Вы не зашли.
Интереснейшие цифры обнаружил наш коллега:
Из книги "Переписка досточтимого Джона Синклера" (1842), стр. 242
Разный дуб в судостроении служит разное время.
Американский дуб - 10 лет
Русский казанский дуб - 10 лет
Французский дуб - 15 лет
Польский дуб - 15 лет
Немецкий дуб - 15 лет
Датский дуб - 20 лет
Шведский дуб - 20 лет
Английское дуб - 25 лет
Самый лучший английский дуб - 40-50 лет.
И далее очень интересные данные, из-за отсутствия которых в свое время было сломано столько копий:
Итак, согласно докладу комиссаров лесного хозяйства Англии и колоний, опубликованных в 1792 году средняя продолжительность жизни кораблей, построенных для Роял Неви с 1760 по 1788 год составила 11 лет и 9 месяцев.
В 1830-х она повысилась до 13 лет.
При этом, корабли, построенные из колониальной древесины имели срок жизни 3 года 6 месяцев. Из балтийской - 8 лет 3 месяца. Из английской - 10 лет 4 месяца.
http://george-rooke.livejournal.com/295373.html
выходит, не такие уж наши корабелы криворукие были, как в "мурзилках" бают
Качество древесины – важная составляющая долголетия кораблей, но она не единственная.
В Англии лучшим дубом считался английский, особенно, его сердцевина: при контакте с землей он не терял своих качеств в период от 15 до 25 лет, более долголетними были только тик и ироко. Центральноевропейский дуб был хуже качеством, но легче в обработке, из балтийского леса ценился курляндский дуб.
Испанские историки считают, что корабли, построенные из красного дерева в Гаване, служили дольше тех, что были из испанского дуба, на 25-35-50%. Но: ЛК из феррольского дуба, построенные французом Готье в 1760-е – 1783 гг., оказались гораздо крепче и долговечнее, чем те, что строил ученик Готье – Ромеро Ланда с 1784 г. из красного дерева. Причина в том, что Готье использовал только seasoned timber – древесину, срубленную в надлежащее время и высушенную надлежащим способом. А это было муторно и хлопотно, и многие этим пренебрегали.
В 1797 г. при Сент-Винсенте англичане захватили два 112-пушечника, тот, что строил Ромеро Ланда (гаванский Сальвадор даль Мундо, 1787 г., был сразу же отправлен в портовые блокшивы и вскоре назначен на слом), а вот детище Готье - феррольский Сан Хосе (1783) служил в английском флоте до 1849 г. без особых переделок и даже попал на фото.
Да и пресловутый гаванский Сантисима Тринидад (1769 г.), очень тихоходный флагман в 1779-82 гг., невзирая на его медную обшивку, после многочисленных тимберовок, пришлось в 1795 г. перестроить в практически совершенно новый корабль.
В 1820 г. главный инспектор кораблестроения Франции Тюпинье считал, что в среднем, ЛК может служить без больших ремонтов 14 лет, каждая тимберовка продлевает его жизнь на 7 лет.
Английские 74-пушечники 1810-х гг., дожившие до Крымской войны в составе активного флота, неоднократно тимберовались, так что их окончательная цена была в 3-4-5 раз выше первоначальной. Вообще, это касается почти всех «долгожителей».
Т.е., ну да, конечно, можно привести образцы кораблей, служивших чуть ли не 100 лет, но они при этом не однажды не только тимберовались, но и неоднократно полностью «перестраивались» и каждый раз получался практически совершенно новый корабль.
charlie написал:
#974020
выходит
а когда же в Англии кончились дубовые леса? Или их усиленно воспроизводили, но ведь дуб растет долго?
В России товарный дубовый лес сажали до нач. 20 века, потом бросили из-за болезней, делавших это дело нерентабельным. Этим летом я участвовал в одном экопроекте - сажали дубы в районе Серебряных Прудов (МО) это первые посадки дубов в нашем регионе такого масштаба, и ещё заложили питомник.
Попалась статья в английском журнале о реальной долговечности английских ЛК эпохи Нельсона.
Т.е., сколько времени ЛК может плавать до тимберовки.
Даны: год постройки, начальная стоимость в ф.ст., чистое время плавания (годы-месяцы) до постановки в док, стоимость ремонта, год разоружения (для ремонта).
Superbe 74 1798 38647 2-6 47283 1809
Ajax 74 1798 39093 0-5 26683 1802
Achille 74 1798 38450 1-5 25646 1802
Spencer 74 1800 36249 2-9 43748 1802
Benbow 74 1813, 1818 - в тимб., стоимость 45000 ф.ст., как новый ЛК.
Dublin 74 спущен в февр. 1812 г., проплавал одну кампанию в Средиземном море, в февр. 1813 г. на тимб. стоимостью 20000 ф.ст.
Ну, до F-22, который можно использовать 6 часов в месяц, им еще далеко.
Долголетие дерева до появления жесткой современной химии (консервантов, пропиток и т.д.) - всегда было проблемой. Например, памятники деревянного зодчества в моем регионе долго живут, потому что их с 50-х годов обрабатывают мощными химическими составами, а также - над ними непрерывно колдует "армия" реставраторов. Их ровесники, не попавшие в число памятников - либо давно сгнили и снесены, либо это уже де-факто новое сооружение, где от зданий 18-19 века - в лучшем случае, фундамент. Мне как-то тут дом 1880-х годов постройки пытались втюхать... там реально дешевле снести и на том же фундаменте новый запилить.
А кораблики... они это... еще и в очень агрессивной среде находятся.
Эд написал:
#1316659
страшный червь-древоточец
"Агамемнон" бритовский из тика был построен в Индиях. Надо посмотреть когда он сдох. Тик не едят черви, чего-то. Маслянистое дерево.
UPD. Наврал. HMS "Trincomalee" из тика в мумбаях был построен. В 1812 построен и на дрова аж в 1897-м. На дрова! Вот такая деревяха. Железо бы уже все погнило.
Отредактированно Spark (15.10.2018 14:37:21)
Эд написал:
#1316659
В т.ч. в Средиземном море или тропических водах, где обитает страшный червь-древоточец - teredo navalis.
Вроде попадались данные, что античные суда были очень долговечны.. Кедр?
Наверное играет роль и большая напряженность конструкции кораблей 19 века.
H-44 написал:
#1316679
Кстати а как у тика с твёрдостью?
Тут надо в комплексе смотреть. Пластичная, прочная древесина. Мебель из нее делают и дома строят даже сейчас. Очень долговечная из-за маслянистости. Тиковое масло - отличный sealer/
У тика очень нехорошие щепки для человеков. Сооовсем нехорошие. А щепки важный поражающий фактор в бою того времени.
Пернатый Змей написал:
#1316721
У тика очень нехорошие щепки для человеков.
Не. Особо не щепится. Тут лягушачая подготовка на базе в Саттахипе, а огневая, МПД, тактика и пр. в Лопбури. Там даже директрисса есть для LAW. Фанеры не напасешься - пуляют до чертей, а тик тут в изобилии и из него сбивают щиты. Дурешки с осколками вязнут лучше, а если сквозные, то совсем не щепится, причем калибр крепкий. Кстати, тиковое масло, как антисептик использовали с какими-то добавками давным-давно. Но тик разный бывает.
Собственно, британцы прекратили строить корабли из тика в Индии ссылаясь именно на эту причину. Щепы ядра выбивали во множестве и щепа эта, поражая людей, потом очень нехорошо гноилась.
Не встречал инфы по вредносному воздействию тиковой щепы на организьм. А тик в iron-clads даже применялся. Палубы Бисмарка с Тирпицем тиком покрыты были. Единственно - дорогой тик. Где почитать насчет страшной щепы тичьей?
Spark написал:
#1316742
Где почитать насчет страшной щепы тичьей?
A. Lambert, The Last Sailing Battle-Fleet, 1815-1850 (1990), там есть целая глава о постройке кораблей в Бомбее и Калькутте. Тик считался лучшим материалом, хотя признавалась его склонность к образованию щепы, но это было и с остальным деревянным материалом. Тик был более "колючий".
Эд написал:
#1316749
Lambert, The Last Sailing Battle-Fleet, 1815-1850 (1990
Спасибо!
UPD. Вот книжка про все артдела. Никакой разницы по сплинтерам между дубом и тиком. Там на железо грешат. Грят, осколков много, поэтому деревянные корабли лучше. Но есть еще ужасные воспоминания вечно балдого корабельного доктора - он там про ранения чего-то накропал, но надо вчитаться. Интересная тема, упаси Хосподи.
Отредактированно Spark (15.10.2018 23:59:14)
Spark написал:
#1316752
Там на железо грешат.
Вот никогда не понимал, почему при постройке первых железных кораблей так боялись осколков? Там же мягкое железо, при пробитии ядром были бы круглые дырки.. А ещё деревом обливали - вот тогда точно щепа будет.
ПС. Как-то мой друг в годы учёбы себе в ладонь спичку загнал (есть фокус когда торчащую спичку резким хлопком ломают, но ему этого показалось мало и он эту спичку заточил)) Недели три в госпитале валялся. Рука гноилась, а щепки эти рентген зараза не берёт. Еле руку спасли. Щепа -коварная штука...
H-44 написал:
#1316763
Вот никогда не понимал, почему при постройке первых железных кораблей так боялись осколков? Там же мягкое железо, при пробитии ядром были бы круглые дырки.. А ещё деревом обливали - вот тогда точно щепа будет.
Опыты произведённые на английском корабле Экселент. 1854
Такой же текст можно найти в Морском сборнике.
Хотелось бы добавить ещё один момент по обеспечению долговечности: судя по отчётам об осмотрах адмиралтейства в Портсмуте на стоянке английские корабли стояли с полуразобранными для вентиляции палубами, и на каждом линейном корабле постоянно жило по три служителя для отопления и просушки. Отмечая в целом не лучшее по сравнению с отечественным качество постройки в то время наши офицеры делают вывод, что данные меры весьма способствуют увеличению продолжительности их службы