Вы не зашли.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #236742
О том, что изъятие деталей замка и даже всего замка не решит вполне проблему дальнейшего использования орудия противником.
А разве это кто-то оспаривает?
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #236672
А может все гораздо проще - взорванное орудие точно не восстановишь, по крайней мере быстро, а вот замок - без особых проблем...
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #236712
Но оцениваете с позиций послезнания и современного взгляда на рассматриваемые вопросы. Это и есть нарушение принципа историзма.
С таких позиций можно и нужно извлекать для себя, современного и продвинутого, определенные уроки. Но ценивать действия исторического лица можно только с позиций того дня и того конкретного момента.
Если бы я действительно рассуждал таким образом, то Вы были бы правы. Но ведь этого нет в моих словах, так зачем Вы выдумываете? Это некрасиво и не делает Вам чести. Где я хоть раз написал "Руднев должен был поступить так-то и так-то"? Приведите цитату!
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #236716
В принципе, на этом можно было ветку и закончить.
А для желающих - открыть новую, типа: "Чтобы я сделал лучше Руднева, будь на его месте".
Очередное грубое передёргивание. Для чего Вы это делаете, какую цель преследуете?
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #236719
Можно уточнить, на всякий случай, что Вы считаете этим самым "де-факто"?
Разрыв отношений между Петербургом и Токио, фразу из ноты, врёчённой министру иностранных дел:
«Императорское правительство оставляет за собой право принять такое независимое действие, какое сочтёт наилучшим для укрепления и защиты своего угрожаемого положения, а равно для охраны своих установленных прав и законных интересов».
Недаром Начальник Генерального штаба в тот же день предложил начать активные боевые действия на море, а адм. Макаров подал рапорт, в котором предупредил о серьёзной опасности, которой подвергается Порт-Артурская эскадра на внешнем рейде.
Да и Рожественский, как вспоминал Степанов, сказал ему ещё 14 января: "Не всегда военные действия начинаются с пушечных выстрелов! По-моему, война уже началась. Тилько слепые этого не видят!"
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236751
«Императорское правительство оставляет за собой право принять такое независимое действие, какое сочтёт наилучшим для укрепления и защиты своего угрожаемого положения, а равно для охраны своих установленных прав и законных интересов».
ЕМНИП именно эту часть ноты до наместника не довели, дабы "наши герои на Востоке не спровоцировали"...
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #236741
Это то, честно говоря, и пугает. Пара постов в той теме с упоминанием Средиземного моря, по поводу которых даже не стали затевать серьезного обсуждения, и для Вас уже "...в ходе обсуждения выяснилось" - кругом обман, не Балтика, Бизерта!
И не надо уже тратить время на изучение первоисточников, копаться в планах войны и оперативного использования БФ, пытаться понять существовавшие тогда взгляды на применение сил флота и на ведение боя на ЦМАП. Зачем? В ходе обсуждения всё уже выяснилось. Можно поставить точку.
И вновь Вы всё ставите с ног на голову. Вы считаете мою т. зрения ошибочной? Нет никаких проблем: противопоставьте ей свою, аргументируйте! Но Вы этого не сделали тогда, не делаете этого и сейчас. Вместо этого Вы даёте понять, что человек, не знающий устройства орудийных замков, не может иметь никакого взгляда на историю Российского флота.
В своё время суть этой нечистоплотной тактики прекрасно выразил М.М.Жванецкий: "Давайте мы будем не разговаривать с собеседником , а рассматривать его. Поинтересуемся документами, пропиской...
Какое мнение об искусстве Герберта фон Карояна может иметь хромой, если ему сразу заявить, что он хромой?"
Вот по этому алгоритму Вы и действуете.
А, отвечая на Вашу реплику, что не Вы один меня не понимаете, скажу так: да, это верно. Вы здесь такой не один. Но, с другой стороны -вы здесь такие и не все. Это внушает осторожный оптимизм.
Отредактированно Exval (20.05.2010 13:06:58)
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236751
Где я хоть раз написал "Руднев должен был поступить так-то и так-то"? Приведите цитату!
А где я хоть раз написал, что Вы такое написали?
Пока мы говорим про оценки.
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236751
Очередное грубое передёргивание. Для чего Вы это делаете, какую цель преследуете?
Не сваливать всё в одну кучу.
Не очень устраивает этот вариант, давайте сделаем по другому.
В одной ветке будем обсуждать действия "Варяга" и его командира с позиций начала РЯВ, пытаясь максимально точно реконструировать ситуацию
А в другой ветке - обсуждать "Варяг" с позиций дня сегодняшнего, с учетом наших исторических знаний и опыта.
Но смешивать оба обсуждения в одну кучу я считаю изначально порочным. оппоненты друг-друга не слышат.
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #236770
давайте сделаем по другому.
В одной ветке будем обсуждать действия "Варяга" и его командира с позиций начала РЯВ, пытаясь максимально точно реконструировать ситуацию
А в другой ветке - обсуждать "Варяг" с позиций дня сегодняшнего, с учетом наших исторических знаний и опыта.
Но смешивать оба обсуждения в одну кучу я считаю изначально порочным. оппоненты друг-друга не слышат.
Это уже - компетенция модераторов. Но мне кажется, что такая узкая специализация скорее помешает сделать обсуждение продуктивным, нежели поможет ему. Потому что для меня очевидно, что сугубо военное значение боя "Варяга" не идёт ни в какое сравнение со значением пропагадистским. Так получилось, что с самого начала было решено сделать этот бой символом. И он уже 106 лет таким символом и является. За это время символ и собственно историческое событие переплелись настолько сильно, что рассмотрение их в едином комплексе кажется мне более уместным. Но решать, повторяю, не мне.
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236759
Вместо этого Вы даёте понять, что человек, не знающий устройства орудийных замков, не может иметь никакого взгляда на историю Российского флота.
Я даю понять, что человек, не знающий устройства орудийныйх замков, не должен давать оценки и выносить суждения по данному вопросу до того, как он в нем разберется. Это же касается и других вопросов и сюжетов, из которых складывается итоговая картина и этот самый "взгляд на историю Российского флота".
Нормальная последовательность такая: сначала человек разбирается, если что-то непонятно - уточняет, а потом выносит суждение. Меня так учили...
Возможно, я отстал о современных веяний и в чем-то устарел. И теперь - сначала выносят суждения, а потом разбираются (или не разбираются, если никто не счел нужным возразить).
Если устарел, готов уступить место для обсуждения более современным.
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236775
для меня очевидно, что сугубо военное значение боя "Варяга" не идёт ни в какое сравнение со значением пропагадистским.
Так это всем очевидно, и уже давно.
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236775
получилось, что с самого начала было решено сделать этот бой символом. И он уже 106 лет таким символом и является.
И пусть. Воевать с символами - сцать против ветра.
При желании, изъян можно найти в любом символе. Но дело это не ахти какое благородное.
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236775
За это время символ и собственно историческое событие переплелись настолько сильно, что рассмотрение их в едином комплексе кажется мне более уместным.
Пожалуй...
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #236781
человек, не знающий устройства орудийныйх замков, не должен давать оценки и выносить суждения по данному вопросу до того, как он в нем разберется. Это же касается и других вопросов и сюжетов, из которых складывается итоговая картина и этот самый "взгляд на историю Российского флота".
Нормальная последовательность такая: сначала человек разбирается, если что-то непонятно - уточняет, а потом выносит суждение.
Совершенно логично. Во всяком случае, при неуверенности в своих знаниях, суждения не должны быть круто безапелляционными. Это часто вызывает обратную реакцию, не зависящую уже от самого суждения.
Про замки: снять их без специального инструмента весьма сложно. Весят замки для 6" где-то от 100 до 150 кг. Т.е. нужно человека 2-3 как минимум, с инструментом. И явно не 2 минуты.
Потом, по рапорту Руднева какие-то замки выбросили в море (скорее, от МК). Еще потом: он вроде собирался вернуться (или послать команду) для доуничтожения после передачи основной части экипажа на борт нейтралов. Но тут воспротивились даже французы - справедливо: делать из своего крейсера "базу для действий" есть значительное нарушение нейтралитета.
Это все не оправдания, но объяснения. У Руднева и его подчиненных в цейтноте явно были проблемы с приоритетами, последовательностью и списком дел (те же тела погибших). Как ни крути, а почти половина строевых офицеров были ранены, вообще, надо было организовать перевозку нескольких десятков серьезно раненых и т.д.
Еще раз: это не оправдания, но объяснения.
Отредактированно vov (20.05.2010 13:48:43)
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #236781
Я даю понять, что человек, не знающий устройства орудийныйх замков, не должен давать оценки и выносить суждения по данному вопросу до того, как он в нем разберется.
Я согласен с этим. Но где я выносил оценки по данному вопросу? Возможно, я не помню всех своих сообщений, но в таком случае прошу указать мне на них.
vov написал:
Оригинальное сообщение #236788
Про замки: снять их без специального инструмента весьма сложно. Весят замки для 6" где-то от 100 до 150 кг. Т.е. нужно человека 2-3 как минимум, с инструментом. И явно не 2 минуты.
Уважаемый vov, все гораздо проще. В комплект каждого орудия входил и входит комплект "спец-инструмента" (молоток, кувалда, отвертки, гаечные ключи и проч.проч.). Затворная рама вместе с затвором снималась путем выполнения следующих операций:
1. снималась стопорная шпилька,
2. отвинчивалась удерживаемая шпилькой гайка оси затворной рамы,
3. вместе с гайкой снималась шайба,
4. освобожденная таким образом ось вынималась из сквозного отверстия затворной рамы и казенной части ствола, при этом затворная рама удерживалась номерами расчета (ЕМНИП, не менее 3х человек),
5. затворная рама снимается...
Поскольку все указанные детали относятся к рабочему механизму, то они смазаны, расхожены и не закрашены, а по сему - отвинчиваются и снимаются без проблем.
Сколько, по Вашему, понадобиться времени на отвинчивание одной гайки? Тем более, что в данной ситуации о сохранности замков речь уже не шла...
С уважением...
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #236816
все гораздо проще.
И действительно проще.Согласно рапорту ВФ большинство орудий им оценено как негодные. Снимать с их замки - "убивать во второй раз". А корабль кренится (он 5 часов с лишним кренился), а столько еще не сделано. Едва-едва личные вещи забрали, чтобы перед иностранцами - не стыдно. И то- забыл 2 своих костюма, пришлось последнюю шлюпку за ними возвращать - не пропадать же добру.
Машины опять же не подорвали - тоже не успели. А японцы Варяга подняли, а он и "завелся" - и своим 11-узловым ходом ушел (и дошел). Что называется: "Made in USA" (в переводе на японский: "Спасибо, Руднев - сан").
Мне довелось видеть орудия подорванные своими расчётами...
Использовались собственные штатные снаряды.
Интересно. Возможен ли был такой ход для ВАРЯГА?
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236795
Но где я выносил оценки по данному вопросу? Возможно, я не помню всех своих сообщений, но в таком случае прошу указать мне на них.
Некоторые Ваши суждения можно посмотреть здесь:
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236067
я согласен с высказанным здесь мнением, что, если бы замки от орудий отправили за борт, то это затруднило бы для японцев использование пушек "Варяга".
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236069
Я знаю, что позднее, в период ВМВ, практика снятия с орудий замков при отступлении была КА повсеместной. Могу предположить, что эта мера была достаточно действенной против того, чтобы противник сразу же смог поставить их себе на службу
С точки зрения "мировой истории", здесь нет большого "криминала". Но здесь есть целый ряд неверных посылок и суждений, из которых, по мелочам складывается порой искаженная оценка всего события.
В Вашем случае, если, конечно, Вы мне позволите такой "ход", я бы сформулировал свои посты следующим образом:
1. На форуме прозвучала информация, что японцам достались орудия с замками, что позволило им сразу использовать их для военных целей.
Хотелось бы уточнить:
а). Действительно ли на "Варяге" перед затоплением не были сняты орудийный замки и они достались японцам? Если да, то - это касалось всех орудий или это были единичные факты?
б). Насколько действенным было снятие замка с точки зрения возможности или невозможности его дальнейшего использования противником?
2). Я знаю, что позднее, в период ВМВ, практика снятия с орудий замков при отступлении была в Красной Армии повсеместной. Какая практика была в годы РЯВ, были ли какие-то чисто флотские особенности в этой практике?
3). Насколько действия экипажа "Варяга" в этом вопросе соответствовали существовавшей на начало РЯВ практике?
Можно было бы уточнить и еще ряд нюансов, но "по-крупному" - хотя бы это.
С ув., М.
Отредактированно Мамай (20.05.2010 15:22:24)
Steve написал:
Оригинальное сообщение #236826
Интересно. Возможен ли был такой ход для ВАРЯГА?
Возможен, но с определенным риском для жизни...и с риском не взорвать ствол своего орудия с первой попытки...
Steve написал:
Оригинальное сообщение #236826
Использовались собственные штатные снаряды.
Интересно. Возможен ли был такой ход для ВАРЯГА?
Вопрос хороший.
Вы, как военный человек с большим практическим опытом, наверняка хорошо понимаете известный афоризм, что на войне в бою нельзя надеяться хорошо сделать то, чему не учились и что не отрабатывали в мирное время.
Конечно, всегда возможны экспромты, но, как известно: самый хороший экспромт, это хорошо подготовленный экспромт.
На современных кораблях предусмотрены расписания л/с по оставлению корабля, включая специальные команды по уничтожению особо ценной аппаратуры и т.д, и т.п. Но даже при наличии таких расписаний, действия в реале оставляют желать лучшего (ибо редко отрабатываются). (Наиболее серьезно они отрабатывались в фирме ув. Штурмана, поскольку жизнь давала постоянные поводы). Я не слышал, чтобы в РИФ существовали специальные расписания по выведению корабля из строя в случае угрозы его захвата. Это значит, что, скорее всего, не прорабатывался предварительно в практическом плане и вопрос с подрывом орудий. Т.е. оставались только общие пожелания и "полный экспромт".
Если кто-то располагает информацией о наличие таких расписаний на период РЯВ, было бы интересно здесь с ними ознакомиться.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #236591
Могла быть только прямая уверенность, что поднять и ввести в строй крейсер в любом случае не удастся.
После нашей победы?! Какие препятствия?
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #236846
После нашей победы?! Какие препятствия?
полагаю.что всё же вы шутите...кто при подобных обстоятельствах думает о предстоящей победе?..Только лишь вообразите 1941-й год директор завода на УССР отказывается взрывать свой завод.А зачем,ведь через какие-то 2 недели победоносная советская армия вернётся...подобного человека расстреляли бы прежде,чем назвали врагом народа
лично моё нение.что после боя Руднев действовал за той гранью.что отделяет безалаберность и разгильдяйство от преступления
Минно-подрывная подготовка у экипажа конечно отсутствовала, но минёры там точно были... И КОРЕЕЦ это наглядно показал...
Steve написал:
Оригинальное сообщение #236893
но минёры там точно были..
Равно как ИМХО, и мины заграждения. Вот уж саяхнуло бы. Но это я сам "зацикливаю" - низя - так низя.
Exval написал:
Оригинальное сообщение #236775
Потому что для меня очевидно, что сугубо военное значение боя "Варяга" не идёт ни в какое сравнение со значением пропагадистским. Так получилось, что с самого начала было решено сделать этот бой символом.
Проблема в том, что Вы пытаетесь сломать открытую дверь. То, что Вы написали, понятно практически всем, кто хоть чуть-чуть знает в.-м. историю. Военное значение "официальных" подвигов очень часто уступает их пропагандистскому значению. И в этом есть своя "правда" войны. Умный человек её знает и понимает. По возможности, обясняет другим. Но очень осторожно и такично, тщательно взвешивая формулировки, выверяя все факты и всю информацию. Чтобы не произошел процесс замены одного мифа другим, только с противоположным знаком.
Я Вам могу привести массу примеров, подобных "Варягу". Какое военное значение подвига экипажа Гастелло? Увы, никакого. Сбитый противником горящий самолет просто упал на землю. В реале их подвиг был в том, что они пошли на эту войну и отдали в бою свои жизни. Всё остальное - это уже придумано за них.
А ночной таран Талалихина? Летчик рассстрелял весь боекомплект и, так и не сумев сбить вражеский бомбардировщик, таранил его, потеряв в итоге свой самолет. Если рассмотреть с чисто военной точки зрения, то полный непрофессионализм. Но для Москвы и её жителей нужен был какой-то символ, какое-то знаковое событие, показывающее им, что в московском небе наши летчики пойдут на любой шаг, но "закроют" Москву. И он стал ГСС. Хотя...
Наберите в гугле "первый ночной таран в небе", и первые ссылки будут именно по Талалихину. Хотя, я еще пацаном знал, что первй ночной таран был совершен в небе Испании другим советским летчиком - Е. Степановым. Причем, после успешного тарана он продолжил выполнение боевой задачи и сумел выполнить в ночном небе атаку еще одного итальянского бомбардировщика. Сейчас, слава богу, его фамилию тоже вспоминают, но для большинства популяризаторов истории Талалихин все равно первый. Хотя даже в небе Москвы был еще один ночной таран, до Талалихина. Его автор - Петр Еремеев. Так получилось, что он за этот подвиг остался совсем без награды.
Могу ошибиться, но с его тараном связан и еще один примечательный эпизод. У него брал интервью А. Толстой, который подготовил для "Красной звезды"очерк "Таран". В рукописи очерка были интересные рассуждения летчика, что таран - это исключительное оружие, и что если уж таранить, то таранить надо тоже умело, чтобы не терять свой самолет.
Толстому в редакции порекомендовали эти рассуждения из статьи убрать. Жители Москвы должны знать, что наши летчики в критический момент готовы ради них пожертвовать и машиной, и собой. А все остальное - сейчас не к месту. Публиковать такие рассуждения будете потом, после победы.
Я уже писал выше, что тема героев и подвигов на войне - очень сложная и очень деликатная тема. Умный человек - её понимает и правильно учитывает в своих исследованиях. Для дурака и негодяя от истории - это опасная тема. Всем остальным - её можно и нужно объяснять и раскрывать. Но очень и очень профессионально. Не создавая новых мифов и не тиражируя новые ошибки.
Отредактированно Мамай (20.05.2010 16:59:38)
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #236816
все гораздо проще. В комплект каждого орудия входил и входит комплект "спец-инструмента" (молоток, кувалда, отвертки, гаечные ключи и проч.проч.).
Согласен, хотя точнее - должен входить. Неоднократно описано, как бегали за экстрактором гильз ("клещами")к другим орудиям. И ведь не только у нас. Опять же, инструм.комплект во время боя мог несколько пострадать:-).
Но это все мелочи, для снятия замка и отправки его за борт действительно нужны три здоровеньких лба. По-хорошему, для примерно 20 орудий (6" и 3") - человек 40-50. Причем часто выброшенные замки находили рядом с кораблем. А японцы извлекли с Варяга и даже с подорванного Корейца (точнее, около него) гильзы от МК и много всяких мелочей. Возможно, что затворы были все же частично или даже в большинстве выброшены и потом подобраны. В японских источниках говорится о сдаче орудий в арсенал. Только 2 орудия вроде бы передали для уст-ки на всп.кр-р быстро.
Впрочем, замки - мелочь в сравнении с кораблем в целом. Уничтожить же стволы более затруднительно. Время, время, время...
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #236837
Я не слышал, чтобы в РИФ существовали специальные расписания по выведению корабля из строя в случае угрозы его захвата. Это значит, что, скорее всего, не прорабатывался предварительно в практическом плане и вопрос с подрывом орудий. Т.е. оставались только общие пожелания и "полный экспромт".
Тем не менее существуют достаточно подобных свидетельств. Есть немало рапортов командиров, где кратко и между делом сообщается что де во избежании возможности захвата приказал тому то разместить подрывные патроны в крюйт-камере.
Таким образом под "выведением из строя" в большинстве случаев подразумевался подрыв корабля. И такие меры были столь широко распростанены, что экспромтом скорее всего не являлись.
Другое дело - задача вывести из строя и корабль и большую часть его технических средств без взрыва. Таких расписаний действительно видимо и не разрабатывалось, и на практике разумеется не отрабатывались, вообщем то за ненадобностью. Ведь проще и надежнее взорвать.
Однако это не мешало при желании неплохо поработать в этом направлении и экспромтом. Как поработали на уже затопленных кораблях 1ТОЭ.
Проблема Варяга в том, что даже приказа о выведении из строя его технических средств не отдавалось. Открыли кингстоны и все. В результате он и лег на грунт достаточно целым и малоповрежденным.
Вот и получается, что Кореец взорвали, даже на Сунгари и то и котлы испортили, и подожгли. И только:
ВОЛГА написал:
Оригинальное сообщение #236892
Руднев действовал за той гранью.что отделяет безалаберность и разгильдяйство от преступления
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #236900
Какое военное значение подвига экипажа Гастелло?
Первый ГСС в войне с немецкими фашистами - нативный немец. Чистый PR в духе: "Если завтра - война". Кстати, остальные члены экипажа Гастелло получили: штурман - БКЗ, а стрелки - по КЗ. Если стрелки не могли таранить - вследствие размещения в самолете, то штурман - мог, имея запасную ручку управления. Вроде, признанный подвиг общий, только уровень государственного признания разный. Хоронили разбившийся экипаж немцы - точнее, крестьяне - с их разрешения и под присмотром. Хоронили при оружии и документах. Читал, что лет через 10 после войны при перезахоронении останков экипажа Гастелло под соответствующим памятником в могиле обнаружили личные документы командира звена из эскадрильи Гастелло - ЕМНИП, лейтенанта Маслова (могу ошибаться) и его же летный планшет. ОФФ-топ, конечно, но уж что есть.