Эскадренный броненосец "Ретвизан" - 1 единица
|
||||
Место постройки | Заложен | Спущен | Укомплектован | Судьба |
Крамп, США | лето 1898/17.07.1899 | 10.10.1900 | 12.1901 | затоплен 25.07.1924 |
Графика:::
|
|||
Фотографии | Чертежи и схемы |
Характеристика и оценка проекта
|
Реализация дополнительной судостроительной программы 1898 г. заставила русское правительство воспользоваться услугами кампании «Крамп и сыновья», которая предложила строить броненосец по чертежам американского броненосца «Iowa». Но заказчик потребовал считать прототипом «Пересвет», с заменой 10-дюймовых орудий на 12-дюймовые и трехвальной силовой установки на двухвальную. Крамп спроектировал корабль короче и несколько шире «Пересвета», без полубака. Броненосец имел гладкопалубный корпус с высоким надводным бортом. От форштевня до ахтерштевня шли три сплошные палубы - верхняя, батарейная (главная) и жилая. Под ними имелись еще две палубы - верхняя и нижняя платформы, разделенные машинно-котельными отделениями. Водонепроницаемые переборки разделяли корпус на 15 отсеков; по высоте они доходили до жилой палубы. «Ретвизан» стал первым русским броненосцем, обладавший принципиально новой системой обеспечения непотопляемости. У него отсутствовала не оправдавшая себя магистральная водоотливная труба. Каждый отсек имел автономные водоотливные средства, насосы вместе с электромоторами стояли в водонепроницаемых кожухах. Система бронирования напоминала прототип, с некоторым увеличением толщины брони казематов и боевой рубки. Машины тройного расширения располагались параллельно друг другу, разделенные водонепроницаемой продольной переборкой. Стремясь к экономии массы, Крамп добился разрешения на установку котлов системы Никлосса, которые проявили себя ненадежными и опасными в эксплуатации. Но зато ему удалось избежать перегрузки - удивительный для того времени факт. |
Служба
|
В июне 1902 г. Прибыл на Балтику, оттуда в октябре отправился на Дальний Восток. 26 января 1904 г. в ходе внезапной атаки Порт-Артура японскими миноносцами получил попадание торпеды (5 убитых), принял свыше 2200 тонн воды и сел на мель при попытке перейти с внешнего рейда на внутренний. 24 февраля снят с мели, а 26 мая закончил ремонт. 25 июля получил попадание 120-мм снаряда (принял через пробоину 500 т воды). В бою 28 июля 1904 г. получил попадания 18 снарядов калибром 203...305-мм, но не был серьезно поврежден (убито 6 и ранено 43 человека). Ремонтировался до середины сентября. До конца осады Порт-Артура получил попадания 26 280-мм и 9 152-120-мм снарядов, 3 из которых нанесли ему тяжелые повреждения (1 взорвался в котельном отдалении). Затонул 23 ноября 1904 г. 22.09.1905 – поднят японцами в гавани Порт-Артура (Рёдзюн) 24.09.1905 – включен в списки Императорского флота как линейный корабль 1-го класса "Хидзэн". 11.1905-11.1908. - восстановительный ремонт и модернизация в военно-морском арсенале Сасэбо. Участвовал в Первой Мировой войне (в сентябре 1914 года совместно с броненосными крейсерами "Асама" и "Идзумо" был отправлен на поиски эскадры адмирала Шпее в центральную часть Тихого океана. 15 октября "Хидзэн и "Асама" вошли в Гонолулу). 1.09.1921 – корабль береговой обороны 1-го класса. 20.09.1923 – по Вашингтонскому соглашению исключен из списков флота. 25.07.1924 – расстрелян и потоплен как корабль-цель в проливе Бунго. |