская Бригада: б.б. Находка, Врангель, Чадауджа
6-я Морская Бригада: б. Малый Улисс
3-я Морская Бригада: б.б. Улисс, Витязь, з. Славянский
7-я Морская Бригада: б. Патрокл
1-я Морская Бригада: б.б. Находка, Парис
Надводные корабли имели готовность 2 часа.
Подводные лодки имели готовность 1 час.
Торпедные катера имели готовность ночью и в туман 15 мин. по одному звену от Отряда, а остальное время – нормальная.
Установлена периодическая воздушная разведка в районе Главной базы Флота до 41град.
В постоянном дозоре на линии м. Гамов – м. Поворотный были выставлены 3 подводных лодки, по одной от 2, 4, 5 Морских Бригад.
На линии м. Бутаков – м. Гамов патрулировал 1 миноносец (или 1 СКР).
На линии остров Стенина – о. Аскольд находился в дозоре один тральщик
В поддержке дозора находились 2 отряда торпедных катеров, базирующиеся на б. Витязь и з. Славянский. Эти же торпедные катера выполняли задачи ближнего дозора по особым указаниям Штаба Флота.
В местах вероятных высадок десанта были выставлены сторожевые заставы сухопутных войск, вооруженных ручными пулеметами.
Береговые батареи днем и ночью имели готовность № 3. Входные батареи ночью и в тумане имели готовность № 2.
В ДОТах и ОРПК ночью и в туман устанавливалось усиленное наблюдение и дежурство.
ПВО Флота была в готовности по усиленному варианту. Зенитные дивизионы на мехтяге выведены на позиции. Все остальные зенитные батареи были переведены на запасные позиции.
Посты ВНОС были развернуты полностью по военному времени.
Военно-воздушные силы ТОФ были рассредоточены по оперативным аэродромам и площадкам, с установлением постоянного дежурства звеньев истребителей в полной готовности к немедленному взлету.
По заданиям командования Первой Армии ВВС ТОФ участвовали в боевых действиях в совместных налетах с ВВС Первой Армии по боевым объектам противника в районе высоты Заозерная (Приложение – выписка из журнала боевых действий частей ВВС ТОФ).
5.Для обеспечения левого фланга Первой Армии и правого фланга Главной базы Владивосток с 6 августа с/г было приступлено к созданию Посьетского Укрепленного района (подчиненного ВУРу) в составе:
4-х орудийной 130 м/м батареи на м. Гамов
2-х орудийной 130 м/м батареи на м. Льва
2-х орудийной 130 м/м батареи на м. Гаккеля
4-х орудийной 100 м/м батареи на м. Брюс
Артиллерийский противодесантный дивизион и 12 3-х орудийных 45 м/м взводов, сведенных в 3 батареи в районе реки Тумень-Ула – з. Славянский.
Пулеметный крепостной батальон 2-х ротного состава, каждая рота – 7 взводов – 21 пулемет, а всего 42 пулемета.
Отдельный зенитный артдивизион 3-х батарейного состава в б. Троица, каждая батарея по 2 – 76 м/м орудия.
Сооружения была сделаны полевым способом, а орудия поставлены на временные основания.
6.При организации морских перевозок для нужд Первой Армии в район боевых действий возник ряд трудностей.
а/.Отсутствие плана перевозок со стороны Первой Армии.
б/.Отсутствие специально подготовленных средств для перевозок.
в/.Отсутствие причальных линий в местах выгрузки.
Все это приводило к тому, что перевозки первых дней проходили не организованно, сроки отправки нарушались, пароходы подавались не подготовленными, а фронт по прежнему нуждался в боезапасе и бойцах.
В силу этого, Военный Совет Флота своим постановлением от 5-го августа с/г организовал Морской отряд особого назначения (МООН) в составе 23 судов Госморпароходства и Дальвостокрыбы, 273 кавасак, 13 катеров, 5 сейнеров, 6 мореходных буксиров и 15 барж.
Непосредственное руководство МООН было возложено на Помощника Командующего Тихоокеанским флотом по материальному обеспечению Флагману 2 ранга Скриганову. Для управления МООН был создан штаб МООН.
МООНу была поставлена задача – организация планового и бесперебойного питания частей Первой Армии в районе боевых действий морским путем.
Для погрузки войск, боезапаса и прочего снабжения на транспорта, отправляемые в район Посьета использовались причальные линии Торгового порта, что не обеспечивало скрытности производимых перевозок. Местами выгрузки войск, боезапаса и прочего снабжения использовались б. Новгородская, б. Троица, м. Мраморный и з. Славянский. На разгрузке транспортов в местах выгрузки работало в среднем 36 кавасак, 5 катеров, 4 сейнера и около 10 барж ежедневно. В местах выгрузки были организованы специальные комендатуры мест выгрузки. Погрузкой войск, боезапаса и прочего снабжения во Владивостоке руководил Штаб МООН.
Для обеспечения морских перевозок из состава Тихоокеанского флота был организован Патруль в составе: 2-х отрядов торпедных катеров, 1 сторожевого корабля, 1 миноносца, которые обеспечивали безопасность перехода транспортов от мест погрузки до мест выгрузки.
Кроме того, МООН выполнял специальные задания, связанные с обеспечением Первой Армии:
а)Выделение автотранспорта из средств гражданских организаций.
б)Выделение рабочей силы из состава флота для работ по погрузке транспортов.
Привлеченными средствами МООН было перевезено из Владивостока в район Посьет:
39 стрелковая дивизия полностью
1-й Отдельный артиллерийский полк
12-й Отдельный батальон и 2 отдельных роты из резерва Глав. Командования.
В численном выражении перевозки выражались:
людей 27 315 чел.
лошадей 6 041 гол.
скота 152 гол.
боезапаса 9 960,7 т
орудий 154 шт.
станковых пулеметов 154 шт.
минометов 6 шт.
танков и танкеток 65 шт.
автомашин 231 шт.
тракторов 91 шт.
специальных машин 66 шт.
повозок и кухонь 1 543 шт.
зарядных ящиков 114 шт.
катеров 4 шт.
яликов 39 шт.
резиновых лодок 10 шт.
цистерн 11 шт.
бочек 370 шт.
продуктов 2 958,2 т
фуража 795 т
разного груза 2 634 т
дров 1 860 куб. м
раненых 2 848 чел.
возвращающихся и едущих в командировки 352 чел.
Кроме того, для перевозки раненых, газет и продовольствия привлекались самолеты гражданских организаций, которыми перевезено 16 раненых 5-ю рейсами, произведено 5 рейсов с газетами и 2 рейса с продуктами.
7.Прибывающие во Владивосток раненые полностью обслуживались медицинской помощью Санитарного Отдела Тихоокеанского флота.
Для этого Санитарный Отдел Флота по договоренности с представителями советских, партийных и профсоюзных организаций развернул коечную сеть в городских и дачных местностях, используя гражданские больницы, санатории и дома отдыха. Через эту сеть было пропущено 1479 человек, в том числе:
через Владивостокский Морской Госпиталь -406 чел.
Горбольницу -142
Больницу Водздрава -122
Дом отдыха Облпромстрахкассы -88
Санаторий ВОК -106
Санаторий ТОФ -230
Детский санаторий КДФ -109
Дом отдыха угольщиков -96
Физиотерапевтический Институт -180 человек.
Остальные раненые в количестве 1270 человек после оказания 1-й помощи во Владивостокском Морском Госпитале были направлены на стационарное лечение в Ворошиловск и Хабаровск.
8.Для пополнения частей Первой Армии из состава Владивостокского и 11 стрелковых полков был сформирован противотанковый дивизион, который был послан на фронт, где действовал совместно с 40 стрелковой дивизией. В боях за высоту Заозерная из состава дивизиона было убито: 2 человека, тяжелораненых – 4 человека (1 из них умер), ранено - 9 человек, контужен – 1 человек.
9.Действия Тихоокеанского флота во время Хасанских событий выдвинули следующие требования, которые необходимо разрешить немедленно:
а/. Необходимость для флота иметь до 20 быстроходных транспортов с небольшой осадкой для целей воинских перевозок, как в мирное, так и в военное время.
б/. Необходимость создания оперативного резерва материальной части для 3-х дивизионов 130 м/м орудий, 3-х дивизионов 100 м/м орудий, 6 батарей 76 м/м орудий, 3-х дивизионов зенитной артиллерии на мехтяге.
в/. Необходимость регулярного привлечения судов Госморпароходства к учениям Тихоокеанского флота не менее трех раз в год, с целью тренировки и подготовки их на военное время.
г/. Необходимость организации оборудованных маневренных баз для торпедных катеров в заливе Посьет и в заливе Славянском, бухте Преображенья.
д/. Необходимость создания теперь же военизированных отрядов из местного населения по линии Осоавиахима в отдельных бухтах для целей непосредственной охраны побережья и оповещения.
е/. Необходимость организации прямой телеграфно-телефонной связи Посьетского района – Главной базы.
ж/. Необходимость передачи Флоту зданий Военно-морского госпиталя на м. Эгершельд, занятых сейчас гражданскими организациями.
з/. Необходимость иметь на складах Санитарного отдела годовой запас медикаментов. Склад перевести во второй разряд. Построить складские помещения.
и/. Необходимость выстроить в 1939 году терапевтический корпус при госпитале, приспособленный для обработки раненых и одновременно пораженных ОВ, с подземным газоубежищем и пунктами ПСО.
к/. Необходимость теперь же иметь госпитальное судно на 200 коек.
л/. Необходимость оборудования причальных линий в заливе Славянском, в заливе Посьет.
Командующий ТОФ Флагман 2 ранга [подпись] Кузнецов
Член Военного Совета ТОФ Корпусный комиссар [подпись] Лаухин
** ** **
Источник: РГА ВМФ. Фонд р-1090, оп.1, д.471, лл.334-340.
** ** **
С уважением
Добрый день!
Как штрих событий, любопытное письмо:
СССР
НК ВМФ
Тихоокеанский флот
Командир 7-МБ
№ …
… 1938 г.
б/х Витязь
В Военный Совет Тихоокеанского флота
Доклад
В соответствии с данным приказанием вступить в командование Посьетской морской группой мною с 2-го августа была установлена связь с МПО-59, организована дозорная и разведывательная служба Посьетского направления силами торпедных катеров и сторожевых кораблей, охрана рейдов б/х Троицы и б/х Витязь и организация конвоирования военных транспортов.
Основной базой для торпедных катеров и сторожевых кораблей выбрана б/х Витязь, как удобная для стоянки, имеющая пресную воду и водокачку, меньшее гражданское население, менее просматриваемая с моря и имеющая телефонную связь с постом СНиС Гамов. Запасной базой - б/х Троица.
Поняв свою задачу как ответственность за морское Посьетское направление, получившее особенную важность при данной обстановке, строилась боевая деятельность и боевая готовность кораблей. Однако вся эта работа тормозилась, а подчас и срывалась плохим управлением Штаба флота и в первую очередь 1-м Отделом.
Как вывод из первых 10 дней работы Посьетской группы, который считаю необходимым доложить Военному Совету, следующий:
1.Для общей системы обороны Главбазы имеет безусловную необходимость создание Посьетской группы кораблей во главе с ответственным начальником, имеющим оперативную самостоятельность в пределах поставленных ему задач.
2.Для нормальной боевой деятельности необходимо обеспечение:
а/дооборудовать водокачку (отремонтировать пристань и т.п.)
б/иметь танкер с мазутом и горючим для торпедных катеров, в крайнем случае, баржу и периодическую ее заливку приходящим танкером
в/склад для запаса продовольствия, особенно для торпедных катеров, организация выпечки хлеба на зверосовхозе
г/2-3 рейдовых катера и кавасаки сообщения и буксировок торпедных катеров, барж и т.п.
3.В состав Посьетского отряда на сегодняшний день считаю необходимым включить:
Миноносцев 1
Сторожевых кораблей 3
Торпедных катеров 6
Катеров МПО 4-6
Самолетов Д 3 для разведки на себя и обеспечение атак торпедных катеров и сторожевых кораблей 2-3 самолета
Подлодок «Щ» - 1 дивизион.
4.Установить хорошую информацию об обстановке и изжить путаницу, которая вносится 1-м Отделом Штаба ТОФ и может привести к пагубным результатом. Если эта путаница не умышленная, то, во всяком случае, непростительная для оперативного работника. Факты:
1. По приходе с Маршалом в Посьет, через несколько часов получено радио от начальника 1-го Отдела: «Что делаете в Посьете?».
2. 3-го августа на имя командира м. «Сталин» получено приказание - выйти немедленно в дозор и быть там до приказания об уходе. Одновременно в ту же точку дозора был Штабом ТОФ выслан СКР «Бурун». Они встретились ночью – непростительное легкомыслие, могущее привести к гибели своих же кораблей.
Все это сделано помимо командования Бригадой, находящегося на м. «Сталин».
3.Несмотря на 3 радиограммы об отсутствии топлива м. «Сталин» и СКР «Бурун» держались целый день при хорошей видимости в дозоре, а ночью, когда особенно нужен дозор – остались без топлива.
4. 4-го апреля [августа] м. «Сталин» и СКР «Бурун» Штабом ТОФ, помимо командования Бригады, высланы на разведку морского боя, кем-то замеченного в заливе Посьет. СКР «Бурун» выйти не смог, т.к. к этому времени топлива уже не имел. Посылка же самостоятельно отдельных кораблей исключает управление боем, если бы пришлось вступить в него. Командование Бригадой осталось в стороне.
6 [5]. В район Посьет выслана в дозор подлодка. Мне ничего неизвестно. Сторожевой корабль несет ночной дозор, оказывается по квадрату подлодки. Это тем более недопустимо, что, зная, что нет в этом районе наших подлодок, мною было отдано приказание обнаруженную подлодку в наших водах бомбить.
Все движение транспортов должно быть с ведома командира Посьетского отряда и идти организованно, караванами.
Примером полной не организации может служить переход транспортов 7-го апреля [августа]. Транспорта приходили в залив Посьет от 19 часов («Джурма») до 01 часа 8-го («Большой Шантар»). Нашел туман – могли перетолкаться, торпедные катера шли произвольными курсами. В охранении, помимо меня, были в залив Посьет высланы из Главной базы торпедные катера. Не зная об них, встретив их ночью, я, только обменявшись опознавательными, установил, что это наши торпедные катера – мог их расстрелять. Обеспечивать же движение транспортов в течение 6 часов, ночью, обнаруживая каждый танкер внезапно – нельзя.
Фактов еще много, они большие, нетерпимы. С таким управление воевать будет трудно.
Командир 7-Морбригады Капитан 3 ранга /Горшков/
Военком 7-Морбригады Батальонный комиссар /Хоменко/
Копия верна: Вр. Начальника Штаба бригады ММ
Капитан-лейтенант [подпись] Фельдман
2.12.40
***
Источник: РГА ВМФ. Ф. р-1090, оп.1, д.479, лл.67-68.
***
С уважением
Страниц: 1 2