Вы не зашли.
Приветствую!
В http://www.odin.fm/2010/articles/900.asp опубликована заметка "Первый иностранный транзит Севморпутем оказался не совсем чтобы иностранным".
Заинтриговала следующая фраза: Можно по-разному оценивать рейсы иностранных судов или судов под иностранным флагом по Севморпути начиная с гитлеровского корсара, крейсера Комет,...
Кто знает подробности?
Спасибо.
Три советских ледокола "Ленин", "Сталин", "Каганович" последовательно провели рейдер "Комет" в период с 14.08.1940 г. по 03.09.1940 г. от пролива Маточкин Шар почти до Береногова пролива.
Наверное сюда.
28 февраля 1941 года по указанию из Берлина посол Германии в СССР Фридрих фон дер Шуленбург на встрече с председателем СНК В. М. Молотовым озвучил просьбу предоставить возможность двум вспомогательным крейсерам кригсмарине, оперирующим в Тихом океане, и четырем германским торговым судам перейти по Северному морскому пути с востока на запад, а двум танкерам - с запада на восток, используя опыт проводки в июле-сентябре 1940 года вспомогательного крейсера «Komet».
Кто знает подробности? Что планировали немцы?
В феврале 1941-го действовали "Корморан", "Пингвин", "Тор", "Орион" и "Атлантис". "Пингвин" и "Корморан", думаю, можно вычеркнуть из предполагаемого списка в два ВСКР.
Сумрак написал:
#1324382
из предполагаемого списка
интересно какие-то планы у немцев были? Сохранилась по ним информация?
Мне не попадалась.
Georg G-L написал:
#1324360
Что планировали немцы?
Особо не вникал, но всегда считал, что просто вернуться домой по завершению рейдерских действий. Несколько короче и сильно безопаснее... раз уж с СССР можно было договориться - почему бы не воспользоваться.
Titanic написал:
#1324690
Несколько короче и сильно безопаснее...
В этом есть смысл, но зачем тогда два танкера с запада на восток? Если в февале 1941 года уже было более-менее ясно, что летом - война?
Georg G-L написал:
#1324360
Кто знает подробности? Что планировали немцы?
А вы просто вариант с дезинформацией не рассматриваете? По плану "Б" каждое из мероприятий по плану развертывания против СССР имела свое собственное дезинформационное прикрытие.
Botik Petra Velikogo написал:
#1324914
А вы просто вариант с дезинформацией не рассматриваете?
Вполне логично. Ну не рейд же немцы планировали? По опыту "Комета" вряд ли в июне они могли расчитывать пройти Беренговым проливом. Хотя заманчиво: русские дают ледокоы ("Красин" и "Каганович") - немцы их захватывают и идут по СМП на запад - сил у русских здесь нет... Но это из области альтернативы...
Отредактированно Georg G-L (26.11.2018 22:17:15)
"Укус «морского пса»
У России есть два уникальных транспортных коридора – Транссиб и Северный морской путь. Они могли бы за счёт транзита международных грузов давать доход стране, сопоставимый с нефтью и газом. Но одному мешают ведомственные и тарифные рогатки, а на другом – мины, оставшиеся со времён войны.
Долгое время присутствие немецких подводников на Севморпути во время Второй мировой войны казалось надуманным. В то, что морские волки адмирала Дёница хозяйничали в глубоком русском тылу – вплоть до Якутии, поверить было невозможно.
Между тем минные заграждения, выставленные немцами, угрожают судам до сих пор. На днях в Мурманск вернулся Оперативный морской отряд разминирования, снимавший старые мины в акватории Обской губы Карского моря.
Моряки, рискуя жизнями, обезвреживали «подарки» давно отгремевшей войны. Сколько их ещё притаилось в холодных водах Арктики?
Было 10 часов 18 минут 28 августа 1943 года. В наушниках комарами пели дизеля чужой лодки – Трофимов точно знал, что это может быть только враг. Прямо по курсу росли на глазах пустыни Новой Земли.
Теперь уже никто не скажет, почему так безрассудно беспечен был в то роковое утро командир немецкой лодки U-639 обер-лейтенант Вальтер Вихман. Немцы шли в надводном положении, не хоронясь за волнами, не прижимаясь к скалам, легко и свободно, как на параде. Более того, в рубке не было вахтенного! Им казалось, что они на свете одни?
– Залп!
10 часов 50 минут. Раненные взрывом чайки со стонами пали в центр чудовищного жёлто-чёрного пузыря, нарывавшего на глазах на месте ещё секунду назад живой U-639.
Через две минуты наша подлодка всплыла. Из воды достали дневник, карту и тужурку обер-лейтенанта Вихмана.
Википедия - "Советской разведке стало известно, что в Карском море находятся немецкие субмарины, для их уничтожения были посланы в том числе «С-101» (командир — капитан-лейтенант Е. Н. Трофимов, старший на борту — кап. 2 ранга П. И. Егоров, вахтенный — гидроакустик И. Ларин) и С-54 (командир — кап. 3 ранга Братишко).
Немецкая подлодка «U-639» была обнаружена ранним утром 28 августа 1943 года в надводном положении. «С-101» выпустила три торпеды, немецкая субмарина затонула мгновенно вместе со всем экипажем, 47 человек, в Карском море, севернее мыса Желания, в 8 милях восточнее северной оконечности Новой Земли (76°40′ с. ш. 69°40′ в. д.HGЯO).
Из всплывшего командирского дневника немецкой субмарины стало известно что «U-639» участвовала в операции «Зеехунд», 1 августа выставила 16 мин западнее мыса Русский Заворот (Печорское море) и 20 августа — 24 мины в Обской губе.
Статья опубликована в газете "Гудок" от 19 октября 2012г.
https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=683875
Игорь Воеводин,
спец. корр. «Гудка»
Мурманск – Москва
Фото пресс-службы Северного флота
Вихманн в последний поход пошел уже капитан-лейтенантом. Мины на самом деле ищут до сих пор, сам кое в чем помогал. Но не потому, что они мешают Севморпути.
igor написал:
#1409230
сам кое в чем помогал. Но не потому, что они мешают Севморпути.
.. спасибо за ответ !!! А что нибудь по подробнее можно? Какие мины были установлены? насколько они опасны, разве не пришли они в негодность?
igor написал:
#1409230
Мины на самом деле ищут до сих пор, сам кое в чем помогал. Но не потому, что они мешают Севморпути.
зачем тогда? А якорная мина может 75 лет стоять на якоре, и быть в рабочем состоянии?
Они донные, а не якорные. Но уже "беззубые", надо думать.
В статье в общем-то написано, ставились разные модификации мин ТМВ, донные мины. ЕМНИП магнитные и акустические, с разными установками по времени, кратности и т.п. Взорваться под судном они вряд ли могут, т.к. на самом деле давно сели батареи, но вот сделать сюрприз при дноуглубительных работах, прокладке кабеля видимо могут.
igor написал:
#1409538
Взорваться под судном они вряд ли могут, т.к. на самом деле давно сели батареи, но вот сделать сюрприз при дноуглубительных работах, прокладке кабеля видимо могут.
При подготовке пути для Северного потока наши минеры (вместе с коллегами из балтийских стран) достали много подобных сюрпризов со дна, и ЕМНИП, уничтожали их подрывом с весьма сильным эффектом... так что, это реальная угроза была...
shhturman написал:
#1409550
При подготовке пути для Северного потока наши минеры (вместе с коллегами из балтийских стран) достали много подобных сюрпризов со дна, и ЕМНИП, уничтожали их подрывом с весьма сильным эффектом... так что, это реальная угроза была...
Взрывчатке то ничего не будет. Это батареи-механизмы заржавели и умерли.
22 июля 1942 года в КТB SKL запись:
"...Исключительную важность для оценки навигационных условий представляет рапорт военно-морского атташе в Москве от 13 марта 1941 года о переходе рейдера "45" (КОМЕТ) по Севморпути в 1940 году". Пустили козлов в огород, называется.
3 июля 1940 года на борт КОМЕТ посадили главного шпиона из германского военно-морского атташата в Москве Крёпша. КБЧ 4 оберлейтенанта цур зее Доберштейна вызвали в 3.Управление ОКМ в Берлин перед самым отходом из Готенхафена и, видимо, инструктировали, а затем учили пользоваться спецоборудованием, так что аж КОМЕТ без него ушел и пришлось догонять на самолете. Без главного по связи корабли ходят. Во как!
После 13 июля 1940 года КОМЕТ влез в Баренцево море и чесал зеброй дно, заодно фотографируя берег - лоцию делал и картографией-гидрографией занимался, благо что эхолот швабы еще в 1913 году изобрели. После приказа идти к Маточкиному Шару лишь в первой декаде августа, под изумленные и зафиксированные в KTB SKL восклицания, Айссен поехал вдоль самого побережья куда бы вы думали?... Конечно, к Карским воротам. А уже оттуда и опять же вдоль побережья (чтобы получилась шикарная лоция), направился вверх (близ побережья Новой Земли) к проливу Маточкин Шар. Карта из книжки командира КОМЕТ Айссена внизу. Надо будет заняться-перетолмачить. Интереснейшая книга (микст KTB КОМЕТ и личного дневника).
NIK 43 написал:
#1409133
Кто может что то добавить по данной теме?!
особенно по 1941 году.
Spark написал:
#1410045
Исключительную важность для оценки навигационных условий представляет рапорт военно-морского атташе в Москве от 13 марта 1941 года о переходе рейдера "45" (КОМЕТ) по Севморпути в 1940 году"
а есть сам рапорт?