Страниц: 1 … 8 9 10 11 12 … 35

#226 11.11.2009 18:59:16

vov
Гость




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #143321
В любом случае - это последний мой пост на Цусиме.

Зря Вы, Вас интерсно читать, мысли высказываете дельные... Стоит ли из-за такого в общем-то довольно безобидного по нонешним меркам "противостояния" расстраиваться?

Tsushima написал:

Оригинальное сообщение #143332
изменилось в головах, это называется пресыщение

Есть такое дело.

#227 13.11.2009 19:26:58

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10372




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Несколько замечаний по Слейду и Таифу:

Из схемы, приложенной к вахтенному журналу корабля «Три Святителя», видно, что Таиф прошел между фрегатами Дамиад и Кайди-Зафер и повернул круто на запад, пройдя за кормой Ростислава. Он не мог находиться долго под огнем. На нем было убито 11 и ранено 17 человек. Сомнительно, чтобы уже тогда были в ходу хронометры-секундомеры.

В списке турецкой эскадры с указанием капитанов имеются патрона (вице-адмиал) Осман-паша, рийале (контр-адм.) Хусейн-паша (на Низамие 64), Таифа вообще нет.

В турецкой книге «Морские герои» говорится, что при Синопе геройски погибли со своими кораблями капитаны Имамоглу Али-бей (Навег-и бахри) и Яловали Хаса-бей (Фейзы Мабуд), о Таифе опять ни слова.

1 октября 1853 г. были сформированы 4 турецко-египетские эскадры.
Капудан-паша Топал Махмуд-паша – 6 ЛК, 2 ФР, 1 пх (Перваз-бахри) – у Стамбула, суда, в основном,  практически не готовы к выходу в море.

Вице-адм. Мустафа-паша – 1 винт. ФР, 4 пх-фр – перевозка войск между Стамбулом и Батумом. Он-то и сражался с Флорой.

Вице-адм. Осман-паша – 7 ФР, 3 КОРВ, 3 пх (Эрегли, Гемлик, Медар-и Тиджарет) – всю зиму оставаться в Синопе.

Вице-адм. Кайзерли Ахмет-паша – 3 ФР, 7 КОРВ, 8 бригов – патрулирование в Черном море и эскорт транспортов, идущих в Восточную Анатолию.

Адольфус Слейд в ранге «мусави» (советника командования. с 1849 г.) был сперва в эскадре капудан-паши на ФР Нусретие 74, но затем этот ФР включили в состав эскадры Кайзерли Ахмет-паши, с которой он и вышел в море 4.10.1853. 

Эскадра Кайзерли Ахмет-паши попала в шторм и с повреждениями вернулась в Босфор в конце октября.

Таким образом, эти эскадры плавали отдельно, пока неизвестно, как и когда Слейд очутился на Таифе, в любом случае у него не было времени, чтобы «воспитать и обучить экипаж» (даже если бы турецкий экипаж на это согласился). 

Слейд стал определенно флагманом (рийале – контр-адмиралом) только в 1854 г., когда он поднял флаг на Тешрифие 82, только этот ЛК и еще флагман Махмудие 122 (из всех турецких кораблей) участвовали  в переходе к Крыму и бомбардировке Севастополя в октябре 1854 г.

Я обратился с просьбой к знакомому турецкому историку прояснить эти моменты; он как раз сейчас собирается защищать диссертацию о реформах во флоте Османской империи в 1830-1905 гг. Его ответ меня несколько озадачил: он сказал, что книги Слейда у него нет, но, по турецким документам, он действительно в 1853 г. был просто советником, ему поручили идти (уже после сражения) к Синопу, чтобы выяснить там обстановку после этой катастрофы,  С этой целью Слейд пересел на Таиф и совершил это плавание к Синопу, вернувшись в Босфор, он вновь пересел на Нусретие 74.

В общем, похоже, мы еще плохо изучили этот период, и требуются новые данные (турецкие).

#228 13.11.2009 23:28:55

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10372




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

1

В дополнение к вышеизложенному:
Я просмотрел воспоминания Слейда Turkey and the Crimea War (1867), они производят странное впечатление. Слейд на Нусретие вышел в море в конце октября 1853 г., 11 ноября из-за шторма повернул назад. Такое впечатление, что он находился в Стамбуле, почти постоянно находясь рядом с капудан-пашой. До этого он уговаривал капудана-пашу отправить в Синоп ЛК и ФР, но тот послал ФР и корветы. Упоминается, что Мустафа-паша с пароходами заходил в Синоп, он (будучи старше Османа-паши) думал вывести парусники из Синопа на буксире, но не решился, т.к.не имел таких полномочий. Просто упоминается, что спасся только Таиф, пройдя между турецкими фрегатами и отбившись от русских фрегатов и пх, благодаря лучшему ходу. Далее, Слейд, употребляя слово "мы", сообщает, что 4.12.1853 "мы прибыли в Синоп с Ретрибьюшен и Могадор" (т.е англ. и франц. пх-фр). Далее, он с капудан-пашой наблюдает с палубы Махмудие 122 за входом флота союзников в Мраморное море и т.д.
Ни слова о том, что сам он был на Таифе, просто упоминается, что Мустафа оставил Таиф Осману в Синопе.

По датам получается следующее:
Слейд, по его словам, вернулся в Босфор в конце ноября на Нусретие 74 и здесь с тревогой узнал, что капудан-паша не внял его совету и послал Османа с ФР и КОРВ, который ушел за 11-12 дней до его прихода (15.11 он прибыл в Синоп). Мустафа со своими пароходами был в море с октября, 19 ноября он пришел в Синоп, 22-го ушел оттуда в Стамбул, оставив в Синопе Таиф. 24.11 Мустафа вернулся в Стамбул. 2 декабря в Стамбул пришел Таиф. 4 декабря Слейд прибыл в Синоп на Ретрибьюшене. Как же он попал на Таиф? Тем более, что сам не говорит об этом ни слова.  Да и находился он почти все время при капудан-паше (кроме короткого крейсерства в эскадре Кайзерли).

Отредактированно Эд (14.11.2009 11:56:35)

#229 14.11.2009 00:25:32

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Чтобы мог сделать Слейд (если он действительно был на "Таифе")? И что сделал...
Обладая высокими маневренными качествами "Таиф" мог подойти на близкую дистанцию к русской эскадре и, став перед кормой одного из атакующих кораблей, поражать его продольными залпами. В разгар сражения, когда русские парусные корабли стояли на шпрингах и сосредоточили весь огонь против боевой линии турецкой эскадры, "Таиф" сохранял свободу маневрирования и имел возможность занять наиболее удобную позицию для активного содействия своей эскадре. Он мог, в частности, или встать между двумя русскими кораблями и действовать своей артиллерией одновременно с обоих бортов, или с ходу обстреливать русские суда, которые стояли на якоре и были лишены возможности быстро переносить свой огонь по движущимся целям. Но вместо активного содействие своей эскадре, Слейд предпочел сначала огонь с дальних дистанций, боясь подойти на близкое расстояние к нахимовской эскадре. В разгар сражения, когда положение турецкой эскадры стало особенно критическим, Адольф Слейд наглядно продемонстрировал своим союзникам-туркам как англичане понимают взаимную выручку в бою. В исходе первого часа пароход «Таиф» на котором находился Слейд, неожиданно снялся с якоря и взял курс по направлению к русской эскадре. Когда он проходил мимо турецких фрегатов «Низамие» и «Каиди-Зефер», команды турецких судов приветствовали Слейда, надеясь, что он, наконец, решился активно действовать против русских кораблем. Однако вскоре приветственные возгласы турок сменились криками негодования: они увидели, что их английский «советник» вместе того, чтобы руководить боем после поражения Османа-паши, позорно удирает из Синопа. И действительно Адольф Слейд, пользуясь хорошим ходом «Таифа», на всех парах мчался из Синопской бухты, не думая вступать в бой с русскими кораблями. Не вступил он в бой и со значительно более слабой "Одессой"...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#230 14.11.2009 00:25:54

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #144456
Слейд стал определенно флагманом

Титуловался ли он Мушавер-пашой? Или это другой человек?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#231 14.11.2009 10:30:40

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10372




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #144612
Титуловался ли он Мушавер-пашой? Или это другой человек?

Да, в своих воспоминаниях 1867 г. он в скобочках указыват "мушавер-паша". Он был "мусави" - советник верховного командования, т.е. капудан-паши. Очевидно, в ранге рийале (контр-адмирала), почему и именовался "паша" )т.е. генерал или адмирал).

Сам Слейд, рассказывая о Синопе, ссылается на рассказы уцелевших (4 декабря, когда он пришел сам в Синоп): турки довольно быстро прекратили сопротивление, прекратили огонь, их корабли, спасаясь от ураганного огня Нахимова, выбрасывались на берег; если бы Нахимов прекратил огонь, жертв было бы гораздо меньше (но были бы призы); многие турки потонули, т.к. не умели плавать, египтяне же плавали, как рыбы, и с Дамиада спаслось 300 человек.   

На основе того, что я читал о Синопе, у меня сложилось такое впечатление:
1. Спасение Таифа у турок подвигом не считалось, скорее это рассматривалось, как позорное бегство: Нахимов, уничтожив всю эскадру, выпустил одно судно, чтобы оно сообщило весть о разгроме (как в средние века).

2. То, что Слейд был на Таифе, известно только из русских источников. В биографических справках о Слейде, изданных в Англии, указывается только, что в 1853 г. он был на Махмудие 122 и Нусретие 74, в 1854 - на Тешрифие 82-90. О Таифе - ничего.   

3. Исходя из приведенных выше дат, непонятно, как (и почему) Слейд вообще очутился на Таифе.

За Синоп султан сместил капудан-пашу и на его место назначил Кейзерли Ахмет-пашу, который прежде командовал эскадрой из 18 легких кораблей. Похож, что и Слейд более не был советником главкома, а просто рийале (контр-адм.), в списке флагманов 1854 г. он на последнем месте.

#232 14.11.2009 14:47:45

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10372




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Относительно Слейда я еще посмотрел Андерсона The Naval Wars in the Levant 1559-1853, Андерсон использовал документы британского посольства в Стамбуле; он также утверждает, что Слейд вернулся на 74-пуш. Нусретие в Босфор в конце ноября. Капудан-паша сообщил Слейду, что он пытался убедить Султана послать в Синоп ЛК, но британский посол отговорил его от этого, правда, англичане не советовали посылать в Синоп только фрегаты и корветы. Султан после Синопа очень гневался и на капудан-пашу (которого вскоре сместил), и на английских дипломатов. Впрочем, едва ли была возможность послать ЛК в Синоп: как любезно сообщил мне турок – автор упомянутой диссертации, годных для выхода в море было всего 2 ЛК: сверхфрегат Нусретие 74 самого Слейда и флагман капудана Махмудие 122-128 пушек. Слейд сообщает, что только на его Нусретие находился опытный экипаж, но многих перед его выходом в море с него сняли на другие корабли, и опытных на Нусретие осталось менее 100 человек.

Андерсон считает, что турецкий флот при Синопе был разгромлен менее, чем за час, так что ни о каком упорном сопротивлении речь идти не может. И он, и Слейд вполне оправдывают атаку эскадры Осман-паши, поскольку, как минимум, ее можно было использовать для доставки боеприпасов турецкой армии на Кавказе (а, может и для атаки кавказского побережья).  У Османа сперва было 6 ФР, 7-й, Кайд-и Зафер, был у Кайзерли Ахмет-паши, но в шторм его занесло в Синоп.

Вывод: имеются веские основания считать, что во время Синопского сражения Слейд находился на Босфоре или в Стамбуле.

В качестве рабочей гипотезы можно предложить следующее:
1. Никому из турок не улыбалась перспектива прослыть трусом, бросившим в бою своих товарищей. Губернатор Синопа (контр-адмирал), бежавший из Синопа во время сражения, потом долго извинялся и оправдывался.
2. Не исключено, что командир Таифа был некто в родстве с высшей знатью или самим Султаном. Одним только порицанием дело могло не ограничиться (это была все же Турция). В таком случае для «сохранения лица» турки выдвинули версию, будто Таифом командовал коварный «гяур», не турок, который и поступил «не по-турецки».

#233 14.11.2009 15:02:44

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Уважаемый Эд, да Вы просто открываете новую слежавшуюся страницу старой истории. Все её пролистовали, думали, что это одна, а оказалось - слиплись несколько, никогда до Вас не прочитанные! Фантастика ...
Все в шоке!

Отредактированно Warman (14.11.2009 15:04:08)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#234 14.11.2009 16:24:19

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10372




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Я довольно часто бываю в контакте с западными историками ВМФ, всякий раз я говорю им нашей морской истории, о которой на Западе мало что знают. Слушают обычно вежливо и внимательно, но по турецким войнам - скептис, т.к. здесь все описания односторонние. Я пытаюсь по возможности привлечь все источники для создания достоверной картины событий.

#235 14.11.2009 16:28:25

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #144784
Я довольно часто бываю в контакте с западными историками ВМФ, всякий раз я говорю им нашей морской истории, о которой на Западе мало что знают.

Как странно ... Почему мало знают? Им не интересно? Судя по нашему форуму нам известны мельчайшие эпизоды западной истории ВМФ всех времен.


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#236 14.11.2009 16:52:43

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10372




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #144786
Почему мало знают?

Военно-морская история, как и все остальное в этом мире - англоцентрична. Они не только что русскую, они и, скажем, скандинавскую морскую историю знают не особо хорошо. Анго-саксония - родина слонов и всего остального, прочие же им только подражают. Впрочем, в последнее время и у них появились объективные историки.

#237 14.11.2009 18:48:10

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

А всякие прочие французы и немцы? Тоже не очень?


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#238 14.11.2009 18:54:53

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Если в Синопе действительно Слейда не было и Вы сможете это установить документально - это настоящяя историческая сенсация и Ваш успех как военного историка! Потом всякие "профи" начнут как в последней сцене "Ревизора" разбираться, "а кто первый пустил слух, что прибыл чиновник из Петербурга!!??"... т.е. , что Слейд был на Таифе и "удрал"?


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#239 14.11.2009 18:55:53

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10372




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #144823
А всякие прочие французы и немцы?

Не очень. В том отношении, что, если они пишут на своих языках, то мало кому известны. Группа АВВА прославилась потому, что пела на английском. Вообще, сейчас книги по истории (по крайней мере парусных флотов) выходят в основном в Англии, ну, еще немного во Франции. Но, как мне сказал один английский историк ВМФ (он же издатель), если французские книги покупают сотнями, то английские - тысячами.

#240 14.11.2009 19:01:03

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #144829
Не очень.

Я тут неосторожно высказал мысль, что история Флота РИ не производит на европейцев сильного впечатления в сравнении со своей, но при этом, кажется, не желая того, многих обидел. Как из Европы смотриться история Российского Флота на самом деле - не пробовали распросить?

Отредактированно Warman (14.11.2009 19:01:40)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#241 14.11.2009 21:04:18

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #144784
Я пытаюсь по возможности привлечь все источники для создания достоверной картины событий.

И это правильно!!! Огромное спасибо!!!

Warman написал:

Оригинальное сообщение #144832
Как из Европы смотриться история Российского Флота на самом деле - не пробовали распросить?

Предлагаю на эту тему поговорить отдельно!


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#242 14.11.2009 21:11:54

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10372




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #144832
Как из Европы смотриться история Российского Флота на самом деле

Они ее очень плохо знают. Недавно, тот же англ. историк-издатель спросил меня о заморских военно-морских базах России (в 18 веке). Он, видимо, думал, что у России, как и у Англии, были морские базы по всему миру.

#243 14.11.2009 23:06:25

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10372




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Poyarkov написал:

Оригинальное сообщение #144923
из каких "русских источников"

Тарле, Крымская война. "История военно-морского искусства" (т.2).

#244 14.11.2009 23:51:53

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #143018
Вам никогда не казалось, что Лазарев- командир наподобие ЗПРа, тотально подавляющий необходимую военным здоровую агрессивность и инициативу подчинённых ?

Лейтенант Каллистов о Лазареве:
Следующую поразительную по яркости характеристику Лазарева, в особенности от сравнения его с адмиралом Грейгом, дает историк Черноморского флота Дм. Афанасьев244.
  Грейг и Лазарев имели каждый свою долю гениальности, но были совершенно противоположных наклонностей и характеров. Первый работал по обязанности, а второй — по увлечению. Первый представлял из себя философа-методиста, с задумчивым, меланхолическим, пытливым взглядом, с большим запасом учености и разнообразных идей, соображений и решений, которыми постоянно была занята его голова а потому, согласно наклонности своей к кабинетным занятиям для соображения разных научных сведений, он должен бы быть не моряком, а академиком, и, действительно, он был почетным членом Императорской Академии наук.
Второй же был кипучий сангвиник, с острым решительным взглядом, в фигуре и приемах которого выражалась привычка начальника приказывать, со способностью спокойно руководить в борьбе с атмосферными стихиями на море и с грозным неприятелем в бою. Для М. П. Лазарева не существовало других интересов, кроме интересов моря; в них сосредоточивались его честолюбие, его надежды, помыслы, весь смысл его жизни.Чтобы приохотить офицеров к морской службе и возбудить в них наибольшее соревнование, М. П. Лазарев особенно заботился об увеличении числа судов малого размера; а когда ему намекали о напрасных на это расходах, утверждая, что подобные суда ни на что не годятся,  он говорил, что офицер, бывший командиром в чине лейтенанта, никогда не расстанется с морем.Но на долю лазаревского флота достались не только одни развлечения мирного морского спорта. В руках М. П. Лазарева это был лишь один из методов его военно-воспитательной деятельности — мера к развитию здорового, бодрого духа, любви к морю, любви и гордости всех, до последнего нижнего чина, к своему судну, к своей боевой единице.

Упор на воспитание именно командирских качеств ИМХО свидетельствует о понимании Лазаревым необходимости инициативы и предприимчивости у подчиненных, длительные одиночные крейсерства у берегов Кавказа вырабатывали именно эти черты характера у наших капитанов. Естественно, в эскадренном строю, под флагом САМОГО они врядли проявлялись, но аналогия с ЗПР пожалуй только поверхностная.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#245 15.11.2009 00:49:52

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #144940
Лейтенант Каллистов о Лазареве:

А вот Завалишин был о Лазареве несколько другого мнения...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#246 15.11.2009 09:06:16

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #144940
но аналогия с ЗПР пожалуй только поверхностная.

А хотя бы поверхностная аналогия - в чем?


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#247 15.11.2009 10:57:23

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #144949
А вот Завалишин был о Лазареве несколько другого мнения...

Общаясь с нынешней флотской и около флотской средой можно легко найти совершенно противоположные мнения о жизни и деятельности, например, династии Касатоновых. Особенно при их командованиях Черноморским флотом. Так, что - "бываааает" (с) к/ф "Неуловимые мстители".

Отредактированно Warman (15.11.2009 10:57:48)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#248 15.11.2009 13:49:54

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Poyarkov написал:

Оригинальное сообщение #145071
"железный источник" новостей о Слейде - Османъ-паша

Но где-то тут писали, что он жаловался Нахимову на бегство Слейда... Вообще сохранились записи бесед с Осман-пашой и другими пленными турками?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#249 15.11.2009 14:06:25

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10372




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Poyarkov написал:

Оригинальное сообщение #145071
железный источник" новостей о Слейде - Османъ-паша, но он молчит

Действительно, странно.

Адольфус Слейд (1804-1877)
1827 - лейтенант, 1841 - коммандер, 1849 - кэптен, 1849-66 - на турецкой службе в качестве советника.
В 1829-31 гг. совершил путешествие по Средиземному морю (Турция, Греция), в 1829 был на ЧМ на флагмане турецкого флота, оставил об этом записки.
Служба: 1834-37 гг. - сверхштатный лейтенант на Каледонии 120, англ. флагмане в Средиземном море, в 1846-47 гг. - командир брига Рекрут в Ширнессе. На паровых судах не плавал.

В Турции был советником капудана-паши - главкома флота и морского министра. Тамф входил в состав грузовой эскадры Мустафа-паши, которая перевозила боеприпасы в Батум для армии. Кааким образом  Слейд, "генеральный советник верховного командования" мог оказаться просто капитаном одного из пх грузовой эскадры? Тем более, что по всем данным в октябре (фактически - только в конце месяца) он пошел на Нусретие 74 (по просьбе капудан-паши) в ЧМ для усиления эскадры Кайзерли Ахмет-паши (18 легких судов), с 11 ноября - полоса штормов, в конце ноября вернулся в Босфор. Тут узнал об эскадре Осман-паши. Капудан-паша оправдывался: "Я, дескать, как Вы советовали все сделал, чтобы уговорить власти (Султана) отправить в Синоп ЛК, но это не было принято (под давлением британского посла".

То же подтверждают и французские материалы: работа историка Герэна (Guerin) и статьи в Le Moniteur того периода, в которых много сведений о турецком флоте (новости передавали по телеграфу?).

#250 15.11.2009 15:36:28

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #144949
А вот Завалишин был о Лазареве несколько другого мнения...

Завалишин мало о ком был хорошего мнения, но его критика относится скорее к моральному облику соплавателей, а не к их проффесиональным качествам:
  Я пользовался таким уважением и таким расположением со стороны Лазарева, что для того, чтобы произнести тот справедливый приговор, которого он заслуживал, надо было глубоко проникнуться полным сознанием обязанности беспристрастия в историке. Лазарев был человек с неоспоримыми способностями и характером, но имел несчастье, с одной стороны, вынести из службы на английском флоте все его недостатки в еще утрированном почти до безобразия виде, а с другой стороны, воспитаться под влиянием екатерининских нравов. Он был человек положительно безнравственный, и мы увидим ниже, что даже честность его была условная: все человеческое достоинство, по его понятиям, заключалось в том только, чтобы быть отличным моряком. Невежество его по предметам общего образования было даже изумительное, он ничему не придавал значения вне своей специальности, да и в ней был знаток только практической части. Поэтому его гордость сильно возмущалась моим теоретическим превосходством, и он, не решаясь отрицать его, старался для уменьшения значения его доказывать всегда преимущество будто бы практического знания над теоретическим, и ничего не было забавнее тех уловок и маневров, которые он употреблял, чтобы не спросить меня прямо, когда бывали случаи, что дело могло быть решено только высоким теоретическим образованием, а практические способы вычислений не давали ни скорых, ни точных результатов. Особенно не мог он скрывать явной своей досады на необычайную быстроту моих вычислений, хотя я никогда не позволял себе хвалиться этим и унижать его перед другими.
Религия, по понятиям Лазарева, была только необходимое политическое орудие для невежественного народа, и он даже доказывал, что, кто хочет быть хорошим морским офицером и даже вообще военным человеком, тот не должен быть христианином, и что, наоборот, христианин не может быть хорошим офицером, оговариваясь, впрочем, всегда, что я составляю исключение. Он предавался разврату всякого рода, был жесток по системе и с деспотическими привычками, потому любил льстецов, имел наушников и фаворитов, но был нетерпелив к открытым заявлениям. Мне пришлось видеть его в большом унижении, когда выказалось все бессилие так называемых железных характеров, если они прилагаются к несправедливому делу. После бунта команды, который он бессилен был укротить и который был укрощен мною, ему долго как-то совестно было смотреть мне в глаза.
Я сказал, что честность его была условная, а он сам засвидетельствовал обо мне, что я был «безукоризненно честен и охранял каждую казенную и матросскую копейку». Поэтому нам и неизбежно было прийти в столкновение. Это случилось два раза... Второй раз я отказал в выдаче экстраординарных денег фавориту Лазарева, Куприанову, которому Лазарев хотел доставить случай побывать в Лондоне на казенный счет.
Куприанов был не без способностей, но с дурными наклонностями и недостаточным образованием. Он был воспитанник и фаворит Лазарева, выучившего его и по-английски. Он играл при нем роль наушника и еще кое-кого похуже и вздумал было, что это дает ему право на значение, которое ни по месту его, ни по знанию дела отнюдь ему не принадлежало.
Вообще надо сказать, что младшие офицеры были гораздо нравственнее старших.
Что же касается до Нахимова, то уж, конечно, никто его не знал так, как я, и справедливость требует сказать, что он был вовсе не то, что из него хотели сделать как апологисты, так и порицатели его после Синопского сражения, без которого он так бы покончил свою карьеру безвестным адмиралом. У него вовсе не было того прямого характера, о котором после протрубили. На фрегате ему постоянно доставалось от Бутенева именно за старания его выказываться перед Лазаревым и подслуживаться к нему, для чего он нередко употреблял такие извороты, что слишком даже пересаливал, и все дело было сшито, как говорится, белыми нитками.
Раз у него была сильная ссора с Бутеневым, которая без меня дошла бы до дуэли, за то, что этот стал его упрекать при всех в «малороссийской хитрости», что он прикидывается простачком и даже назвал его рыжим лукавцем. Это недостаток многих знаменитых людей (Сикст V, Су¬воров и другие), пока они прокладывают себе карьеру. Впо¬следствии он мог, конечно, исправиться и в Нахимове, когда он приобрел уже известное положение.
http://www.zakharov.ru/component/option … Itemid,53/
  Вообще, Дмитрий Иринархович производит впечатление человека достаточно желчного, что и неудивитильно после сибирской ссылки. Возникает подозрение в некоторой предвзятости автора, ибо он оказался в Сибири, а они-"на коне".

Отредактированно charlie (15.11.2009 15:37:26)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

Страниц: 1 … 8 9 10 11 12 … 35


Board footer