Вы не зашли.
Отряд моряков с парохода "Перовский" во главе с лейтенантом Христофором Петровичем Эрдели (1824–1872) первым ворвался в крепость Ак-Мечеть и взял под охрану пороховой погреб (за это "дело" лейтенант получил каплея и Георгия). В 1854 г. он вернулся в Балтийский флот, командовал загородной батареей № 1 «Генерал Граббе» в Кронштадте. В 1856–1860 гг. командовал разными судами, в 1861 г. «уволился от службы для определения к статским делам» с чином надворного советника. Служил в министерстве Государственных Имуществ, был произведен в коллежские советники и награжден орденом св. Станислава 2-й ст. В 1867 г. ушел в отставку в чине капитана 2-го ранга. Интересно, мину под стену заложили и взорвали саперы Лейб Гвардии саперного батальона, 23 души во главе с гвардии штабс-капитаном (будущий инженер-генерал) Николаем Осиповичем Орловским (1822–1895) были командировано на Сыр из Питера, даже гальванические батареи им выделили и это в середине 19 века... Сработали они на 5+
Отредактированно Юрген (18.06.2018 20:26:56)
Не, статья в Судостроении будет не про Самарканд, а про Ташкент. Насколько я понял, в июньском номере.
Юрген написал:
#1287619
Вот эта шхуна в ремонте (рис. Т. Шевченко)
1849 г., причем не просто "Т.Шевченко", а ссыльный солдат Тарас Григорьевич Шевченко, который был включен в состав роты охраны по настоянию лейтенанта Бутакова...
Mitry написал:
#1302189
причем не просто "Т.Шевченко", а ссыльный солдат Тарас Григорьевич Шевченко,
И это Таран Григорович зарисовал...
Что интересно, он даже фельдшера экспедиции запечатлел (вот он стоит рядом с сидящим спиной Бутаковым во время зимовки на Кос-Арале)
Ну, а это шхуны экспедиции "Константин" и "Николай" на зимовке, слева частная шхуна "Михаил", на заднем плане форт на острове Кос-Арал (кликабельно)
Отредактированно Юрген (16.09.2019 22:20:45)
Уважаемые мэтры!
У шведов в оцифрованном архиве пытался найти чертежи "Обручева" и "Перовского" (они кажется на "Мотале" строились). Нашел лишь проект железного парохода в 40 сил для Аральского моря 1850-го года, совершенно не похожий на то, что получилось. Между тем, пароходы такого типа, как "Перовский" у скандинавов периодически попадаются. Баркас "Обручев" же -типичный колесный баркас шведской постройки (чертежи похожих изделий у шведов имеются). Что-либо известно об обстоятельствах их заказа и постройки у шведов? Не "впарили" ли они заказчику что-то уже готовое?
Отредактированно DeFonce (09.02.2022 00:47:44)
DeFonce написал:
#1530791
(они кажется на "Мотале" строились). Нашел лишь проект железного парохода в 40 сил для Аральского моря 1850-го года, совершенно не похожий на то, что получилось. Между тем, пароходы такого типа, как "Перовский" у скандинавов периодически попадаются. Баркас "Обручев" же -типичный колесный баркас шведской постройки
Заказ на просимые В.А. Обручевым суда на общую сумму в 37 445 руб. разместили в Швеции на заводе «Мотала» («Меkаniska Verkstad», Motala), а занимался этим вопросом на месте, посланный туда в 1850 г., капитан-лейтенант А.И. Бутаков. В целом же, с учетом перевозки и содержания нанятых в Швеции котельщика и механика, они обошлись в 49 347 руб.
Пароход «Перовский» водоизмещение 140 т, главные размерения: 35,81 х 6,55 х 0,91 м; вооружение – один 3/4-пуд. (121,92-мм) медный единорог со станком на вращающейся платформе в носу и два горных единорога на станках типа карронадных — в корме (позже заменены одной 4-фунтовой (92,96-мм) нарезной пушкой); корпус железный; мощность паровой машины 40 н.л.с. Заказан заводу «Motala Verkstad», Motala (Швеция) в начале 1851 г. Стапельный номер № 85. Весной 1852 г. в разобранном виде привезен в С-Петербург и по водным путям – в Самару (прибыл в июле 1852 г.), откуда гужевым транспортом доставлен в Раимское укрепление. Прибыл на место в ноябре 1852 г. По сборке был спущен на воду 26 февраля 1853 г., зимой 1863–1864 гг. при капремонте ставят новые паровые котлы, исключен из списков судов флота в 1883 г. Назван в честь графа В.А. Перовского с 1851 г. генерал-губернатора Оренбургской и Самарской губерний.
Железный барказ «Обручев» водоизмещение 16 т, главные размерения: 21,34 х 2,79 х 0,7 м; в носу и корме имелись приспособления для установки, в случае необходимости, по одному горному единорогу; корпус железный; мощность паровой машины 12 н.л.с.; экипаж 14 человек. Заказан заводу «Motala Verkstad», Motala (Швеция) в начале 1851 г. Стапельный номер № 86. Весной 1852 г. в разобранном виде привезен в С-Петербург и по водным путям доставлен в Самару, куда прибыл в июле 1852 г. Оттуда гужевым транспортом в конце осени 1852 г. перевезен в Раимское укрепление. В начале апреля 1853 г. собран и спущен на воду. В мае 1855 г. вошел в строй, в 1878 г. в ходе капремонта сменена подводная часть – цена работ 1300 руб. На 1883 г. находился в строю. Осенью 1884 г., после ремонта ходил между Петровском и Казалинском. К 1888 г. на месте продан на слом. Назван в честь А.Ф. Обручева в 1842—1851 гг. Оренбургского генерал-губернатора.
Спасибо, но Каторина я уже купил и там всё это прочитал. Вопрос в другом, как вполне себе классический пароход с чертежа превратился в классического шведа с двумя трубами по обеим сторонам колеса, без княвдигета и т.д.
DeFonce написал:
#1530791
Не "впарили" ли они заказчику что-то уже готовое?
Вообще-то Бутаков был командирован в Швецию и наблюдал за постройкой. Вроде в мздоимстве он замечен никогда не был. Наоборот в молодости пострадал, разоблачая ворюгу командира, с питерской "крышей".
Юрген написал:
#1553559
Вообще-то Бутаков был командирован в Швецию и наблюдал за постройкой. Вроде в мздоимстве он замечен никогда не был.
О коррупции речь не веду. Интересует сам факт трансформации того, что нарисовали в Санкт-Петербурге в то, что получилось на деле. Возможно, фирма-строитель, разрабатывая рабочие чертежи, сумела убедить заказчика, что так лучше будет, возможно заказчик экономил, возможно сроки летели-не знаю. Факт в том, что в итоге получился пароход, сильно отличающийся от эскизного проекта. И вот это-то и интересовало.
DeFonce написал:
#1555199
получился пароход, сильно отличающийся от эскизного проекта.
Да тут пошли на встречу Бутакову - в частности поставили носовой руль. Да и могое другое учли, Алексей Иванович буквально над душей у них стоял. Увы все требования учесть было невозможно - машина была явно слабее чем требовалось, но сие неустранимый недостаток. Мощную, а значит тяжелую машину на верблюдах не привезешь. Только с постройкой Закаспийской Ж/Д в Амударьинской флотии от этого ограничения избавились.
Каспийская флотилия - пароход «Баку» и шхуна «Персиянин» (худ. А.П. Алексеев, коллекция ЦВММ)
Паровой баркас «Обручев» на Амударье, 1872 г. Участвовал в боевых действиях против Кокандского и Бухарского ханств.
Yosikava написал:
#1580919
Паровой баркас «Обручев» на Амударье, 1872 г. Участвовал в боевых действиях против Кокандского
Вопреки утверждению некоторых авторов барказ «Обручев» в походе 1852 г. на кокандскую крепость Ак-Мечеть не участвовал, так как только в 1855 г. совершил свое первое плавание. Причиной этой задержки стали деревянные части судна, изготовленные на нижегородской фабрике не по нужным размерам, они потребовали долгой и тщательной подгонки. Воевал один пароход "Перовский".
Снимок сделан до 1866 г., поскольку на фото на берегу идет сборка парохода "Самарканд". Его водоизмещение 154 т; главные размерения: 45,8 х 6,7 х 0,61/0,9 м; вооружение – две 6-фн пушки на сухопутных лафетах; корпус железный; мощность паровой машины 70 н.л.с.; в качестве движителя использовались два бортовых гребных колеса; экипаж 2 офицера и 50 нижних чинов. Вооружение «Самарканда» к 1871 г. было дополнено еще одним 10-фн медным полевым «единорогом» «новой конструкции» на американских станках; двумя 6-фн карронадами и двумя 4-фн нарезными пушками. Был построен в Бельгии на заводе «Кокериль» («Soc. Anon. J. Cockerill») - стапельный № 103. Корпус железный, надстройка деревянная над носовым и кормовым трюмами, полуутопленная в корпус, с открытым мостиком. Учитывая регион службы, судно было оборудовано вентиляцией помещений в корпусе и надстройке. В 1862 г. спущен на воду и привезен в разобранном виде в С-Петербург, откуда по железной дороге доставлен в Самару. В конце 1863 г. гужевым транспортом прибыл в форт № 1. Сборка из-за финансовых неурядиц затянулась и лишь в 1866 г. он вошел в Аральскую флотилию, в списки флота и вовсе был включен приказом по Морскому ведомству от 22.6.1868 г. «Самарканд» считался лучшим и наиболее удачным пароходом, построенным для Аральской флотилии, несмотря на то, что из-за легкого железного корпуса и довольно слабого крепления был мало пригоден для морских плаваний. Исключен в 1883 г.
Кстати сделана модель шхуны экспедиции 1847-48 гг по Аральскому морю "Николай" - построена в Оренбурге в 1847 г. под наблюдением П.С. Мертваго, как военное судно, предназначенное для исследования Аральского моря. Основные размерения: 11,73 х 3,56 х 1,65 м; вооружение – одно 4-фн орудие и фальконет; экипаж 19 человек. Увы, корабль получился неудачным, А.И. Бутаков о нем писал: «Дурные качества шхуны, вовсе не могущей лавировать, хотя паруса и приспособлены для этого, значительно задерживали движение и в опасных случаях усугубляли опасность». То есть, шхуна «Николай» не могла лавировать, а когда Мертваго упомянул В.А. Обручеву о лавировке, тот был крайне недоволен: «Зачем вам лавировать? Ветер так – вы идите туда, ветер этак – идите сюда! Выдумали еще лавировать!!» Безусловно, причина этого дефекта в том, что исполненный лучших намерений и столь ревностно помогавший Мертваго генерал В.А. Обручев немало повредил успеху дела обрезкою киля шхуны, когда увидел приготовленный сосновый брус, предназначенный служить килем шхуны "Николай", длина коего согласовалась с чертежом, т.е. 49 фут. (15 м). Вес и длина киля навели сомнение в возможности провезти через предстоящие пески Каракума, если судно будет выстроено согласно с чертежом. Преждевременная боязнь вынудила В.А. Обручева урезать, по глазомеру своему, приготовленный киль почти на семь фут (более 2 м) - Мертваго в это время отъехал на пару дней. После этого пришлось оставить присланный чертеж в покое, а постройку продолжать по усмотрению, так же на глазомер рубить штевни и шпангоуты.
Удалось найти чертежи типовой гафельной шхуны, по которым сделано судно "Константин" - флагман Бутакова. Генерал-губернатор Обручев обратился с просьбой к бывшему главному командиру Астраханского порта о высылке ему подробного чертежа с полным вооружением типовой военной шхуны. "Константина" сделали точно по чертежам
Двухмачтовая шхуна «Константин» построена под наблюдением А.И. Бутакова в Оренбурге в 1848 г., как военное судно, предназначенное для исследования Аральского моря. В том же году в разобранном виде доставлена на подводах из Оренбурга в Раим, где была собрана и спущена на воду. Шхуна имела длину 16,17 м (53 фута*), ширину 4,88 м (16 фут 3 д), сидела в воде, без балласта – носом 1,11 м (3 ф. 7 д) и кормою 1,16 м (3 ф. 9 д), а с балластом носом 1,08 м (3 ф. 6 д) и кормою 1,65 м (5 ф. 5 д); вооружение — два 10-фунтовых единорога; экипаж 27 человек. Фальшборт имел высоту около фута (30 см), в носовой части палубы имелся фор-люк, посреди судна – грот-люк. Под палубой юта была устроена офицерская каюта. В рубке перед бизань-мачтой помещался камбуз с кирпичным очагом. Грот-мачта ставилась на 2/5 длины судна от форштевня, бизань-мачта была на 1/3 короче грота и устанавливалась на 6/25 длины от ахтерштевня. Мачты ставились без наклона и поддерживались бакштагами, штагами и вантами.
Юрген написал:
#1580966
Вопреки утверждению некоторых авторов барказ «Обручев» в походе 1852 г. на кокандскую крепость Ак-Мечеть не участвовал, так как только в 1855 г. совершил свое первое плавание.
Взятие Ак-Мечети состоялось в 1853 г, а не в 1852-м. "Обручев" первое плавание совершил не в 1855 г., а на пару лет раньше. Но в Ак-Мечетинской экспедиции он действительно не участвовал.
Юрген написал:
#1580966
В 1862 г. спущен на воду и привезен в разобранном виде в С-Петербург, откуда по железной дороге доставлен в Самару. В конце 1863 г. гужевым транспортом прибыл в форт № 1. Сборка из-за финансовых неурядиц затянулась и лишь в 1866 г. он вошел в Аральскую флотилию,
Все эти сроки, касаемо пх "Самарканд", действительности не соответствуют. Он был куплен в 1866 г. в состоянии постройки (скорее всего, еще до спуска на воду). В 1867 г. "Самарканд" еще находился в разобранном виде в Орске, куда был послан штабс-ротмистр Тереньтьев для организации его доставки на Арал.
Юрген написал:
#1580967
Кстати сделана модель шхуны экспедиции 1847-48 гг по Аральскому морю "Николай"
То что показано на фотографии это точно не "Николай". "Николай" это каспийская косовая лодка, что прекрасно видно по рисункам Шевченко. Довольно известный тип судна, местной, традиционной постройки. Описан у Богославского, и хорошо известен по изображениям и фотографиям в самых разных источниках. В РГА ВМФ есть чертежи трех типовых косовых лодок в 327 фонде, разных размерений.
Юрген написал:
#1580967
Удалось найти чертежи типовой гафельной шхуны, по которым сделано судно "Константин" - флагман Бутакова. Генерал-губернатор Обручев обратился с просьбой к бывшему главному командиру Астраханского порта о высылке ему подробного чертежа с полным вооружением типовой военной шхуны. "Константина" сделали точно по чертежам
Это Александр Глотов в своей статье предложил за основу понимания облика шхуны "Константин" использовать чертежи типовых шхун архангельского порта, для "обмеру Белого моря". Основанием для этого, являются их размерения, близкие к размерениям шхуны Константин. Я заказывал этот чертеж в РГА ВМФ. Соотносил его с известными изображениями "Константина" и могу сказать, что от типовых шхун можно с некоторой оглядкой использовать только обводы. В остальном шхуны совершенно разные (..наличие штульцев и вообще устройство кормы, устройство гальюна, расположение мачт, люков, фальшборт и т.п.)
Но в целом, выполнить реконструкцию на базе 03098 (от 27 июля 1825года) дела возможно. У меня были набросаны типовые шхуны и даже модели в сотке собрал на скорую руку.
В общем, этот вопрос еще ждет своего исследователя. Все вполне реально.
Отредактированно Алексей Логинов (03.07.2023 10:33:17)
vvy написал:
#1580997
Все эти сроки, касаемо пх "Самарканд", действительности не соответствуют. Он был куплен в 1866 г. в состоянии постройки (скорее всего, еще до спуска на воду).
Оренбургского генерал-губернатора и командующего войсками Оренбургского военного округа, генерал-адъютант Николай Андреевич Крыжановский (1818—1888) в рапорте военному министру (№ 240 от 20 апреля 1865 г.) написал, что необходимо «увеличить паровые силы флотилии заказом еще одного, но хорошего парохода, удовлетворяющего вполне требованиям местности. Причем принять в соображение нижеследующие обстоятельства: так как плавание флотилия производит исключительно по Сыр-Дарье, то, для приобретения лучших результатов при заказе нового парохода, заказать его исключительно для речного плавания, т. е., при данной длине около 120 фут, требовать, чтобы пароход сидел менее 2 фут, имел бы машину низкого давления в 60 сил, с ходом в тихой воде до 11,5 верст в час, с котлами новейшей конструкции, устроенными для топки как древесного, так и минерального топлива». В июне 1865 г. последовало высочайшее повеление по дальнейшему развитию флотилии с выделением на это 171 496 руб. На эти деньги, в том же году приобрели на Камско-Воткинском заводе три большие баржи, грузоподъемностью по девять тысяч пудов (147,42 т) каждая, и паром. В следующем году, наконец, полностью оплатили бельгийскому обществу «Кокериль» («Soc. Anon. J. Cockerill») строительство и доставку из Бельгии в Казалинск колесного «70-сильного парохода», стоимостью 78 700 руб. О сем судне была статья в "Судостроении" И.И. Черникова, где все эти цифры даны со ссылками на бАмаги. Т.е. действительно заказ был сторонний и раньше (откуда разночтения в датах закладки), но окончательно его скомпоновали с учетом требований Бутакова, под контролем которого окончательно проектировался пароход, на «Самарканде» был установлен носовой руль, благодаря которому была улучшена маневренность. У меня есть копия стапельного журнала. Впервые пароход пошел по Сырдарье в 1868 году.
vvy написал:
#1580997
"Обручев" первое плавание совершил не в 1855 г., а на пару лет раньше.
Это не так - он был собран раньше, но из-за деревяшек в плавания пошел в 1855 г. Сие подробно в ГАОО задокументировано.
Алексей Логинов написал:
#1581010
"Николай" это каспийская косовая лодка, Довольно известный тип судна, местной, традиционной постройки.
С Вами категорически не согласен его строитель П. Мертваго.
«Шхуна "Николай" под моим присмотром была построена в 1847 году в Оренбурге. Обручев находил, что желание его не может осуществляться на судах такого рода, как баркасы, на которых производить опись моря и держаться в нем месяц или более было бы невозможно. Обстоятельство это навело его на мысль о возможности устроить палубное судно... Мысль эта была окончательным решением. После чего он обратился с просьбой к бывшему главному командиру Астраханского порта о высылке ему подробного чертежа с полным вооружением упомянутых судов. На правом берегу р. Урала пред домом корпусного командира на козлы положен был приготовленный сосновый брус, предназначенный служить килем шхуны "Николай", длина коего согласовалась с чертежом, т.е. 49 фут. (15 м). Вес и длина киля навели сомнение в возможности провезти чрез предстоящие пески Каракума, если судно будет выстроено согласно с чертежом. Преждевременная боязнь вынудила В.А. Обручева урезать, по глазомеру своему, приготовленный киль почти на семь фут (более 2 м). После этого пришлось оставить присланный чертеж в покое, а постройку продолжать по усмотрению, так же на глазомер рубить штевни и шпангоуты." Это цитата из записке об этом предприятии «Наши первые шаги на Аральском море», по-видимому, предназначавшейся для печати. Записка эта была передана в газету «Туркестанские ведомости» в 1887 г. дочерью покойного Мертваго, О.П. Рагозинской.
Вся эпопея - (ГАОО, ф.6, оп.10, д.5979).
Алексей Логинов написал:
#1581013
Александр Глотов в своей статье предложил за основу понимания облика шхуны "Константин"
Вы, наверно, имеете в виду Глебов А.М. Историческая реконструкция шхун «Николай» и «Константин» Аральской экспедиции А.И. Бутакова. // Тез. докл. и сообщ. конференции 18 сентября 2019 года в Горно-Алтайском государственном университете (г. Горно-Алтайск). Я с ним полностью согласен - ибо его данные сходятся с другими документами.
Алексей Логинов написал:
#1581013
этот вопрос еще ждет своего исследователя. Все вполне реально.
"О сколько нам открытий чудных готовит просвященья дух". Чем больше ты знаешь, тем меньше ты знаешь. Эта истина древнее самого мира, и еще тысячи лет назад греки уже оперировали этим парадоксом. Если человек говорит, что он все знает, скорее всего, он глуп. И наоборот, образованный человек с каждой прочитанной книгой понимает, что на самом деле он ничего не знает. Причем чем больше он узнает, тем сильнее сомневается в своих знаниях. Я давно сие понял и никогда не претендую на истину в последней инстанции, поэтому данные оценки следует рассматривать только как, пусть и достаточно хорошо обоснованные, но версии. История богата тайнами и парадоксами, и совсем неслучайно мудрые Древние греки музу истории Клио считали самой загадочной из всех девяти муз.
Юрген написал:
#1581019
С Вами категорически не согласен его строитель П. Мертваго.
В приведенных цитатах приводятся только общие данные о размерениях Николая, но ни каких упоминаний типа судна. Между тем есть несколько его подлинных изображений. Это позволяют получить, если не полное, то достаточно хорошее представление о конструкции и парусном вооружении шхуны (название достаточно условное). Для тех кто интересуется южно-русским судо- и кораблестроением 19 века все все это вполне очевидно. Косоушки обладают на столько уникальным силуэтом, что спутать их с чем то посторонним совершенно невозможно.
Алексей Логинов написал:
#1581021
но ни каких упоминаний типа судна.
А то, что его строили по типовым чертежам шхуны, присланным с Каспийской флотилии Вам не достаточно?
Для постройки шхун от морского министерства помимо чертежей гафельной шхуны весной 1847 г. в Оренбург были присланы капитан-лейтенант (с 1862 г. адмирал) Николай Карлович Краббе (1814—1876), кондуктор корпуса корабельных инженеров Павел Шматков, 3-го рабочего экипажа парусник Егор Бобылев и 1-го рабочего экипажа мастеровые Алексей Горич и Петр Афанасьев. Краббе задержался в Оренбургском крае ненадолго, 1 сентября (20 августа) 1847 г. «за отличие» был произведен в капитаны 2 ранга, и сразу вернулся в Питер. Командировка Шматкова закончилась к ноябрю 1848 г., при этом он получил чин прапорщика и был обеспечен жалованьем по усиленному окладу и порционными деньгами по 1 декабря. Ну а с отлично зарекомендовавшими себя мастеровыми генерал-губернатор расставаться не пожелал, а запросил разрешение задержать отправку «вышеизложенных нижних чинов по уважению тому, что в сих людях встречается большая надобность при исправлении и снаряжении двух мореходных судов, состоящих при Раимском укреплении». Начальник главного морского штаба «согласие на оставление впредь до времени на Раиме высланных в 1847 году нижних чинов» изволил дать.