Сейчас на борту: 
Mihael,
Yosikava,
Вальчук Игорь,
Проходил мимо,
Скучный Ёж,
Эд
   [Подробнее...]

#1 02.07.2018 21:12:53

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 1939




Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

Интересуют подробности атаки нашей авиацией эсминца "Рихард Байтцен" 10 августа 1941 года.

 

#2 03.07.2018 08:16:09

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

9
*
знатная заметка!

В конце операции, когда нем. эсминцы уходили, над ними появились 3 Ме.110. Время было 04.11. Противник набросал французских дымовых буев и уходил под их прикрытием, когда в 04.49 RICHARD BEITZEN заметил на 120 гр. 2 неопознанных самолета на средней высоте. В их сторону он выстрелил 2 белые ракеты, указывая направление своим истребителям, но те ничего не заметили и спокойно улетели в 04.55, никто их не сменил.
Через 5 минут после отлета мессеров те два самолета приблизились, оказавшись лет. лодками МБР-2. Контакт они удерживали до 05.27, когда скрылись на ЮВ.
Еще через полчаса показались 3 сухопутных самолета, типа СБ-2 или ДБ-3. Они вылетели из облаков с севера. Сбросив 4-6 бомб по RICHARD BEITZEN, они улетели. В 06.30 RICHARD BEITZEN и FRIEDRICH ECKOLD были отпущены в Нарвик, на профилактику машин (это было запланировано еще до начала набега). Сразу после того, как они начали отваливать, такая же как раньше машина выпала из облаков, с севера, и отбомбилась по FRIEDRICH ECKOLD. Эсминец, уворачиваясь, даже вышел на контркурс. По наблюдениям командира 6 флотилии, бомбы упали очень близко к кораблю. Затем пришло сообщение по УКВ с FRIEDRICH ECKOLD: разрывы в 80 и 50 м по правому борту, в 20 м и совсем рядом с бортом по левому. Сильные сотрясения, близкая бомба разорвалась на уровне 1 орудия. Сначала вышли из строя руль и правая машина, но все быстро починили. Это на самом деле оказалось путаницей: почему-то на флагманском LODY радисты подумали, что сообщение, хотя и было передано с RICHARD BEITZEN, касалось FRIEDRICH ECKOLD. Прояснилось только после телетайпа от RICHARD BEITZEN 11 числа про то, что он стал небоеготов из-за того самого разрыва 2 бомб по левому борту. По мнению командира ЭМ, его атаковали два бомбера типа "потез". Попал первый, бомбивший с пологого пикирования. Второй такой же самолет сбросил бомбы далеко. Ну и наблюдения командира флотилии были совершенно неправильные: в последней атаке опять же бомбами хорошо обложили RICHARD BEITZEN
Позже было установлено, что повреждения от бомбы, упавшей на уровне 14 и 3 (13?) отсеков так велики, что RICHARD BEITZEN надо отправлять на ремонт на родину (вмятины на верхней палубе, трещины, течи, шумы в обеих турбинах на скорости более 24 уз., многочисленные неполадки всп. механизмов). 14.8 RICHARD BEITZEN через Берген ушел в Германию.
Про советскую сторону точно не скажу, документы путаные и без подробностей. Высылалось не то 2 пары Пе-2 и 7 СБ, не то пара Пе-2 и 5 СБ. Данные немцев про "потез" и пикирование вроде говорят за пешек, но каноническая версия вроде как говорит об СБ. В "Хронике" вообще описана только последняя атака Пе-2, которая явно и стала результативной. В принципе, в книге А. Марданова описания точно следуют скупым сводкам. Александр правильно разобрался и записал повреждение "пешкам". Удача пришла, потому что использовались бомбы ФАБ-250 и -500.

 

#3 03.07.2018 14:00:55

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 1939




Re: Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

Спасибо Игорь!

 

#4 03.07.2018 23:32:21

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9123




Re: Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

2

https://c.radikal.ru/c29/1807/7f/ad8f1b0aa52at.jpg

Пара Пе-2 сбросила четыре ФАБ-250.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#5 04.07.2018 05:13:01

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

Выходит так, что первая пара СБ бомбила неудачно, потом тройка вообще не нашла цель. И только "пешки" все сделали как надо. Почти. Жаль что не утопили, хотя конечно, одной ФАБ-250 для ЭМ мало.

 

#6 04.07.2018 20:36:07

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9123




Re: Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

2

Стесняюсь напомнить, но я подробно описывал этот эпизод в этой книге 2007 г. http://bookre.org/reader?file=752493
"На этом испытания для 6-й флотилии не кончились. В 4.49 над кораблями появилась первая пара летающих лодок, но на этот раз в отличие от обычной практики они не сбрасывали бомб, а попытались установить длительное наблюдение за отрядом. Первая атака тройки СБ завершилась падением шести бомб между “Лоди” и “Байтценом”. В 6.30 близ Вардё отряд разделился: “Лоди” с командиром флотилии направился в Киркенес, а два его мателота в Нарвик, где им предстояло пройти плановый осмотр силовых установок. Спустя шесть минут из облаков внезапно вывалилась пара бомбардировщиков Пе-2, уложивших свой бомбовой груз (четыре ФАБ-250) почти точно на “Байтцен”. Две бомбы упали в 50 и 80 м от правого борта, зато две других непосредственно у левого борта в районе XIV и III отсеков. Их взрывы произошли с некоторым замедлением и по своему эффекту больше напоминали результат воздействия неконтактных мин. Мгновенно оказался заклинен руль и правая турбина, в результате чего корабль описал полную циркуляцию. Вышли из строя, хотя и временно многие вспомогательные механизмы. Многочисленные разрывы в обшивке привели к попаданию воды в топливные танки, так что использовать топливо пришлось очень осторожно. К счастью для немцев третий налет, произведенный парой СБ, повреждений не добавил. Но их и так оказалось немало. Осмотр, проведенный в Нарвике, показал, что при числе оборотов, соответствующем 24 уз., турбины начинают работать с большим шумом (результат искривления линии валов при сдвижке турбин с фундаментов), а вспомогательные механизмы работают с повышенной нагрузкой. Устранить такие повреждения в условиях норвежской ремонтной базы не представлялось возможным, вследствие чего корабль убыл на ремонт в Германию. Не повезло и шедшему ему на смену “Теодору Риделю” – 12 августа он выскочил на камни в районе Бергена и  распорол себе двойное дно. Его ремонт в Киле продолжался до мая 1942 г. В конце августа за ними последовал “Шёман”, у которого произошла поломка турбозубчатого агрегата".
Таким образом, все три группы наших бомбардировщиков нашли цель, что, ЕМНИП, подтверждается и немецким донесением.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#7 05.07.2018 06:51:28

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

В КТВ 6-й флотилии только два налета: 05.57 и 06.36. У ФР. ЭККОЛЬДТА - 05.59 и 06.36. КТВ самого БАЙТЦЕНА у меня нет к сожалению, однако сомневаюсь, что там есть третий налет. Находившийся рядом ЭККОЛЬДТ не мог его не заметить.
К тому же, и наши документы говорят: 2 СБ, чуть погодя еще 3 СБ, потом Пе, потом никого. Один налет СБ по-любому выпадает, на мой взгляд, второй.

Отредактированно igor (05.07.2018 06:53:26)

 

#8 05.07.2018 21:39:01

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9123




Re: Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

Сложно прокомментировать без оперсводки 72-го ап. Согласно ОС ВВС СФ за сутки 9 самолето-вылетов БА при этом никаких других целей кроме ЭМ не называется. Сброшены 1 ФАБ-500, 7 ФАБ-250, 16 ФАБ-100. Это могли сделать примерно 7 но никак не пять бомбардировщиков. Возможно одна группа бомбила в облака и не была замечена немцами, но бомбила она ЭМ. У меня просто нет других объяснений.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#9 06.07.2018 06:48:29

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

В "Хронике" написано, что в 13.30 для бомбежки ЭМ выслали еще раз пару Пе-2, но они цели не нашли и бомбили вражеский транспорт около Эккерё.
Так же пара СБ бомбила одиночный ЭМ, двигавшийся в Вардё, в некое время после 08.20. Это мог быть только ЛОДИ, который добрался до Киркенеса к 10.45, но в журнале 6 ФЭМ про это молчок, а у самого ЭМ КТВ только с 1943 года. Получается 3+2+2+2=9 самолетов, правда это не совпадает с описаниями вылетов в оперсводке.

 

#10 06.07.2018 20:30:17

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9123




Re: Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

Интересно, откуда все это взяли авторы "Хроники", если ни в ОС, ни в Ист. журнале ВВС нет ничего на это похожего. Впрочем, допускаю, что все так и было.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#11 12.07.2018 13:29:57

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Повреждение эсминца Z4 10.08.41 г.

Хз. Немецким данным не противоречит, хотя и с оговорками

 

Board footer