Сейчас на борту: 
Olegus1974k,
капитан
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5 … 14

#51 17.12.2010 21:22:45

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

igor написал:

Оригинальное сообщение #335630
Наверное, на врасейорс почерпнули правду?

Очень уважаемый сайт! Правда, далёк от абсолютной полноты сведений, но лучше всё равно ничего нет.
А что за книга Заблотского-Ларинцева? Не читал. Наверное, надо уточнить - интересует не авиация вообще, а боевые действия ВВС 14-й, 19-й, 26-й, 32-й, 7-й армий (т.е. Карельского фронта, а затем 7-й ВА), СФ (как составной части - ОМАГ), 104-й и 122-й ИАД ПВО, 5-й эскадры Люфтваффе и нескольких групп 77-й эскадры в 1941 году (которые воевали против Карельского фронта), а также Финских Ильмавоймат, бившихся в Карелии.
Для чего? Пытаюсь состыковать заявки на победы и реальные потери, чтобы развеять мифы и, наверное, создать новые. :D Есть уже чем похвастаться, бывают просто удивительные совпадения, но это не тема данной ветки.
Отец - военный пенсионер, так что флотские темы для меня совсем не чужды. Много лет интересовался. Кой-чо понимам.

#52 17.12.2010 21:27:11

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #335655
С временем атаки явно чья то путаница.

Моя путаница. Это перевод с английского. Я почему и спрашивал о разнице во времени. Пожалуйста, укажите на все неточности, а то сейчас мне всё перепроверять - то же самое, что заново работу делать. *wacko*

#53 17.12.2010 21:48:16

Александр Клюев
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

А. Н. Заблотский, Р. И. Ларинцев
Советские ВВС против кригсмарине

http://mirknig.com/knigi/military_histo … arine.html

#54 18.12.2010 07:13:53

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Внутренние конвои СФ.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #335657
Для чего? Пытаюсь состыковать заявки на победы и реальные потери, чтобы развеять мифы и, наверное, создать новые.  Есть уже чем похвастаться, бывают просто удивительные совпадения, но это не тема данной ветки

так открывайте новую тему в авиации - у меня момбеек есть.

#55 18.12.2010 10:59:10

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

igor написал:

Оригинальное сообщение #335759
так открывайте новую тему в авиации - у меня момбеек есть.

Господа, неужели на авиационных форумах нет веток с обсуждением воздушных побед в Заполярье? Это при том, что Рыбин еще лет 10 назад оперировал по-необходимости всеми этими данными.
Я не против этого, просто не хотелось бы, чтобы уважаемые участники тратили время на изобретение велосипедов.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#56 18.12.2010 22:41:50

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #335789
не хотелось бы, чтобы уважаемые участники тратили время на изобретение велосипедов.

А кому охота?
Господин Супрун, в своё время был первый, кто вообще стал сравнивать документы обеих сторон, но то ли документов было недостаточно, то ли ещё что - но он ограничился сравнением со сведениями ВВС СФ (может, и ошибаюсь, но такое впечатление осталось). Поклон Михаилу Николаевичу земной за эту работу от бывшего ученика (учился у него в институте).
Рыбина доводилось читать только в инетовских статьях. Действительно, человек очень серьёзно рассматривает эту тему. Пожалуй, первый, кто стал рассматривать потери в комплексе. Но и Рыбин тоже почему-то упускает некоторые моменты. Есть просто прекрасные описания определённых боёв, но недавно мне попались сведения об участии ещё нескольких лётчиков в тот же день в боях (сайт "Подвиг народа"). Замполиты могут и приврать для красного словца, но это касается побед. Факт участия в бою, к тому же нескольких человек, выдумывать ни к чему. Нестыковка. Надо разбираться.
Вообще, Юрий Рыбин печатал какие-нибудь книги, или он по статьям специализируется? Не видя чужого велосипеда, приходится изобретать свой.

PS. Евгений К. - спасибо за ссылку!
      Всем - спасибо за внимание!

#57 18.12.2010 23:31:50

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

Знаю лично обоих, Рыбина лучше. Михаил Николаевич, насколько мне известно, сам лично конкретными боями и потерями никогда не занимался. Он как профессионал любит глобальные проблемы типа ленд-лиз и все про него. А вот Рыбин как раз и специализируется на воздушной войне. У него дома масса литературы, конспектов и просто ксероксов документов по 7 ВА и ВВС СФ. Поддерживает связи с большим число зарубежных историков и ветеранов люфтваффе. Книг он не писал и не собирается, статей написал достаточно. Я не знаю, работает ли он на форумах, но если работает, то лучше с этой тематикой обратиться к нему.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#58 19.12.2010 00:52:14

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #335976
лучше с этой тематикой обратиться к нему

Спасибо.

#59 19.12.2010 01:21:46

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

февраль 1942 г.

10.02. - в Кольский залив прибыли ЭМ  HMS «FAULKNOR» (H62), HMS «INTREPID» (D10), ТЩ HMS «SHIKA» (FY1664) (для СФ), 2 иностранных и 3 советских ТР, норвежский ТН «NOREG» (7605 брт). На подходах – 2 иностранных и 1 советский ТР, и ТЩ HMS «HAV» (FY1759) (для СФ).

11.02. - в 13.30 в Кольский залив прибыли ТЩ HMS «HAV» (FY1759) в сопровождении ТЩ HMS «HARRIER» (J71) и HMS «SPEEDY» (J17).
В 16.00 в Кольский залив прибыли ТР «ATLANTIC» и СКР «ГРОЗА».
Конвой PQ-9/PQ-10 в составе британских ТР «ATLANTIC» (5414 брт), «EMPIRE SELWYN» (7167 брт), «TREVORIAN» (4599 брт), американского «WEST NOHNO» (5769 брт), панамского «EL LAGO» (4221 брт), советских «ИЖОРА» (2815 брт), «РЕВОЛЮЦИОНЕР» (2900 брт), «ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС» (3972 брт), «ТБИЛИСИ» (7169 брт) и норвежского ТН «NOREG» (7605 брт) собрался в Кольском заливе.
В 17.00 КРЛ HMS «NIGERIA» (60) вышел для встречи КРЛ HMS «CAIRO» (D87), шедшего в Мурманск с советской профсоюзной делегацией.

12.02. - с 15.12 до 19.25 конвой QP-7 в составе британских ТР «BOTAVON» (5848 брт), «DARTFORD» (4093 брт), «SOUTHGATE» (4862 брт), «EMPIRE HALLEY» (7168 брт), «JUTLAND» (6153 брт), панамского «EL ALMIRANTE» (5248 брт) и советских «СТАЛИНГРАД» (3559 брт), «СТАРЫЙ БОЛЬШЕВИК» (3974 брт) в охранении ЭМ HMS «FAULKNOR» (H62) и HMS «INTREPID» (D10), ТЩ HMS «HAZARD» (J02), HMS «SPEEDWELL» (J87), HMS «BRITOMART» (J22) и HMS «SHARPSHOOTER» (J68) вышел из Кольского залива. Выход обеспечивали ГИСУ «ГИДРОЛОГ», «МАСШТАБ» и мотобот.

15.02. - в 13.26 КРЛ HMS «NIGERIA» (60) и HMS «CAIRO» (D87) в сопровождении СКР «ГРОЗА», «СМЕРЧ», ТЩ HMS «HAZARD» (J02), HMS «SPEEDY» (J17) и 4 СКА прибыли в Кольский залив.

23.02. - в 17.00 конвой PQ-11 в составе британских ТР «BARRWHIN» (4998 брт), «DALDORCH» (5571 брт), «KINGSWOOD» (5080 брт), «LOWTHER CASTLE» (5171 брт), «MARYLYN» (4555 брт), «HARTLEBURY» (5082 брт), «EMPIRE BAFFIN» (6978 брт), «EMPIRE MAGPIE» (6211 брт), гондураского «MAKAWAO» (3253 брт), панамского «NORTH KING» (4934 брт), американского «CITY OF FLINT» (4963 брт), советских «АШХАБАД» (5284 брт) и «СТЕПАН ХАЛТУРИН» (2498 брт) в охранении КРЛ HMS «NIGERIA» (60), ТЩ HMS «NIGER» (J73), HMS «HUSSAR» (J82), HMS «HARRIER» (J71), HMS «HAZARD» (J02), HMS «SALAMANDER» (J86) и корветов HMS «SWEETBRIAR» (K209), HMS «OXLIP» (K123) и ЭМ «ГРОЗНЫЙ» и «ГРОМКИЙ» вошел в Кольский залив.

25.02. - ТР «ПРАВДА» и «EXPLORER» (6235 брт), и ТН «ELONA» (6192 брт) в сопровождении ЭМ «КУЙБЫШЕВ» и английского ТЩ HMS «SPEEDWELL» (J87) пришли в Кольский залив.
При подходе к Кольскому заливу панамский ТР «EL CAPITAN» (5255 брт) отстал от конвоя. Британский ТЩ HMS «BRITOMART» (J22) производил его поиск.

#60 19.12.2010 06:36:21

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Внутренние конвои СФ.

Если советские авиационные потери подробно и расписаны за всю войну на севере - они от народа тщательно прячутся. Хотя Рыбин и вывешивал их для свободного доступа, эти его таблицы уже давно канули в лету и больше он не собирается их показывать, как я понимаю. Немецкие вроде можно посмотреть в любой момент, но насколько они полные? И уж точно нет нигде хорошей книжки о войне в небе Заполярья, хотя бы такого уровня, как Момбеек. Нексколько статей Рыбина или там Марданова - только отрывочные картинки, нисколько не дающие всей картины. Так что ситуация непростая, и на знакомых мне авиафорумах сколько-нибудь серьезно проблему в таком плане никто не рассматривал и не собирается. А тема интересная. Коли на Цусиме есть авиационные раздел, почему бы там не позадавать вопросов? Мне кажется в этом не будет криминала.

#61 19.12.2010 07:42:35

Александр Клюев
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Игорь! От идей до воплощения в жизнь есть такая штука: работа и ответственный за неё. Кто возмется?
Специалистов потрепаться и щёки от важности дуть на Цусиме- каждый второй. А реально желающих темой заниматься- достаточно пальцев на одной руке.

Думаю, что не получится.

#62 19.12.2010 11:11:42

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Внутренние конвои СФ.

А что такого, в том чтобы завести тему? Вдруг кто-то возьмется. Или худо бедно, капля по капле, что-то наскребется. Если вообще ничего не делать - так точно ничего и не будет. Впрочем, конечно, если все на самом деле считают, что не надо, мы сможем с dad67 общаться между собой, мне от этого не поплохеет.

#63 19.12.2010 11:44:42

Владимир
Участник форума
Откуда: Таллин
Сообщений: 62




Re: Внутренние конвои СФ.

igor написал:

Оригинальное сообщение #336070
Впрочем, конечно, если все на самом деле считают, что не надо

Думаю, что надо и лучше именно здесь.
Раздел "Советский флот в ВОВ" заметно отличается содержанием от "Истории авиации" :)

#64 19.12.2010 11:52:01

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

igor написал:

Оригинальное сообщение #336035
Если советские авиационные потери подробно и расписаны за всю войну на севере - они от народа тщательно прячутся.

Еще не так давно все потери ВВС СФ были выложены по ссылке
http://www.eismeerfront.com/eis_html/poteri_3.htm
теперь есть указание, что домен выставлен на продажу. Так что тщательно они не прячутся :)

igor написал:

Оригинальное сообщение #336035
Мне кажется в этом не будет криминала.

Абсолютно никакого криминала. Только чтобы исследование увенчалось успехом, нужно четко определить его цель. Что такое "война в воздухе"? Ведь ВВС как и ВМФ одновременно выполняли самые различные задачи, причем часть в форме операций, а большинство в виде систематических действий. То есть это все равно, как если бы мы попытались расписать действия СФ и кригсмарине с выходом в море всех шаланд в дозоры или на контрольное траление у баз. Только поскольку самолетов было больше, чем кораблей, то и объем этих действий был бы на порядок больше. В принципе можно открывать и наполнять любую тему, но ненаполняемые в принципе, ИМХО, лучше не открывать.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#65 19.12.2010 12:57:10

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Простите, уважаемые, не думал, что разговор настолько уйдёт в сторону от заявленной темы. Давайте, откроем отдельную ветку для продолжения прений, а тут и дальше будем плавать в каботаже?:)
От себя - если норвежцы создают сайты по потерям Люфтваффе (и довольно неплохие), то чем мы хуже? В конце-концов, речь не идет о перечислении всех полётных часов всех летательных аппаратов СССР, но сбитые и повреждённые в боях, и разбившиеся в авариях выявить возможно.
Для ознакомления работа Супруна: http://arcticwar.pomorsu.ru/sky/luftwaffe/index.html
Меня и самого удивило то, что Михаил Николаевич засветился на этой теме - не замечал за ним подобного интереса. А о ленд-лизе - всё просто. Он преподаватель Поморского универа (это Архангельск), а его родной город ничем в войне не знаменит, кроме участия в конвоях.

#66 19.12.2010 13:20:12

Александр Клюев
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336107
Давайте, откроем отдельную ветку для продолжения прений, а тут и дальше будем плавать в каботаже

Вот именно. Пока тема конвоев держится тоько за счет усилий dad67. И очень жаль, что я и Игорь мало могут добавить. Три участника просто обладают одинаковыми источниками и могут лишь дополнять друг друга.

igor написал:

Оригинальное сообщение #336070
Впрочем, конечно, если все на самом деле считают, что не надо, мы сможем с dad67 общаться между собой, мне от этого не поплохеет.

Игорь! Я считаю, что тема "Конвои противника" была образцом по причине именно такого участника как Вы. Кто может повторить по авиации?

Боюсь, что распыляем усилия.

#67 19.12.2010 13:37:32

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #336114
Боюсь, что распыляем усилия.

Договорились - сначала проходим по конвоям до 1945 года, потом открываем другую ветку (я пока приведу в порядок то, что уже есть). *THUMBS UP*

#68 19.12.2010 14:31:28

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336107
От себя - если норвежцы создают сайты по потерям Люфтваффе (и довольно неплохие), то чем мы хуже?

Мне кажется, вопрос поставлен не совсем верно. Мы не хуже, у нас просто несколько иные интересы, что можно понять хотя бы потому, что мы встретились на морском, а не на авиационном форуме. Я много занимался нашей морской авиацией, но все равно ровно постольку, поскольку она имела дела с кораблями противника. Здесь же предлагается взять "войну в воздухе", под чем, как я понимаю, подразумевается в первую очередь противоборство истребителей. А это уже совсем иное.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336107
но сбитые и повреждённые в боях, и разбившиеся в авариях выявить возможно.

Это уже сделано. Есть вот такой труд (уже давно рассекречен):

http://i4.fastpic.ru/thumb/2010/1219/12/de8b9c6ee0f5d25e2793bc8870289e12.jpeg

Где потери самолетов АВ ВМФ расписаны по задачам, типам потерь и пятидневкам. Вот образец:

http://i11.fastpic.ru/thumb/2010/1219/d7/dcd32fa3bc80d5bf5fad7e0afade33d7.jpeg

Потери летного состава все можно вытащить из ОБД "Мемориал" любому желающему.

Персональные потери самолетов с указаниями их типов и фамилий пилотов еще в середине 90-х сделал Ю. Рыбин (кстати, насколько мне известно, то же он проделал и по самолетам 7 ВА). У меня есть его таблицы по середину 1943 г., но я не стал бы их выкладывать без ведома автора.
Мне просто жаль вашей энергии и времени.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336121
Договорились - сначала проходим по конвоям до 1945 года, потом открываем другую ветку (я пока приведу в порядок то, что уже есть).

А я пока попытаюсь получить согласие Ю.В. Рыбина на выкладку его списков. Мне искренне жаль, что он не опубликовал их в бумажном виде, но я боюсь, что это судьба любого справочника потерь в нашей стране в наше время.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#69 19.12.2010 19:31:30

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #336155
Потери летного состава все можно вытащить из ОБД "Мемориал"

Не совсем верно. Раньше анкета поиска была гораздо удобнее - можно было искать просто указав номер части. Сейчас - без фамилии это невозможно, а именно поиск фамилий и есть задача. Замкнутый круг. Кроме того, в "Мемориале" указаны только погибшие, раненых там можно выцепить эпизодически, просматривая все страницы открывшегося документа - и то без гарантии, что упомянуты все (не все - ОДБ "Мемориал" я уже прошёл).
Из представленной станицы можно сделать вывод - сколько какого типа самолётов были потеряны в определённый период. Но неизвестно, из какой части были самолёты, и сколько при этом погибло лётчиков. А самое главное - при каких обстоятельствах и в каком районе? Без этого невозможно сопоставлять заявки с потерями.
Уважаемый М.Э.! Пожалуйста, попробуйте получить разрешение Рыбина - действительно, не хотелось бы делать то, что уже сделано. Со своей стороны могу предложить достойный костяк для открытия новой ветки на форуме "История авиации". В идеале у меня была "мысля" сделать полноценный сайт, но боюсь, моих данных далеко недостаточно для этого. Если поможете - могу попробовать (Евгений К. - это в Ваш огород камешек!).
На сайте я не предполагал делать никаких выводов - кто кого где и сколько раз. Мне представляется наилучшим вариантом составление таблиц - а выводы пусть каждый делает сам.

#70 19.12.2010 19:35:39

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Кстати, обнаружил, что Супрун в 2000 году выпустил книгу "Сталинские соколы под Полярной Звездой: потери советской авиации на Крайнем Севере". Было бы интересно посмотреть. Никто не видел?

#71 19.12.2010 21:14:41

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Внутренние конвои СФ.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336232
Сейчас - без фамилии это невозможно, а именно поиск фамилий и есть задача.

А Вы нажмите "расширенный поиск" и когда появится список позиций с галочками, сбросьте галки со строк "в документах о военнопленных" и "в поименных списках захоронений" (в строке "в печатных книгах памяти" тоже должна быть сброшена) - внизу появятся столь любимые всеми окна "последнее место службы" и "дата выбытия".

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336232
Из представленной станицы можно сделать вывод - сколько какого типа самолётов были потеряны в определённый период. Но неизвестно, из какой части были самолёты, и сколько при этом погибло лётчиков. А самое главное - при каких обстоятельствах и в каком районе? Без этого невозможно сопоставлять заявки с потерями.

Для этого есть "Хроника" - все они там на 99% проходят.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336233
Никто не видел?

Я нет.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#72 20.12.2010 10:48:03

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Внутренние конвои СФ.

PQ.9/10 охраняли КРЛ NIGERIA, ЭМ  FAULKNOR и INTREPID с 4.2, ТЩ BRITOMART и SHARPSHOOTER (с 7.2).
CAIRO вышел из Клайда 9.2 вместе с ЭМ AIREDALE (сопровождал до 10-го).
HAZARD и SPEEDWELL обеспечивали локальный эскорт конвоя QP-7, затем в море их сменили BRITOMART и SHARPSHOOTER, сопровождавшие конвой до 15-го. Вообще конвой в тот день был уже распущен и тральщики вернулись в Мурманск. КРЛ NIGERIA обеспечивал прикрытие (одновременно сопровождая КАИР).
PQ-11 вышел 14.2.42 из Киркуэлла, охранялся ЭМ MIDDLETON и AIREDALE, корветом (?), ТЩ NIGER, HUSSAR и ОПЛ BLACKFLY, CAPE ARGONA и CAPE MARIATO. ЭМ и ОПЛ сопровождали конвой до 17.2, когда они его покинули и вернулись. Корвет ? был сменен на OXLIP и SWEETBRIAR 16 и 17-го. Крейсер, сов. ЭМ и остальные тральщики приняли конвой 22.2.42.

#73 21.12.2010 14:10:45

dad67
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #336274
появятся столь любимые всеми окна "последнее место службы" и "дата выбытия".

Спасибо за подсказку. Ну, я и лоханулся!

март 1942 г.

01.03. - в 19.00 из Кольского залива вышел конвой QP-8 в составе советских ТР «ИЖОРА» (2815 брт), «РЕВОЛЮЦИОНЕР» (2900 брт), «ТБИЛИСИ» (7169 брт), «ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС» (3972 брт), британских «ATLANTIC» (5414 брт), ТН «BRITISH PRIDE» (7106 брт), «BRITISH WORKMAN» (6994 брт), ТН «ELONA» (6192 брт), «EXPLORER» (6235 брт), «EMPIRE SELWYN» (7167 брт), панамских «COLD HARBOR» (5010 брт), «EL LAGO» (4221 брт), американских «LARRANGA» (3804 брт), «WEST NOHNO» (5769 брт) и норвежского ТН «NOREG» (7605 брт) в сопровождении советских ЭМ «ГРОМКИЙ», «ГРЕМЯЩИЙ», британских ТЩ HMS «HAZARD» (J02), HMS «HARRIER» (J71), HMS «SHARPSHOOTER» (J68), HMS «SALAMANDER» (J86), и корветов HMS «SWEETBRIAR» (K209) и HMS «OXLIP» (K123).

07.03. - лесовоз «ИЖОРА» (2815 брт) из-за неисправности машины в Норвежском море отстал от ордера конвоя QP-8. В 15.45 в точке с координатами СШ=72º35’ ВД=10º50’ (юго-западнее острова Медвежий) одиночное судно перехватила германская эскадра в составе ЛК «TIRPITZ», ЭМ Z14 «FRIEDRICH IHN», Z5 «PAUL JACOBI», Z7 «HERMANN SCHOEMANN», Z25, T5 и T12. Капитан парохода успел дать сообщение в эфир о встрече с вражескими кораблями, после чего был расстрелян артиллерией. Груз древесины создавал положительную плавучесть. В 17.28 ЭМ «FRIEDRICH IHN» сбросил партию глубинных бомб в непосредственной близости от борта «ИЖОРЫ», и только тогда пароход затонул. Экипаж погиб. Единственного выжившего – старпома Николая Илларионовича Адаева – на спасательном плоту подобрали немцы. Впоследствии он погиб в плену.

09.03. - в 11.25 английские торпедоносцы «Fairey Albacore», вылетевшие с авианосца HMS «VICTORIOUS» (R38) из состава конвоя PQ-12, обнаружили ЛК «TIRPITZ» в сопровождении 3 ЭМ возле Альтен-фиорда курсом северо-восток со скоростью 28 узлов, и безуспешно атаковали его.
Воздушной разведкой англичан после 12.00 ЛК «TIRPITZ» был обнаружен в Нарвике.
В районе острова Медвежий во время шторма из-за сильного обледенения и смещения центра тяжести перевернулся и затонул предназначенный к передаче СФ вооружённый траулер HMS «SHERA» (FY1724) (бывшее норвежское китобойное судно, 253 брт). Спасены всего 5 человек.
В 16.40 оторвавшийся от конвоя PQ-12 советский п/х «КИЕВ» (5823 брт) подошёл к Святоносскому заливу. Транспорт остановился во льдах в районе острова Медвежий. Из Йоканьги были высланы буксир «СЕВЕРЯНИН» и 2 СКР, но они не смогли пробиться на рейд.
В 22.00 из Полярного в Йоканьгу вышел ТЩ HMS «SHARPSHOOTER» (J68) для сопровождения в Кольский залив ТР «КИЕВ» (5823 брт) из состава конвоя PQ-12.

10.03. - в 14.00 ТЩ HMS «SHARPSHOOTER» (J68), Т-889 и Т-894 начал сопровождение ТР «КИЕВ» (5823 брт) из Святоносского залива в Мурманск.
В 14.30 в районе мыса Святой Нос обнаружен панамский транспорт конвоя PQ-12 «EL OCCIDENTE» (6008 брт).
В 18.20 в районе Териберки обнаружен ЭМ HMS «ORIBI» (G66) из охранения конвоя PQ-12, получивший повреждения ото льда и самостоятельно следовавший в Кольский залив.
В 19.30 СКР-15 привёл ТР «EL OCCIDENTE» (6008 брт) на Святоносский рейд. Из Кольского залива в Йоканьгу вышел СКР «ГРАД» для сопровождения в Мурманск ТР «EL OCCIDENTE» (6008 брт).

11.03. - в 12.32 в море ЭМ «ГРЕМЯЩИЙ», осуществлявший поиск конвоя PQ-12, обнаружил самолёт-разведчик с британского КРЛ HMS «KENYA» (14). В 12.52 советский эсминец присоединился к конвою PQ-12.
В 13.00 ТР «КИЕВ» (5823 брт) в сопровождении ТЩ HMS «SHARPSHOOTER» (J68), Т-889 и Т-894 прибыли в Полярное.
В 22.00 ЭМ HMS «ORIBI» (G66) встал на якорь в Ваенге. Британский вооружённый траулер HMS «SVEGA» (FY294), предназначенный к передаче СФ, прибыл в Полярное.

12.03. - в 16.25 КРЛ HMS «KENYA» (14) вошёл в Кольский залив.
С 20.00 до 22.00 в Кольский залив вошёл конвой PQ-12 в составе британских ТР «BEACONSTREET» (7467 брт), «EARLSTON» (7195 брт), «EMPIRE BYRON» (6645 брт), «LANCASTER CASTLE» (5172 брт), «LLANDAFF» (4825 брт), «NAVARINO» (4841 брт), «TEMPLE ARCH» (5138 брт), панамских «ARTIGAS» (5613 брт), «BALLOT» (6131 брт), «CAPULIN» (4977 брт), «EL COSTON» (7286 брт), «STONE STREET» (6131 брт) и советских «БЕЛОМОРКАНАЛ» (2900 брт) и «ДНЕПРОСТРОЙ» (4756 брт) в сопровождении ЭМ «ГРЕМЯЩИЙ» и HMS «OFFA» (G29), английских ТЩ HMS «BRITOMART» (J22), HMS «NIGER» (J73), HMS «HARRIER» (J71), HMS «SPEEDWELL» (J87), HMS «HUSSAR» (J82) и вооружённого траулера HMS «SHUSA» (FY1702) (для СФ).
В 20.50 к мысу Чёрный подошёл вооружённый траулер HMS «STEFA» (FY1883) (для СФ) из состава конвоя PQ-12.

16.03. - ТР «EL OCCIDENTE» (6008 брт) в сопровождении ТЩ HMS «SPEEDWELL» (J87) и Т-906 начал переход из Йоканьги в Мурманск. На следующий день прибыл в Кольский залив.

21.03. - в 21.00 из Кольского залива начал движение конвой QP-9 в составе британских ТР «DALDORCH» (5571 брт), «KINGSWOOD» (5080 брт), «HARTLEBURY» (5082 брт), «BARRWHIN» (4998 брт), «LOWTHER CASTLE» (5171 брт), «MARYLYN» (4555 брт), «TREVORIAN» (брт), «LLANDAFF» (4825 брт), «EMPIRE BAFFIN» (6978 брт), «EMPIRE MAGPIE» (6211 брт), «EARLSTON» (7195 брт), «EMPIRE BYRON» (6645 брт), панамского «NORTH KING» (4934 брт), американского «CITY OF FLINT» (4963 брт), гондурасского «MAKAWAO» (3253 брт) и советских «СТЕПАН ХАЛТУРИН» (2498 брт), «ПРАВДА» (отстал 23 марта), «ШЕЛОНЬ» (2251 брт), «АШХАБАД» (5284 брт) в охранении ЭМ «ГРЕМЯЩИЙ», HMS «OFFA» (G29), ТЩ HMS «GOSSAMER» (J63), HMS «HARRIER» (J71), HMS «HUSSAR» (J82), HMS «NIGER» (J73), HMS «SPEEDWELL» (J87), HMS «BRITOMART» (J22), HMS «SHARPSHOOTER» (J68) и СКР «СМЕРЧ».

24.03. - в 22.23 в Баренцевом море в 60 милях юго-восточнее острова Медвежий при попытке выйти в атаку по конвою QP-9 в точке с координатами СШ=73º00’ ВД=21º00’ тараном британского ТЩ HMS «SHARPSHOOTER» (J68) потоплена германская ПЛ U-655. Весь экипаж (45 человек) погиб. Тральщик получил повреждения, но продолжил самостоятельное движение в ордере конвоя.

28.03. - в 14.20 в 110 км северо-восточнее мыса Нордкап в точке с координатами СШ=72º40’ ВД=20º20’ два Ju-88 из III./KG30 атаковали группу кораблей конвоя из 4 ТР, одного ЭМ и 2 ТЩ. Две бомбы взорвались в 20 метрах от  борта панамского п/х «RACELAND» (4807 брт) в районе трюма №3. От мощного гидроудара образовалась пробоина по правому борту, разорвались паропроводы, остановились машины. 45 человек экипажа высадились в 4 спасательные шлюпки. Около 22.00 судно затонуло. 2 шлюпки затонули в первую же ночь. Через 11 суток оставшиеся в живых 13 человек высадились на побережье Норвегии, где были взяты в плен.
В 15.56 атаке бомбардировщиков подверглась основная группа конвоя (6 ТР, 1 КРЛ и 2 ТЩ), где был повреждён панамский п/х «BALLOT» (бывший итальянский «ALBERTA», 6080 брт). На судне погибли 2 человека. 16 членов экипажа высадились в спасательную шлюпку, были подобраны ТЩ HMS «SILJA» (FY301) и переданы на борт ТР «INDUNA». Не получили повреждений атакованные гондурасский п/х «MANA» (3283 брт) и британские вооружённые траулеры HMS «PAYNTER» (FY242) и HMS «SUMBA» (FY297).
В 18.05 несколько бомб упали рядом британским п/х «HARPALION» (5486 брт) и КРЛ HMS «TRINIDAD» (46).
В 19.30 ЭМ «ГРЕМЯЩИЙ», «СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ», британские ЭМ HMS «ORIBI» (G66), ТЩ HMS «GOSSAMER» (J63), HMS «HARRIER» (J71), HMS «HUSSAR» (J82) и HMS «SPEEDWELL» (J87) вышли из Кольского залива для встречи прибывающего конвоя PQ-13.
В 20.14 в 100 км северо-восточнее мыса Нордкин в точке с координатами СШ=72º13’ ВД=32º10’ бомбардировщики Ju-88 из III./KG30 тяжело повредили британский п/х «EMPIRE RANGER» (7007 брт). Судно затонуло в 21.35. Спасательные шлюпки на следующий день обнаружил германский ЭМ Z24 и взял в плен 61 выжившего.

29.03. - рано утром германский ЭМ Z26 обнаружил отставший от конвоя панамский п/х «BATEAU» (4687 брт). Артиллерийским огнём эсминец поджёг судно, а позже потопил его торпедой. ЭМ Z25 приступил к спасению выживших, но удалось поднять на борт лишь 7 человек.
В 06.21 ЭМ «ГРЕМЯЩИЙ», «СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ» и HMS «ORIBI» (G66) встретили КРЛ HMS «TRINIDAD» (46) и ЭМ HMS «FURY» (H76), и в 09.00 вступили в охранение конвоя (7 ТР, 1 ЭМ и 2 ТЩ).
В 10.43 крейсер HMS «TRINIDAD» (46) радаром обнаружил германские эсминцы и по радиолокационному целеуказанию открыл огонь по головному Z26. Через несколько минут видимость улучшилась и германская флотилия была обнаружена на расстоянии 3500 метров. Z26 получил несколько прямых попаданий. Z24 выпустил по крейсеру сразу 7 торпед, чем несколько облегчил положение атакованного эсминца – «TRINIDAD» стал энергично маневрировать, немного ослабив огонь по Z26. Эсминец HMS «FURY» (H76) наблюдал противника, но не мог вступить в бой из-за невыгодной позиции относительно своего крейсера.
Через несколько минут налетел снежный заряд и корабли потеряли друг друга из видимости. К этому времени на Z26 были выведены из строя 3 из 4 артиллерийских башен главного калибра, а крейсер «TRINIDAD» имел всего 2 или 3 попадания.
В 11.21 у левого борта ЭМ «СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ» в расстоянии 10-30 метров стали падать снаряды 5-орудийных залпов. Корабль увеличил ход до 20 узлов. В 11.22 на курсовом угле 130º левого борта обнаружен ЭМ противника. «СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ» открыл огонь по кораблю противника и успел сделать 6 залпов прежде, чем цель скрылась в снежном заряде. Предположительно, было одно попадание.
В 11.24 крейсер HMS «TRINIDAD» (46) попытался потопить Z26 торпедой, но снаряд отклонился от курса, начал описывать циркуляцию и ударил свой корабль в борт в районе мостика. Взрывом убит 31 человек и затоплено первое машинное отделение. Крейсер был вынужден выйти из боя.
В 11.32 британский ЭМ HMS "ECLIPSE" (H08) обнаружил повреждённый Z26 и начал его преследовать. После 6 попаданий германский корабль остановился, и вскоре начал тонуть.
В 12.20 эсминец «ECLIPSE» был атакован другими кораблями противника, и вышел из боя после нескольких прямых попаданий. 2 члена экипажа погибли.
Германские корабли приступили к поиску выживших из экипажа Z26. На борт Z24 и Z25 были подняты 96 человек, подлодка U-376 подобрала 8 человек, из которых 3 умерли от переохлаждения. Всего погибли 240 человек из экипажа Z26.
В 13.10 КРЛ HMS «TRINIDAD» (46) в сопровождении ЭМ HMS «ORIBI» (G66) и HMS «FURY» (H76) оторвались от конвоя и направились в Кольский залив.

30.03. - в 09.07 северо-восточнее устья Кольского залива в точке с координатами СШ=70º55’ ВД=37º18’ (германский квадрат АС 8533) подлодка U-376 трёхторпедным залпом потопила отставший от конвоя PQ-13 британский п/х «INDUNA» (5086 брт), перевозивший 2700 тонн военных материалов и топлива в бочках. От попадания одной торпеды судно загорелось, но осталось на плаву. В 10.32 и 10.40 пароход получил ещё две торпеды, после чего затонул. 41 человек покинул судно на 2 спасательных шлюпках, которые были найдены советским ТЩ Т-882 только 2 апреля! К этому времени лишь 30 человек ещё подавали признаки жизни, из которых 2 всё же умерли от переохлаждения. Выжившие были ужасно обморожены, и многие впоследствии лишились рук и ног. Всего погибли 38 человек из экипажа ТР «INDUNA» и 11 человек из подобранных членов экипажа «BALLOT».
В 11.36 подлодка U-456 выпустила 4 торпеды по отставшим транспортам «MANA» и «EFFINGHAM». В точке с координатами СШ=70º28’ ВД=35º44’ (германский квадрат АС 8646) одна торпеда попала в правый борт американского п/х «EFFINGHAM» (6421 брт) в районе 4-го трюма. Судно начало оседать на корму. 43 члена экипажа и военной команды покинули судно на 2 спасательных шлюпках, при этом 2 человека упали за борт и утонули. Одна шлюпка (17 человек) была найдена на следующий день британским ТЩ HMS «HARRIER» (J71). 6 человек из неё впоследствии умерли. Вторая шлюпка с 14 членами экипажа была обнаружена 2 апреля советским СКР «РУБИН». 4 человека позже скончались.
В 11.45 U-456 выпустила по повреждённому ТР 2 торпеды из кормовых аппаратов, но промахнулась. В ходе перезарядки аппаратов, лодка потеряла судно из вида.
Через 1,5 часа повреждённый «EFFINGHAM» обнаружила U-435, которая сначала промахнулась двумя торпедами. Видимо, командир ПЛ капитан-лейтенант Зигфрид Штрелов (Kptlt. Siegfried Strelow) не понял, что судно уже покинуто и стоит без хода. В 13.19 в 65 милях севернее острова Кильдин третья торпеда попала в нос транспорта, и через 2 минуты четвёртая торпеда отправила «EFFINGHAM» на дно.
В 15.00 КРЛ HMS «TRINIDAD» (46), ЭМ HMS «ORIBI» (G66) и HMS «FURY» (H76) в сопровождении ЭМ «ГРОМКИЙ» и СКР «РУБИН» прибыли в Мурманск.
В 19.15 на Кильдинском плёсе в точке СШ=69°36’ ВД=34°03’ ЭМ «ГРЕМЯЩИЙ» и «СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ» и 2 английских ТЩ, охраняя 9 ТР конвоя PQ-13, обнаружили ПЛ противника под перископом. ЭМ «ГРЕМЯЩИЙ» сбросил на нее 8 больших и 4 малые глубинные бомбы. Атаке подверглась U-435, практически не пострадавшая при бомбардировке.
В 19.50 в районе Териберки один Ju-88 дважды безрезультатно атаковал ЭМ "ГРОМКИЙ", сопровождавший один ТР конвоя.
Вечером бомбардировщики Ju-88 III./KG30 на входе на Кильдинский плёс безуспешно атаковали конвой PQ-13. Транспорт «TOBRUK» заявил 2 сбитых бомбардировщика.
В 21.35 ЭМ «ГРЕМЯЩИЙ», «СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ» и 2 английских ТЩ привели в Кольский залив 9 ТР и вооружённые траулеры HMS «SUMBA» (FY297) и HMS «SILJA» (FY301), предназначенных к передаче СФ. Проводку обеспечивали ГИСУ «ГИДРОЛОГ», «МАСШТАБ» и «ОСТ».

31.03. - ночью завершилась проводка конвоя PQ-13 в Кольский залив в составе британских ТР «HARPALION» (5432 брт), «EMPIRE COWPER» (7164 брт), «RIVER AFTON» (5479 брт), «EMPIRE STARLIGHT» (6850 брт), «NEW WESTMINSTER CITY» (4747 брт) и «SCOTTISH AMERICAN» (6999 брт), американских «DUNBOYNE» (3515 брт), «ELDENA» (6900 брт) и «MORMACAR» (5453 брт), панамских «GALLANT FOX» (5473 брт), «BALLOT» (6131 брт) и «EL ESTERO» (4219 брт), гондурасского п/х «MANA» (3283 брт) и польского «TOBRUK» (7048 брт).
4 британских ТЩ на Кильдинском плёсе занимались поиском людей с потопленных судов конвоя PQ-13, отставших транспортов и выполняли задачи ПЛО. Спасены 17 человек с парохода «EFFINGHAM».

Отследите время (берлинское - московское), please!

#74 22.12.2010 08:01:06

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Внутренние конвои СФ.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336892
07.03. - лесовоз «ИЖОРА» (2815 брт) из-за неисправности машины в Норвежском море отстал от ордера конвоя QP-8. В 15.45 в точке с координатами СШ=72º35’ ВД=10º50’ (юго-западнее острова Медвежий) одиночное судно перехватила германская эскадра в составе ЛК «TIRPITZ», ЭМ Z14 «FRIEDRICH IHN», Z5 «PAUL JACOBI», Z7 «HERMANN SCHOEMANN», Z25, T5 и T12. Капитан парохода успел дать сообщение в эфир о встрече с вражескими кораблями, после чего был расстрелян артиллерией. Груз древесины создавал положительную плавучесть. В 17.28 ЭМ «FRIEDRICH IHN» сбросил партию глубинных бомб в непосредственной близости от борта «ИЖОРЫ», и только тогда пароход затонул. Экипаж погиб. Единственного выжившего – старпома Николая Илларионовича Адаева – на спасательном плоту подобрали немцы. Впоследствии он погиб в плену.

В 17.28брлн пароход дал радио о том, что он обстрелян немецкими кораблями. Время потопления в КТВ Тирпица записано как 18.00.

#75 22.12.2010 20:45:26

Александр Клюев
Гость




Re: Внутренние конвои СФ.

К сожалению действия ПЛ противника против конвоя PQ-13 с немецкой стороны выглядят несколько иначе.
Изложу её:

К моменту подхода конвоя к месту рандеву с советским эскортов в районе полуострова Рыбачий действовали U-435, U-454, U-589, U-209, U-376, U-378, U-456, U-585.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336892
30.03. - в 09.07 северо-восточнее устья Кольского залива в точке с координатами СШ=70º55’ ВД=37º18’ (германский квадрат АС 8533) подлодка U-376 трёхторпедным залпом потопила отставший от конвоя PQ-13 британский п/х «INDUNA» (5086 брт),

INDUNA буксировал EFFINGHAM. Атака состоялась в 08:07брн. Шлюпки с экипажем подобраны ТЩ Т-882 и МО-161, МО-142.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336892
В 11.36 подлодка U-456 выпустила 4 торпеды по отставшим транспортам «MANA» и «EFFINGHAM». В точке с координатами СШ=70º28’ ВД=35º44’ (германский квадрат АС 8646) одна торпеда попала в правый борт американского п/х «EFFINGHAM» (6421 брт) в районе 4-го трюма

ПЛ U-456 примерно в 10:37брн атаковала норвежское китобойное судно " Sulla", который погиб со всем экипажем.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336892
В 11.45 U-456 выпустила по повреждённому ТР 2 торпеды из кормовых аппаратов, но промахнулась. В ходе перезарядки аппаратов, лодка потеряла судно из вида.

ПЛ атак не производила.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #336892
Через 1,5 часа повреждённый «EFFINGHAM» обнаружила U-435, которая сначала промахнулась двумя торпедами. Видимо, командир ПЛ капитан-лейтенант Зигфрид Штрелов (Kptlt. Siegfried Strelow) не понял, что судно уже покинуто и стоит без хода. В 13.19 в 65 милях севернее острова Кильдин третья торпеда попала в нос транспорта, и через 2 минуты четвёртая торпеда отправила «EFFINGHAM» на дно.

ПЛ U-435 обнаружила ТР в 11:30брн. Первую атаку произвела из надводного положения в 12:12брн. Судно заметило ПЛ и уклонилось от торпеды. Вторую торпеду ПЛ выпустила в 12:18брн. Торпеда прошла по носу судна. В 12:19брн произведена третья атака. Торпеда попала в носовую часть. Стремясь добить ТР подводная лодка в 12:21брн выпустила ещё одну торпеду. В районе мостика произошел сильный взрыв, вслед за ним ещё один в носовой части. Транспорт стремительно затонул в течении 30 сек.

Как то так...

Отредактированно Евгений К (22.12.2010 20:58:56)

Страниц: 1 2 3 4 5 … 14


Board footer