Вы не зашли.
Тема закрыта
Здравствуйте, Мирослав Эдуардович.
Очень Вас прошу ответить на нескольско моих вопросов.
1) Имело ли командование Кригсмарине планы по переводу ЛК "Тирпиц" на Балтику в 1943-1944 гг.?
2) На какие иностранные источники и литературу опирался "Справочник потерь военно-морского и торгового флота Германии и её союзников" (1957 г.)?
3) В советской литературе 60-80-х годов по ВОВ на море фигурирует только один Ю. Майстер (воспоминания контр-адмирала Ладинского, журналиста Капицы) и т. д. Хотя работа адмирала Ф. Руге "The Soviet as Naval Opponents 1941-1945" появилась ещё в 1979 г. Неужели она не заинтересовала специалистов из ВМФ СССР? Имеется, в виду то, что, когда в 1958 г. вышла книга Майстера, то работниками Военно-морской академии был осуществлёе её перевод. Перевода работы Руге нет до сих пор. Хотя то, что советские военные историки были с ней знакомы, показывает такой вот факт. В 2007 г. в букинистическом магазине я купил монографию Кулькова Е. Н. "Правда и ложь о второй мировой войне" (Воениздат, 1983). И там, на странице 108 приводится цитата и ссылка на работу Руге (издание Cambridge, 1979). Появится ли когда-нибудь перевод книги Руге? Я к тому, что у многих граждан проблемы с иностранным языком, а знать мнение противника о нас всегда интересно.
4) Имеются ли у Вас данные по результатам боевой работы пикирующих бомбардировщиков Пе-2 на море (сколько потопили и повредили)?
В дополнение к вышеприведённому посту. Есть ли у Вас Мирослав Эдуардович воспоминания адмирала флота В. А. Касатонова-старшего "На фарватерах флотской службы" (1994 г.), который был подводником в 1931-1941 гг.? Если нет, то я готов поделиться с Вами сканами из мемуаров, относящимися к этим годам.
Кроме того, у меня есть сборник А. Покровского и др. "На суше, на море и выше" (№ 4), где бывший выпускник ВВМУ вспоминает о том, как капитан 1 ранга С. П. Лисин делился с курсантами своими воспоминаниями о боевом эпизоде, произошедшим с ним во время войны в Испании, когда он был командиром подлодки. Нужны ли Вам эти воспоминания Лисина?
Здравствуйте!
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857029
1) Имело ли командование Кригсмарине планы по переводу ЛК "Тирпиц" на Балтику в 1943-1944 гг.?
Нет. На Балтике для него не было никаких задач.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857029
2) На какие иностранные источники и литературу опирался "Справочник потерь военно-морского и торгового флота Германии и её союзников" (1957 г.)?
У меня этой работы нет, хотя я с ней и знакомился. Помнится, там использовалась книга Г.Штейнвега (Steinweg G. Die deutsche Handelsflotte im zweiten weltkrieg. Aufgaben und Schiksal. Goettingen, 1954), документы союзных контрольных комиссий в Румынии и Финляндии. На Ю.Майстера, помнится, нет.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857029
3) В советской литературе 60-80-х годов по ВОВ на море фигурирует только один Ю. Майстер (воспоминания контр-адмирала Ладинского, журналиста Капицы) и т. д. Хотя работа адмирала Ф. Руге "The Soviet as Naval Opponents 1941-1945" появилась ещё в 1979 г. Неужели она не заинтересовала специалистов из ВМФ СССР? Имеется, в виду то, что, когда в 1958 г. вышла книга Майстера, то работниками Военно-морской академии был осуществлёе её перевод. Перевода работы Руге нет до сих пор. Хотя то, что советские военные историки были с ней знакомы, показывает такой вот факт. В 2007 г. в букинистическом магазине я купил монографию Кулькова Е. Н. "Правда и ложь о второй мировой войне" (Воениздат, 1983). И там, на странице 108 приводится цитата и ссылка на работу Руге (издание Cambridge, 1979). Появится ли когда-нибудь перевод книги Руге? Я к тому, что у многих граждан проблемы с иностранным языком, а знать мнение противника о нас всегда интересно.
Насколько мне известно, перевод Ю.Майстера был осуществлен переводным бюро при Центральной военно-морской библиотеке.
Что касается названной Вами книги Ф.Руге, то я с ней знакомился и остался о ней не очень высокого мнения. Налицо просматривалось стремление автора принизить наш и без того не слишком выдающийся флот, собрать в кучу только негативные примеры из его деятельности и на основе них дать полуиздевательскую оценку. В этом отношении немецкие аналитические материалы и отчеты непосредственно периода войны намного более объективны. В годы войны сам Ф. Руге на Восточном фронте не воевал и его субъективное мнение вряд ли что-то может отражать, кроме взгляда офицера бундесмарине - члена НАТО. Вероятно, книга не переводилась именно в силу ее низкого качества с точки зрения науки, хотя статьи Ю.Ровера, писавшего на архивных документах и также не испытывавшего к нам большого пиетета переводились.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857029
4) Имеются ли у Вас данные по результатам боевой работы пикирующих бомбардировщиков Пе-2 на море (сколько потопили и повредили)?
За все театры и периоды я такого анализа не делал. Очень сложно, поскольку нет точных немецких данных по налетам 1944-45 г. на Балтике, в особенности по ударам по портам.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857122
Есть ли у Вас Мирослав Эдуардович воспоминания адмирала флота В. А. Касатонова-старшего "На фарватерах флотской службы" (1994 г.), который был подводником в 1931-1941 гг.? Если нет, то я готов поделиться с Вами сканами из мемуаров, относящимися к этим годам.
Помнится, где-то есть его статья про то, как в 1941 г. он был НШ ОУДПЛ. Если есть возможность пришлите - буду весьма признателен. Мой мейл есть в профиле.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857122
Нужны ли Вам эти воспоминания Лисина?
Да, любопытно.
Большое спасибо за ответы, Мирослав Эдуардович!
Воспоминания Касатонова и Лисина только, что выслал Вам. Если, они не дойдут, то прошу простить меня - я пока неуверенный пользователь ПК. Если не дойдут, то сообщите мне.
У меня есть к вам ещё несколько вопросов. Если можете, ответьте, пожалуйста.
1. Капитан 1 ранга В. Д. Доценко в своей книге "Тайны Российского флота" (2005 г.) так оценил действия Октябрьского во время Крымской операции :
"Мне кажется, что командующий силами в операции адмирал Ф. С. Октябрьский, вместо того, чтобы сосредоточить основные усилия на главном направлении, распылил силы, нарушив таким образом один из важнейших принципов военно-морского искусства. Создается впечатление, что главного направления в операции не существовало, а действия сил Черноморского флота равномерно распространялись на всю глубину коммуникаций противника. Главным направлением в данной операции являлись крымские порты: их следовало блокировать в первую очередь, а не гоняться за транспортами в открытой части Черного моря".
Согласны ли Вы с такой оценкой деятельности командующего ЧФ?
2. В книгах Широкорада по Черному морю и на сайте "Военный альбом" фигурирует фотография выгрузки с парома немецкого танка 38 (t) в Крыму (1942 г.). Фото из "Военного альбома":
http://waralbum.ru/11529/
Относится ли это фото к событиям апреля-мая 1942 г. (танк из 22-й дивизии?)? И к какой флотилии относился этот паром? Действовали ли паромы рядом с Севастополем и подвергались ли воздействию наших сил (ВВС, ТКА)?
3. Применялись ли ТКА КБФ в Советско-финской войне по прямому назначению?
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857417
Воспоминания Касатонова и Лисина только, что выслал Вам. Если, они не дойдут, то прошу простить меня - я пока неуверенный пользователь ПК. Если не дойдут, то сообщите мне.
Спасибо, дошли. Правда, Касатоновские имеют пропуск с 22 по 29 с. (обе включительно).
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857417
Согласны ли Вы с такой оценкой деятельности командующего ЧФ?
Нет, не согласен.Во-первых, из чтения документов у меня сложилось устойчивое впечатление с одной стороны о том, что штаб ЧФ не до конца представлял себе оперативной обстановки на море во время проведения операции. Сведения о движении конвоев были отрывочными, очень часто каждое обнаружение воспринималось как новый конвой, маршруты движения были вскрыты недостаточно. Как следствие, удары по конвоям наносились в достаточной степени стихийно, когда была возможность (погода, связь, бензин на аэродромах и т.д.) их нанести, а не по какому-то определенному замыслу, как это потом расписали в книгах по военно-морскому искусству. В этих условиях сосредоточение сил на блокаде баз привело бы к отказу от ударов по конвоям в море. Доценко просто не представляет насколько мало было в штабе ЧФ информации для того, чтобы следить за ситуацией оперативно и принимать правильные решения. Это не современные войны.
Во-вторых, и в главных, пытаться организовать блокаду крымских портов во-многом было делом бесперспективным. ТКА действовали только в районе баз, но более половины их ударов пришлись по немецким дозорам севернее и юго-западнее Севастопольской бухты. Авиация ни по Севастополю, ни на ближних подходах к нему эффективно действовать не могла, пока 9 мая немецкие истребители не покинули аэродром Херсонеса. Сосредоточение подлодок у Севастополя только облегчило бы немцам борьбу с ними, поскольку охотники КФК, три-четыре группы которых были привлечены к поиску ПЛ вдоль всей коммуникации, были маломореходны. Тем более облегчились бы действия немецкой противолодочной авиации. Пример такой низкой эффективности при сосредоточении сил для блокады базы - блокада Либавы в конце 44-го - начале 45-го года, при чем никаких выдающихся успехов достигнуто не было, а при налетах на порт мы несли большие потери. Я считаю, что силы ЧФ действовали именно так, как могли действовать и могли добиваться максимального успеха.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857417
Относится ли это фото к событиям апреля-мая 1942 г. (танк из 22-й дивизии?)? И к какой флотилии относился этот паром? Действовали ли паромы рядом с Севастополем и подвергались ли воздействию наших сил (ВВС, ТКА)?
Абсолютно не уверен в правильности атрибутации данного фото. Это скорее 42-43-й Тамань, на мой взгляд. При эвакуации из Крыма паромы действовали, подвергались воздействию и несли потери, хотя точно и не известно какие именно.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857417
3. Применялись ли ТКА КБФ в Советско-финской войне по прямому назначению?
Насколько мне известно - нет.
Ещё раз большое спасибо за ответы, Мирослав Эдуардович!
Отправил Вам сканы с 22-29 страницами.
Или вот ещё такой вопрос, связанный с темой "Лунин и "Тирпиц". Я понимаю, что Вам эта тема, наверняка, уже изрядно надоела. Но сразу хочу оговориться, что тоже считаю, что Лунин в линкор не попал. Меня же интересует нынешняя позиция руководства и ведущих историков ВМФ РФ по этому вопросу. Какая их официальная точка зрения (попал - не попал)? Не воспроизводили ли они на тренажерах по торпедной стрельбе атаку Лунина по его и немецкому отчётам? Если проводили, то какие результаты? Я думаю, что именно наши военные моряки должны закрыть этот вопрос раз и навсегда, официально объявив и по телевидению и в Интернете, что атака К-21 была безуспешной (шах и мат квасным патриотам).
В своих работах, Мирослав Эдуардович, Вы часто упоминаете недостаточную боевую подготовку наших моряков. Существуют ли отдельные работы по БП ВМФ СССР (ВВС, ПЛ, НК, ТКА) перед ВОВ и во время её? И есть ли аналогичные работы (западные и наши) по БП ВМФ Германии, Англии и США во время Второй мировой войны? Чтобы сравнить и понять как же нужно было всё-таки готовить наш личный состав флота к боям.
Кроме того, существуют ли работы военно-морских историков США и Англии, посвящённые нашему флоту в ВОВ? Не может быть, что во время Холодной войны западные военные специалисты не изучали его действия. Или же они презирали его?
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857606
Отправил Вам сканы с 22-29 страницами.
Спасибо.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857606
Меня же интересует нынешняя позиция руководства и ведущих историков ВМФ РФ по этому вопросу.
За руководство ВМФ не скажу. А кого понимаете под ведущими историками? Впрочем, оценка данной атаке официальными историками давалась и ранее - В 1-м томе "Боевой деятельности ПЛ", в "ВМФ СССР в ВОВ" и в "Боевой летописи ВМФ 1941-1942". Наконец, в "Боевом пути советского ВМФ". Ни в одном из этих изданий не утверждалось, что К-21 попала.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857606
Не воспроизводили ли они на тренажерах по торпедной стрельбе атаку Лунина по его и немецкому отчётам?
Расхождения между двумя этими документами слишком велики. Впрочем, я с соавтором готовлю работу по данному вопросу.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857606
Я думаю, что именно наши военные моряки должны закрыть этот вопрос раз и навсегда, официально объявив и по телевидению и в Интернете, что атака К-21 была безуспешной (шах и мат квасным патриотам).
Все уже написано и довольно давно, но нельзя запретить быть сумасшедшим.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857606
Существуют ли отдельные работы по БП ВМФ СССР (ВВС, ПЛ, НК, ТКА) перед ВОВ и во время её? И есть ли аналогичные работы (западные и наши) по БП ВМФ Германии, Англии и США во время Второй мировой войны? Чтобы сравнить и понять как же нужно было всё-таки готовить наш личный состав флота к боям.
По нашей БП были статьи в "Морском сборнике", по иностранным флотам подробного материала никогда не встречал, только отдельные штрихи.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #857606
Кроме того, существуют ли работы военно-морских историков США и Англии, посвящённые нашему флоту в ВОВ? Не может быть, что во время Холодной войны западные военные специалисты не изучали его действия. Или же они презирали его?
Такие работы есть, но лично меня это направление историографии особо не интересовало.
Здравствуйте, Мирослав Эдуардович!
Снова большое спасибо за ответы и внимание к посетителям данной ветки.
За руководство ВМФ не скажу. А кого понимаете под ведущими историками?
Я, действительно, неправильно сформулировал вопрос. Ведь у современных морских офицеров-историков (того же А. В. Платонова) - позиция однозначная (Лунин не попал). Но ответ Вы дали - позиция ВМФ в этом вопросе не изменилась. Остаётся только сожалеть, что наши сограждане предпочитают пикулевский "Реквием конвою PQ-17", а не научно-историческую литературу по истории ВМФ (которая к тому же не выходит такими тиражами как книги Пикуля). А потом, когда они узнают, что по официальной точке зрения (да и в реальности) Лунин не попал в линкор, у них начинается "ломка" ("не может быть", "немцы всё скрыли" и т. д.). И срач этот, похоже, в Интернете будет продолжаться до следующего Всемирного потопа.
У меня есть ещё к Вам вопросы. Надеяюсь, я с ними Вам ещё не надоел?
1. Вопрос касается подлодки "Пантера". На сайте www.town.ural.ru о ней пишут, что по некоторым данным в середине июля 1941 года выходила на позицию в районе Котка. Был ли этот поход? Каким было техническое состояние сна 22 июня, т. е. позволяло ли уходить далеко от базы? Кроме того, в старой советской книге-агитке "Глубинный дозор" (М., 1978, серия "Есть стать в строй") на стр. 66 сообщается о том, что в 1941 г. артиллерия "Пантеры" сбила один и повредила два фашистских самолёта. Этот поход и эти самолёты - часом не устное творчество ли ветеранов с подлодки? Или всё-таки что-то подобное было в 1941 г.?
И, кстати, о командире "Пантеры" И. А. Быховском. Вам, наверняка, будет интересен один факт из его послевоенной биографии. Оказывается, летом 1957 г. он участвовал в археологической экспедиции, занимающейся поиском места Ледового побоища на Чудском озере. Информация об его участии есть в старой советской книге, посвящённой этой экспедиции (Караев, Потресов. Загадка Чудского озера, 1966 г.). Книгу можно скачать в Интернете. Ссылка:
http://mirknig.com/2012/07/21/zagadka-c … ozera.html
2. В книге писателя Зонина "На подводной лодке" времён ВОВ моё внимание привлёк вот такой момент:
По обоим справочникам выходит, что утоплен германский эсминец типа «Фольке». У других серий нет такой высокой носовой части и нет второй трубы, столь далеко отодвинутой к корме.
'
Какими справочниками по вражеским кораблям пользовались наши подводники во время ВОВ?
3. Возвращаясь к Крымской операции, возник вот такой вопрос. Известно, что кроме ВВС Красной Армии и ЧФ потери кораблям и судам противника в Севастополе нанесла артиллерия Красной Армии. Нет ли у Вас, Мирослав Эдуародвич, данных сколько она потопила в севастопольских бухтах? И применялись ли в Крымской операции (и при штурме Севастополя, в частности) береговые батареи Черноморского флота?
Или вот такой вопрос, касающийся ВОВ на Чёрном море. В 1942 г. подлодки КБФ имели столкновения с кораблями ВМС Швеции. А были столкновения на Чёрном море между кораблями ЧФ и кораблями ВМС Турции в 1941-1944 гг.? Из книги Широкорада "Турция. Пять веков противостояния" (с. 374):
Нескольско раз наши подводные лодки обнаруживали турецкие торговые суда в охранении турецких военных кораблей. Был по крайней мере один случай (неудачный) атаки "щукой" турецкого конвоя.
Вводило командование ВМС Турции систему конвоев (как ВМС Швеции) в 1941-1944 гг.? Если да, то какие выделялись силы (ЭМ, ТКА и т. д.)? Имело ли оно контакты с руководством Кригсмарине на Чёрном море? Получали ли ВМС Турции корабли от немцев (БДБ, охотники за ПЛ и т. д.)?
Здравствуйте!
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #858049
1. Вопрос касается подлодки "Пантера".
Этот поход "базируется" на книге одного из командиров "Пантеры" И.А. Быховского. Информация о нем ни одним документом не подтверждается и является одним из нескольких вымыслов данного популяризатора истории подплава. За 1941 г. Б-2 провела 8 зенитных стрельб с расходом 248 снарядов, но данных о сбитии ей самолетов я никогда не встречал.
Техсостояние - к началу войны должна была завершить текущий ремонт (на 28.5.41 выполнен на 95%), по уровню подготовки экипажа числилась в 1-й линии, но в отчетных документах имелась приписка, что ПЛ не соответствовала условиям пребывания в 1-й линии из-за некомплекта младшего начсостава и рядового состава.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #858049
Какими справочниками по вражеским кораблям пользовались наши подводники во время ВОВ?
Справочниками Шведе по иностранным флотам. Имелся в виду ММ типа "Фальке" (речь явно шла об атаке Л-3 1.9.1942).
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #858049
Известно, что кроме ВВС Красной Армии и ЧФ потери кораблям и судам противника в Севастополе нанесла артиллерия Красной Армии. Нет ли у Вас, Мирослав Эдуародвич, данных сколько она потопила в севастопольских бухтах? И применялись ли в Крымской операции (и при штурме Севастополя, в частности) береговые батареи Черноморского флота?
В принципе по потерям и повреждениям более-менее крупных кораблей и судов противника информация есть, но я ее не сводил. Береговые батареи ЧФ в этом участия не принимали.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #858430
Вводило командование ВМС Турции систему конвоев (как ВМС Швеции) в 1941-1944 гг.? Если да, то какие выделялись силы (ЭМ, ТКА и т. д.)? Имело ли оно контакты с руководством Кригсмарине на Чёрном море? Получали ли ВМС Турции корабли от немцев (БДБ, охотники за ПЛ и т. д.)?
Вопросы по творчеству Широкорада лучше задавать ему самому. Мне атаки на турецкие конвои не известны, как и сам факт движения турецких конвоев по ЧМ. Если сотрудничество немцев с турками по морским вопросам на ЧМ и было, то мне об этом ничего не известно. Кораблей туркам немцы не поставляли.
Здравствуйте, Мирослав Эдуардович!
1. Как известно, в 1941-1942 гг. в военных действиях на Чёрном и Азовском морях в 1941-1942 гг. принял участие "Хорватский военно-морской легион". Доступны ли сейчас исследователям документы, касающиеся его боевой деятельности? А также выходили ли в Германии и Хорватии исследовательские работы, посвящённые этой части Кригсмарине?
2. Стрижак в своей книге "Секреты балтийского подплава" пишет:
Неприятности начались в 60-е годы, когда западногерманские историки обработали материал войны на море (вахтенные журналы, карты, схемы и кальки маневрирования, донесения командиров) и стали публиковать в "Марине Рундшау" результаты действий наших подводных лодок. Теперь пришлось потрудиться нашим историкам, приводить историю в порядок. Длилась эта работа почти двадцать лет. Многие "победы" оказались фикцией.
Считали, что попали в цель, а торпеды прошли мимо – “вот выписка из немецкого вахтенного журнала. Считали, что утопили транспорт, а он остался на плаву: вот подтверждение”. Но это все полбеды. Гораздо хуже, что некоторые атаки и победы были заведомой ложью.
Были ли такие статьи в "Марине Рундшау" в реальности. Если да, то в какие конкретно годы и кто были авторы статей (Ровер?)?
3. В работе О. Нуждина и С. Рузаева "Севастополь в июне 1942 г." (2013 г.) на стр. 581 приводится ответ Октябрьского на телеграмму Будённого с требованием эвакуации отдельных групп бойцов и командиров СОР с побережья. Октябрьский ответил:
Операции по съемке и вывозу отдельных групп начсостава, бойцов СОР не прекращались и не прекращаются, хотя это связано с очень большими трудностями и потерями корабельного состава.
Подводные лодки прорваться в Севастополь не могут. Все фарватеры противник закрыл своими катерами. О трех подлодках еще не получены сведения, где они, хотя все сроки их возвращения прошли. Вернувшиеся лодки весь путь преследовались авиацией, катерами-охотниками, на каждую лодку сброшены сотни бомб.
Врал ли в своей телеграмме Октябрьский Будённому? Все ли возможности черноморского подплава были использованы для эвакуации личного состава СОР?
4. В старом самиздатовском сборнике "Морская старина" (выпуск II, 1994 г.) в статье "Последний морской бой в Европе" приводятся данные (с. 42), что 19 ноября 1944 г. торпедный катер ТК-193 "Барнаульский колхозник" (тип Д-3, КБФ) потопил немецкий тральщик М-460. Правда, в примечании к статье (с. 43) говорится, что данный тральщик был потоплен 19 ноября 1944 г. при налёте советской авиации.
Адмирал Трибуц в своих воспоминаниях "Балтийцы сражаются", говоря о боях 19 ноября, вроде бы подтверждает эти сведения:
О том, насколько велик был урон, который наносили врагу наши летчики, лучше всего говорит запись в журнале боевых действий группы армий «Север»: «Потоплены авиацией тральщик «М-460» и одна десантная баржа, повреждено пять сторожевых кораблей, три тральщика и два миноносца, из них значительное повреждение получил миноносец «Т-23».
В справочнике "Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха" (2009 г.) в главе, посвящённой тральщикам типа 1940 про тральщик М-460 пишут (стр. 231), что этот тральщик в 1945 г. был передан по репарациям США и благополучно дожил до 1975 г., закончив свой путь в качестве судна размагничивания.
Каковы были наши реальные успехи 19 ноября 1944 г. и откуда взялись сведения об потоплении тральщика торпедным катером ТК-193?
5. В 1951 г. Военно-морское издательство выпустило сборник "Избранное" писателя Б. Лавренёва с рассказами о ВМФ СССР. Один из рассказов посвящён поэту-подводнику А. Лебедеву, с которым писатель дружил в 1930-х годах. Подлодка Л-2, на которой служил Лебедев, подорвалась на минах в районе о. Кэри. Думаю, Вам покажется забавным, как Лавренёв повествует о гибели лодки, на которой служил поэт:
Утром двадцать второго июня мы узнали о войне, а вечером я получил телеграмму-молнию из Кронштадта, которая развеселила меня: «Балтийцы раскуривают свои трубки полным накалом за родину привет Алеша».
После этого наступило долгое молчание. И лишь недавно я узнал, что Алеши Лебедева больше нет. Сообщил мне об этом случайный человек, который знал Алешу как обыкновенного рядового командира-флота. И сказал он мне об Алешиной гибели небрежно и вскользь. «Из равнодушных уст я слышал смерти весть», но внимал ее не равнодушно, а с мучительной и едкой горечью.
Алексей Лебедев остался со своей лодкой на дне Балтийского моря, далеко от родины, на траверзе Киля. Подробностей не было. Последнее радио, принятое с лодки, сообщало: «Потопили транспорт противника 14 000 тонн, выходим на позицию». После этого наступило вечное молчание.
Как Вы считаете, был ли это вымысел писателя или человек, с которым общался писатель после войны, сознательно дезинформировал его, в расчёте на военно-морскую безграмотность писателя (ПЛ типа "Л" на траверзе Киля!!!)?
С самим рассказом можно познакомиться здесь: http://www.litmir.net/br/?b=184400&p=41
Здравствуйте!
1. Документы, правда, не легиона, а хорватской флотилии охраны побережья на Азовском море доступны на общих основаниях с немецкими документами. Работы в виде статей по данной тематике я видел, но насколько они основаны на документах - не знаю.
2. Стрижак слышал звон, да не знает где он. Была в 1968 г. статья Ровера в МР по результативности балтийских ПЛ, точнее даже не статья, а таблица в стиле "Успехов ПЛ стран союзников". Там автор дал свое виденье успехов ПЛ КБФ, не приводя, естественно, никаких выписок из ВЖ.
3. Октябрьский писал то, как виделась эта ситуация ему в тот момент, немного сгущая краски на счет потери связи с тремя ПЛ и исчерпанием их автономности. Фактически ПЛ не могли сделать больше того, что они сделали, поскольку обеспечить приемку людей в условиях полной дезорганизации командования после эвакуации штабов было некому и нечем. Кстати, катера, которые мешали ПЛ были на 80% нашими катерами, что говорит о невысоком уровне организации эвакуации в целом.
4. Я не могу отвечать за других авторов. Коль скоро Вы цитируете энциклопедию кригсмарине, мое мнение Вам должно быть известно.
5. Ничего не могу сказать кроме того, что обстоятельства гибели Л-2 были хорошо известны всем, кто был допущен до документов в послевоенное время.
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #860862
А также выходили ли в Германии и Хорватии исследовательские работы, посвящённые этой части Кригсмарине?
Извините, что вмешиваюсь.
По Хорватскому легиону была статья З.Фрайфогеля в "Окрентах Военных" в середине 90-х.
VitaGree написал:
Оригинальное сообщение #861319
По Хорватскому легиону была статья З.Фрайфогеля в "Окрентах Военных" в середине 90-х.
Спасибо!
Мирослав Эдуардович! У Вас нет данных - успел ли командир Щ-214 капитан 3 ранга Власов В.Я. получить до гибели свой орден Красного Знамени или нет?
Заранее спасибо!
Здравствуйте
Не подскажите расклад (№№ дивизионов, батарей) по ПВО ЧФ к началу ВОВ:
Керчь - 3 батареи
Батуми - 5 батарей
Заранее благодарен
maslopoop написал:
Оригинальное сообщение #861423
успел ли командир Щ-214 капитан 3 ранга Власов В.Я. получить до гибели свой орден Красного Знамени или нет?
Не могу сказать.
AAG написал:
Оригинальное сообщение #862374
Не подскажите расклад (№№ дивизионов, батарей) по ПВО ЧФ к началу ВОВ:
Керчь - 3 батареи
Батуми - 5 батарей
Керчь - 54-й ОЗАД, 67, 68, 69-я батареи 76-мм пушки (обр. 38 г., 15/28 г. и 31 г. соответственно).
Батуми - 57-й ОЗАД, 57, 58, 59, 471-я батареи (все 38 г.)
Большое СПАСИБО
Добрый день, Мирослав Эдуардович!
Очень Вас прошу обратить внимание на этот рассказ (понимаю, что Сергей Дунаев, мягко говоря, неадекватная личность и давно тут забанен), но он касается деятельности торпедоносцев КБФ в мае 1945 г.
Сссылка: http://samlib.ru/d/dunaew_s_g/45.shtml
То, что рассказ ветерана, похоже не "утка", говорит косвенный факт. Ветеран говорил Дунаеву о погибшем друге:
- Струсил, гад, - коротко и просто завершил свой немудрёный рассказ майор Цыганов. - Как врезали фрицы - свернул с боевого курса, и кореша моего, Григория Винника, немцы сбили. А он, Гришка-то, с курса не свернул - горел уже, но торпеду сбросил как надо! Земля пухом. Ты, я вижу, тоже не всю жизнь авторучкой зарабатывал... помолчи, это видно. Ты же водочку заказывал? Так налей. Самое время.
В Вашей работе "Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали "смертниками" (2011 г.) в списке потерь самолётов МТА КБФ за 1944-1945 гг. в самом конце (стр. 173) в потерях за 4 мая 1945 г. (район Свинемюнде) упоминается младший лейтенант Линик, сбитый ЗА. Если учесть, что в рассказе имена изменены (м. б. Винник/Линик), то может, этот рассказ не "утка"? Были ли данные в документах о боевом вылете в Свинемюнде (4 мая 1945 г.) о свернувшем с боевого курса "ударном" А-20?
АСМ написал:
Оригинальное сообщение #862868
Если учесть, что в рассказе имена изменены (м. б. Винник/Линик), то может, этот рассказ не "утка"?
А если предположить, что автор придумывал все это, заглянув в книгу "Торпедоносцы"?
Здравствуйте, Мирослав Эдуардович!
У меня вопрос, касающийся боевой деятельности наших подводников в Испании. В биографии ГСС Н. П. Египко часто упоминается, что командуя ПЛ С-6, он осенью 1937 г. потопил канонерскую лодку франкистов. Хотя в его воспоминаниях "Мои меридианы" (http://flot.com/blog/historyofNVMU/6014.php) об этом упоминаний нет. Была ли эта торпедная атака в реальности и кто был целью подлодки?
И есть ещё такой вопрос, касающийся подлодки С-7.
9 апреля 1941 г. С-7 недалеко от Либавы обнаружила ЛК "Бисмарк". Разведсводка №5 Разведотдела КБФ:
9.04 ЛК «Фюрст Бисмарк» находился в походе в средней части БМ. В 02—18 9.04 линкор был обнаружен нашей ПЛ Ш — 56°45' норд; Д — 19°56' ост (38 миль к вест-норд-весту от Либавы ); шел без охранения курсом зюйд.
http://www.alexanderyakovlev.org/fond/i … oc/1002043
Военный журналист В. А. Рудный в биографии, посвящённой адмиралу Кузнецову пишет:
Подводная лодка «С-7» возвращалась ночью из дозора. Еще в апреле она встретила в средней Балтике германский линкор «Бисмарк», о чем ее командир капитан-лейтенант С. П. Лисин тотчас известил базу. Его тогда срочно вызвали на берег в штаб, он доложил подробности лично наркому, которого знал по республиканской Испании.
http://militera.lib.ru/bio/rudniy_va/06.html
Существует ли письменный отчёт С. П. Лисина о встрече с ЛК "Бисмарк"?
Тема закрыта