Сейчас на борту: 
vladl,
ТВА
   [Подробнее...]

#51 16.07.2009 11:08:28

SLV
Гость




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #92679
Логичней было бы, если б на броненосец попадал человек не с яхты, а плававший на броненосце старшим офицером...

Меня эта практика всегда удивляла. Плавал человек пол-жизни на миноносцах, и вдруг его ставят командовать кораблем совершенно иного класса и назначения.
Подозреваю, что это все идет от Лазарева и Нахимова, которые считали, что каждый флотский офицер должен за все время своей карьеры покомандовать хоть маленьким, но своим кораблем. Но если во времена парусного флота существенной разницы в управлении ходом и боем, скажем, брига и линейного корабля не было, то для паровых кораблей она огромна.

 

#52 16.07.2009 14:33:59

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12316




Вебсайт

Re: Развитие линейной тактики РИФ

SLV написал:

Оригинальное сообщение #93512
Меня эта практика всегда удивляла.

Счас подвожу под нее математический рачет... вроде наиболее оптимальные карьеры получались на ЧФ... там командиры ЭБР в большинстве своем служили старшими офицерами на ЭБР... а вот Балтика и ТОЭ увы...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#53 16.07.2009 14:50:27

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 8271




Re: Развитие линейной тактики РИФ

SLV написал:

Оригинальное сообщение #93512
Меня эта практика всегда удивляла. Плавал человек пол-жизни на миноносцах, и вдруг его ставят командовать кораблем совершенно иного класса и назначения.
Подозреваю, что это все идет от Лазарева и Нахимова, которые считали, что каждый флотский офицер должен за все время своей карьеры покомандовать хоть маленьким, но своим кораблем.

Тогда Вы офигеете от системы прохождения службы офицерами в американском флоте, особенно во второй половине ХХ века....

 

#54 16.07.2009 16:21:33

SLV
Гость




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #93604
вроде наиболее оптимальные карьеры получались на ЧФ... там командиры ЭБР в большинстве своем служили старшими офицерами на ЭБР...

А до того, как становились старшими офицерами на броненосцах, они где служили? На кораблях такого же класса?

 

#55 16.07.2009 16:52:10

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12316




Вебсайт

Re: Развитие линейной тактики РИФ

SLV написал:

Оригинальное сообщение #93665
до того, как становились старшими офицерами на броненосцах, они где служили?

Это вообще отдельная тема... Суть данного топика в том, что доктрина (точнее ее отсутствие) кораблестроительная программа, и система подготовки командных кадров в РИФ не были взаимоувязаны... Можно построить меньше броненосцев но иметь четкую доктрину и вытекающею из нее тактическую подготовку и соотвествующим образом обученных командиров... У нас же на недостатки кораблей наложилось отсутвие единства взглядов на их применение и слабость кадрового потенциала.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#56 03.08.2009 00:32:35

Victor69
Гость




Re: Развитие линейной тактики РИФ

мре интересно все ...

 

#57 03.08.2009 22:40:36

Симсим
Гость




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Мне кажется, Х.Того до войны прочитал Х.Вильсона "Броненосцы в бою" (H.W.Wilson. Ironclads in action; a sketch of naval warfare fom 1855 to 1895. издана в 1896г.)
Уж очень сильно рекомендованная там тактика похожа на его перестроения.
З.П.Рожественский вполне возможно... тоже прочитал эту книгу. Маневр новейших ЭБР навстречу японской эскадре в начале Цусимы - прямо таки по Вильсону и... сильно похож на начало "петли Того". Другое дело, что ее не удалось успешно завершить (в силу наличия в хвосте эскадры тихоходных броненосцев и особенно транспортов).

Отредактированно Симсим (03.08.2009 22:46:31)

 

#58 04.08.2009 02:31:44

NMD
Вице-адмиралъ
v-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 5459




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Симсим написал:

Оригинальное сообщение #100788
Мне кажется, Х.Того до войны прочитал Х.Вильсона "Броненосцы в бою" (H.W.Wilson. Ironclads in action; a sketch of naval warfare fom 1855 to 1895. издана в 1896г.)
Уж очень сильно рекомендованная там тактика похожа на его перестроения.

Он ещё и С.О.Макарова успел, по слухам, почитать.

 

#59 04.08.2009 09:56:10

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12316




Вебсайт

Re: Развитие линейной тактики РИФ

NMD написал:

Оригинальное сообщение #100902
Он ещё и С.О.Макарова успел, по слухам, почитать.

раз издали - значит прочитали...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#60 04.08.2009 13:30:50

NMD
Вице-адмиралъ
v-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 5459




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #100947
раз издали - значит прочитали...

Злые языки говорять -- всю войну продержал на видном месте в кабинетике и периодически сверялся.

 

#61 31.08.2009 15:18:37

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5916




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Со второй половины 90-х годов XIX в. царизм усилил экспансию на Дальнем Востоке. Стремясь быстро создать там флот сильнее японского, морское ведомство просило у царя в 1897 г. разрешения спешно заказать за границей 5 эскадренных броненосцев, 16 крейсеров, 4 минных транспорта и минных заградителя, 30 миноносцев общим водоизмещением в 150 тыс. т и ценой в 163 млн. рублей. Решительные возражения министра финансов С. Ю. Витте  сорвали этот план, но не уменьшили стремления морского ведомства увеличить флот. К началу рассматриваемого периода выполнялись ранее намеченные военные и военно-морские программы.

К 1898 г., согласно судостроительной программе, принятой в 1895 г., для пополнения Тихоокеанской эскадры сооружалось одновременно 7 броненосцев, 2 крейсера первого ранга, броненосец береговой обороны, 2 канонерские лодки, 1 минный крейсер, 1 минный тральщик и 4 контрминоносца общим водоизмещением в 124 тыс. т и стоимостью в 66 млн. рублей 3. Все судостроительные верфи России были загружены до предела. Общая стоимость программы была определена в 326 млн. рублей. Однако этих средств оказалось недостаточно, и в 1898 г. было отпущено на «срочное сооружение новых судов» еще 90 млн. рублей. Через пять лет, в 1903 г., царь утвердил новую программу, которой предусматривалось построить 4 эскадренных броненосца, 2 крейсера, 2 заградителя и 2 подводные лодки. В запланированную на ее выполнение сумму — 90,6 млн. руб. — морское ведомство не уложилось, и расходы возросли до 96,6 млн. рублей.

Таким образом, перед войной с Японией самодержавие выделило на военно-морское строительство 512,6 млн. руб. (около четверти годового бюджета империи), и это при том, что в 1904 г. новому министру финансов В. Н. Коковцову удалось в последний момент добиться у царя отмены решения Особого совещания об ассигновании еще 50 млн. руб. на перекупку двух броненосцев, строившихся в Англии для Чили и Аргентины (предполагалось ввести их в состав 2-й Тихоокеанской эскадры).
Шацилло. Последние военные програмы Российской империи


Sapienti sat

 

#62 31.08.2009 18:08:19

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12316




Вебсайт

Re: Развитие линейной тактики РИФ

сарычев написал:

Оригинальное сообщение #114071
Стремясь быстро создать там флот сильнее японского,

Тема собственно о том - ЧЕМ хотели стать сильнее - броненосцами или крейсерами? Кто-нибудь считал сколько Россия потратила в 1881-1904 гг. на броненесцы и крейсера...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#63 31.08.2009 18:16:49

Ingvar
Гость




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #114144
Тема собственно о том - ЧЕМ хотели стать сильнее - броненосцами или крейсерами? Кто-нибудь считал сколько Россия потратила в 1881-1904 гг. на броненесцы и крейсера...

1. Правильнее 1895-1898-1904. Программа 1881 Дальний Восток практически не учитывала.
2. ЭБР разумеется. На них ставку и делали, в отличие от японцев, развивавших ЭБР и КР в пропорции 50/50.

 

#64 01.09.2009 12:51:59

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5916




Re: Развитие линейной тактики РИФ

"Первым результатом подобной агрессивной политики стала Японо-китайская война 1894 - 1895 гг., длившаяся восемь месяцев и закончившаяся сокрушительным поражением Китая. Под натиском стремительно наступавшей японской армии китайские войска вынуждены были оставить районы Кореи, а затем и часть территории Маньчжурии, в том числе и Квантунский полуостров с находящейся на нем военно-морской базой Порт-Артур.

Быстрому продвижению сухопутных войск во многом способствовали и удачные операции японского флота, на долю которого выпал успех в сражении при Ялу. Победа здесь определилась главным образом за счет грамотного тактического использования соединений крейсеров, составлявших основу японской эскадры. Охватом флангов боевой линии противника они сковали его действия, вынудив сражаться в крайне невыгодных условиях. Поставленная в "два огня", китайская эскадра потеряла пять боевых единиц, так и не сумев уничтожить ни одного неприятельского корабля. И хотя ее главные силы - броненосцы Чин-Иен и Тинг-Иен - сумели прорвать кольцо окружения и уйти в Вэй-Хай-Вэй, поражение при Ялу окончательно подорвало морскую мощь Китайской империи.

Сражения в Желтом море привлекли внимание ведущих морских держав, послужив темой многочисленных обсуждений в штабах и адмиралтействах. Несмотря на многообразие точек зрения, специалисты сходились во мнении о целесообразности включения в будущем в состав эскадр быстроходных крейсерских отрядов, тесно взаимодействовавших с главными силами. Предполагалось, что подобные корабли, обладая хорошим ходом, сильной 6" и 8" артиллерией, надежной броневой защитой, будут способны выполнять задачи разведки, дозорной службы, борьбы с легкими силами неприятеля, а действуя на флангах боевой линии в качестве быстроходного крыла, - способствовать окружению противника и нанесению ему завершающих ударов.

Подобные взгляды не боевое использование кораблей крейсерского класса привели к появлению принципиально новой их разновидности - так называемых эскадренных крейсеров, в скором времени появившихся практически во всех флотах мира.

Одними из первых уроки недавних сражений учли сами победители - японцы, заключившие в 1896 г. контракт с английской фирмой Армстронг на постройку четырех броненосных крейсеров. Осенью того же года на верфи в Элзвике был заложен Асама, а спустя два года - Токива, Идзумо и Ивате.'При водоизмещении более 10000 т и скорости хода 21 - 22 узла они несли по четыре 8" орудия, в двух башнях и 14 6", размещенных в каземате со 127-мм броней.

За счет снижения запаса топлива (и, как следствие, дальности плавания) новые корабли удалось оснастить достаточно мощной броневой защитой, включавшей помимо 150- и 127-мм бронирования башен и каземата 178-мм броневой пояс длиной более 120 м и 87-мм карапасную палубу. Серию завершили Адзумо и Якумо, имевшие практически те же характеристики, но в отличие от остальных строившиеся соответственно на французской и немецкой верфях.

Германское морское командование почти одновременно с японцами оценило необходимость создания крейсеров нового типа и внесения соответствующих коррективов в свои кораблестроительные программы. В 1898 г. со стапелей сошел Принц Генрих, за которым в 1900 - 1901 гг. последовали Фридрих Карл и Принц Адальберт, еще через два года - более совершенные Роон и Йорк. Толщина броневого пояса и казематов средней артиллерии достигала на них 100 мм, а орудийных башен - 152 мм. Облегченная защита компенсировалась хорошо продуманной системой непотопляемости и достаточно мощным артиллерийским вооружением - четырьмя 210-мм (на Принце Генрихе - два) и десятью 150-мм орудиями.

Несколько иначе подошли к вопросу совершенствования своих крейсерских сил во Франции. Не отрицая наметившуюся тенденцию разделения крейсеров на "истребителей торговли" и эскадренные, французские морские специалисты тем не менее попытались создать тип универсального корабля, предназначенного для решения широкого круга задач.

Ярким примером такого подхода стали крейсера Жанна дАрк, Дюпти Туар, Монкальм, Глуар и другие, вступившие в строй в 1900 - 1902 гг. Достаточно высокая скорость хода - до 23 узлов и дальность плавания 9000 - 10000 миль, необходимые при действиях в океане, сочетались с надежным бронированием, но относительно слабой артиллерей - два-четыре 194-мм орудия в одноствольных башнях и шесть-восемь 163-мм в казематах.

Схожая картина наблюдалась и в английском флоте, в состав которого почти одновременно в 1900 - 1902 гг. вошло 19 броненосных крейсеров типов Кресси, Дрейк и Кент. Традиционная для британского флота задача охраны океанских коммуникаций обусловила их солидное водоизмещение (9800 - 14000 т), большой запас топлива (до 2500 т) и, как следствие, высокую дальность плавания. Главный калибр артиллерии на "дрейках" и "кресси" достигал 234 мм (два орудия в одноствольных башнях со 152-мм броней), и лишь на меньших по водоизмещению крейсерах типа Кент установили 6" пушки. Система бронирования была рассчитана главным образом на защиту от огня неприятельских рейдеров. Узкий пояс по ватерлинии толщиной 152 мм дополнялся 127-мм бронированием казематов средней артиллерии и 64 - 76-мм палубой. Еще слабее были защищены "кенты" - поясная и казематная броня достигали на них толщины 102, а палубная и башенная - 51 и 127 мм соответственно.

Новые взгляды на боевое использование крейсеров не обошли стороной и Россию, для которой конец XIX в. является периодом резкой смены приоритетов во внешней политике. Многолетняя "холодная война" с Британией постепенно уступила место скрытому военному противостоянию сначала с Германией, а затем и с Японией, еще более усилившемуся после 1895 г., когда Россия в союзе с другими европейскими государствами заставила Страну восходящего солнца отказаться от большинства завоеваний. Напряженная внешнеполитическая обстановка вынуждала русское правительство проявлять постоянную заботу об усилении военно-морских сил на дальневосточном театре, признанном в то время наиболее важным.

Концепция сосредоточения "главных сил на главном театре" требовала резкого увеличения корабельного состава флота, став причиной пересмотра прежних и принятия в конце 1897 г. новой судостроительной программы, получившей официальное название "Для нужд Дальнего Востока".

Явившись дополнением судостроительной программы 1895 г., она наряду с постройкой броненосцев предусматривала создание семи крейсеров 1 и 2 рангов, а всего на Дальнем Востоке к 1904 - 1905 гг. их предполагалось иметь около 20, в том числе пять броненосных. Хотя события Японо-китайской и последовавшей за ней Испано-американской (1898 г.) войн ясно доказывали, что в дальнейшем боевые действия на море будут вестись преимущественно на ограниченных театрах, русское морское командование продолжало отдавать предпочтение строительству "истребителей торговли", считая их второй после броненосцев "основной ударной силой" флота."
А.В. Федечкин. Крейсер для эскадренных сражений.


Sapienti sat

 

#65 01.09.2009 14:01:55

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5916




Re: Развитие линейной тактики РИФ

"В 1872 году Инспектор получил доклад, в котором говорилось, что из двадцати девяти русских броненосцев (из которых не менее двадцати несли броню не толще 4.5 дюймов) лишь девять были пригодны для действий в открытом море: четыре башенных корабля и пять батарейных фрегатов. Но даже эти корабли за очень малым исключением годились только для службы на Балтике.

Единственными впечатляющими русскими броненосцами были броненосные крейсера – первые в мире корабли этого типа. Броня сводилась к поясу вдоль ватерлинии и защите орудий. Хотя и не являющиеся капитальными кораблями, эти крейсера, сошедшие на воду в начале 1870-х интересны как первые в своем роде. Британские попытки построить собственные броненосные крейсера заканчивались появлением в составе флота новых броненосцев второго ранга, для которых – в силу их неудовлетворительного вооружения, бронирования, а главное – скорости, просто не было осмысленных задач.

Тем не менее, угроза, которую представлял русский флот, была в реальности намного слабее, чем на бумаге. Страдающий от подавлявшей инициативу на местах централизованности (необходимой, по видимому, стране со столь обширной территорией), небрежной работы верфей и недостаточного интереса к нему общества и правительства, русский флот был силен лишь в береговой обороне. Все, чего он мог добиться за пределами Балтики – так это заставить британский Парламент открыть кошелек для своего собственного флота."
С.Сэндлер. Появление современного линейного корабля


Sapienti sat

 

#66 30.11.2011 16:51:19

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5916




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Единые для всех классов кораблей законы эволюции, обеспечивающие тактическое маневрирование соединения в бою, и были изложены Бутаковым в труде, который он считал основанием тактики паровых кораблей.

В первой главе «Новых оснований пароходной тактики» Бутаков рассматривает вопрос о «вращениях паровых судов». Наблюдая за движением паровых кораблей во время поворота, он пришел к выводу, что любой винтовой корабль при руле, положенном на тот или иной борт, описывает кривую (циркуляцию) и приходит на прежний курс в точке, которая отстоит от точки начала  поворота примерно на 1/50 часть диаметра циркуляции. Такое небольшое расстояние между точками конца полного поворота позволило ему принимать эту кривую за окружность и утверждать, что корабль, делая поворот на любое число градусов, движется по дуге окружности, радиус которой зависит от положения руля.

Бутаков также установил, что «подобно тому, как с прямого курса корабль непременно переходит при вращениях своих на дугу круга, так с дуги на прямой курс он не может перейти иначе, как по касательной к дуге этой». Эти две геометрические линии — окружность и касательную к ней — он положил в основу эволюции паровых судов. При этом Бутаков теоретически и практически доказал возможность описывания одинаковых окружностей кораблями с различными маневренными свойствами. Установленная им закономерность позволила, «...приняв известный круг за общий по величине своей всем судам эскадры и прямые курсы за касательные к частям этих кругов, легко составлять правильные пароходные эволюции с подробным указанием каждому исполнителю, в чем должна при известном маневре или эволюции состоять его роль, делающаяся через то легко исполнимою при самых сложных передвижениях...».

Опираясь на эту закономерность, Бутаков разработал правила различных перестроений, которые могут потребоваться в бою. Этому вопросу посвящены вторая и третья главы труда, в которых разбирается построение кораблей в строи кильватера, фронта и обстрела (пеленга), а также правила поворотов последовательных и «все вдруг». При этом характерно, что выполнение того или иного поворота Бутаковым исследуется не отвлеченно, а исходя из необходимости «...иметь возможность вращать в наименьшем пространстве линию эскадры нашей, в каком бы строе она ни находилась».

Ценность разработанных Бутаковым правил заключалась не только в том, что они обеспечивали точное и быстрое выполнение эскадрой необходимого маневра, но и в том, что маневр этот являлся не самоцелью, а предназначался для выполнения конкретной задачи в бою. Имея в виду именно эту сторону вопроса, Бутаков в четвертой главе уделяет большое внимание сравнению продолжительности того или иного маневра в зависимости , в каких случаях выполнить тот или другой способ поворота. «Выполнение каждого маневра эскадры зависит, — писал Бутаков, — кроме чисто стратегических соображений, от соотносительной с другими маневрами скорости, с которою его можно совершить».

В этой главе Бутаков подробно останавливается на анализе бокового действия винта, показывая, почему винтовое судно при повороте в одну сторону описывает окружность большего диаметра, чем. при повороте в другую сторону, а при движении задним ходом — его корма уклоняется в сторону вращения лопастей гребного винта. По опыту кампании 1861 года он устанавливает, как будет двигаться корабль на заднем ходу в зависимости от направления и силы ветра и бокового действия винта.

«Новые основания пароходной тактики» не только труд об эволюциях кораблей, хотя последние являются основным его содержанием. В нем рассматривается также целый ряд тактических вопросов, и прежде всего вопрос о наиболее выгодных строях для плавания эскадры. Иностранные авторы пытались чисто механически применить к паровому флоту все строи парусного флота и сухопутных войск. Бутаков к решению этого вопроса подошел с точки зрения требований боя паровых кораблей, характеризующегося быстротечностью и эффективным использованием оружия.

Бутаков предложил три простых строя для эскадры паровых судов — строй кильватера, строй фронта и строй обстрела. Последний, по сути дела, является строем пеленга на курсовом угле 135°. Из сложных строев он считал необходимым оставить только следующие: строй двух или трех кильватерных колонн, строй двойного фронта, строй клина (прямого и обратного), строй пеленга{вправо и влево) и как исключение походный строй — строй «кучек», представлявший собой группы из трех кораблей, двигавшихся на некотором расстоянии одна от другой.

Вопросам построения эскадр в сложные строи, перестроения их из одного сложного строя в другой посвящена пятая глава. В этой главе Бутаков доказал, что предлагаемые им строи наиболее целесообразны для совместного плавания паровых кораблей, так как требуют от них простого маневра для занятия мест в строю и обеспечивают  полное использование всех видов оружия. Жизнь подтвердила справедливость доказательств Бутакова. Предложенные им строи (за исключением строя «кучек») сохранились до наших дней во всех флотах мира, как основные строи для плавания эскадр.

Пятая глава заканчивается рассмотрением весьма интересного маневра — «фальшивого поворота», который в то время мог иметь некоторое тактическое значение. Сущность маневра заключалась в следующем. Предположим, что корабль, как это показано на чертеже, делает поворот вправо. Наблюдателю трудно будет издали сразу определить, в какую сторону поворачивает корабль, находящийся в точке 2, — на сближение (точки 3 и 4) или на удаление (точки 3' и 4'). Чем больше расстояние между кораблем и наблюдателем, тем труднее последнему определить сторону поворота, так как сделать это он может лишь по характеру пены, возникающей у борта корабля во время поворота, или по взаимному расположению фок- и грот-мачт и других приметных мест. На это требуется некоторое время, в течение которого корабль сможет приблизиться на какое-то расстояние к наблюдателю или удалиться от него.

Бутаков считал необходимым использовать «фальшивый поворот» для сближения с противником. При этом он рекомендовал совмещать маневр с маскировочными мероприятиями: изменением оснастки мачт, окраской стоячего такелажа в различные цвета и другими.

В качестве примера применения «фальшивого поворота» Бутаков приводит случай из своей практики. 22 июля 1854 года пароходо-фрегату «Владимир» было  приказано вступить в бой с шедшим на северо-запад пароходом противника, находившимся на горизонте в районе Севастополя. Обнаружив, что за ним гонятся, неприятельский пароход повернул на запад. «Владимир» последовал за ним. Но скорость неприятельского парохода превосходила скорость «Владимира», и Бутакову стало ясно, что догнать его до наступления темноты он не сможет. Бутаков решил вынудить неприятельский пароход начать погоню за «Владимиром». С этой целью он применил «фальшивый поворот». В результате маневра расстояние между кораблями удалось несколько сократить, однако противник упорно уклонялся от боя, а «Владимир» не имел права далеко отходить от Севастополя. Погоня была прекращена.

Шестая глава «Новых оснований пароходной тактики» посвящена описанию способов маневрирования с целью увеличения или уменьшения интервалов между находящимися в строю кораблями. В ней подробно рассматривается, как должны маневрировать корабли для изменения интервалов между собой при плавании в строях кильватера, фронта или обстрела. В конце главы приведены «несколько простых правил и наставлений для плавания в эскадре». Отдельные пункты этих правил не лишены некоторого практического интереса и сейчас. Так, например, Бутаков рекомендует править в кильватер не по переднему мателоту, а по головному кораблю в линии, что, по его мнению, способствует сохранению линии кильватера в случае выхода из нее какого-либо среднего корабля. В самой большой — седьмой — главе Бутаков касается тактики таранных ударов. В этой главе отразилось до некоторой степени увлечение военно-морскими теоретиками того времени тараном. Начинается глава разбором способов и средств, позволяющих удвоить возможность таранного удара, т.е. позволяющих наносить таранные удары любой оконечностью корабля. Для этого корабль-таран, по мнению Бутакова, должен совершать повороты не по окружности, а почти в одной точке, что следовало обеспечить установлением винтов и рулей как в корме, так и в носу корабля-тарана.

Большая часть главы отводится на подробное математическое исследование способов маневрирования корабля для нанесения таранного удара и уклонения от него. Расчеты и чертежи показывают, как надо маневрировать для  того, чтобы ударить штевнем в борт вражеского судна или, наоборот, чтобы избежать таранного удара. Здесь же Бутаков дает ряд практических советов о том, какую часть неприятельского корабля следует пеленговать и как в зависимости от полученного пеленга маневрировать, чтобы наверняка нанести ему таранный удар.

Разработанная Бутаковым теория таранного удара была в дальнейшем применена им в ходе боевой подготовки броненосной эскадры Балтийского флота. Однако, несмотря на большое внимание, уделенное им тарану, Бутаков не переоценивал его боевого значения. Он не раз указывал, что хотя таран является и грозным оружием, но и пушки на корабле находятся не для балласта.

Опыт войн конца XIX — начала XX столетия не подтвердил роли тарана как главного оружия в бою. Но практическое значение бутаковской теории таранного удара заключалось в том, что она послужила основанием для разработки правил выхода в атаку с шестовыми и буксируемыми минами и уклонения от этих атак.

В восьмой главе труда Бутаков рассматривает эволюции, совершаемые кораблями, идущими в сложных строях.

«Новые основания пароходной тактики» были высоко оценены современниками Григория Ивановича Бутакова, признававшими, что этот труд обогатил военно-морскую литературу и практику. Представляя этот труд в Академию наук на соискание премии, председатель Морского ученого комитета писал:
«...Сочинение нашего адмирала резко отличается от них (трудов Буэ-Вильомеза, Бидль-Комба и Говарда Дугласа. — Авт.) своим характером, как самостоятельное, фундаментальное произведение, основанное на новом начале, новых математических исследованиях.

...Бутаков весьма удачно попал на идею и в настоящем своем сочинении развил ее, искусно приложил к предназначенной себе цели, так что вопрос о действиях паровых судов отдельно или в эскадре взят с корня, т.е. с круга, описываемого кораблем.

Предлагаемые нашим адмиралом правила, испытанные на практике, совершенно новы, вполне опровергают мнения относительно затруднительности или даже непреодолимости исполнения пароходных эволюции и  доставляют возможность выполнить всякое перестроение правильно, скоро, без замешательства, с математической точностью. Таких определительных (определенных. — Авт.) правил для маневра каждого парового судна, во всяком случае, еще не было, а потому заслуга контр-адмирала Бутакова при настоящем развитии парового военного флота может почесться важною, современною заслугою».

Академия наук присудила Григорию Ивановичу Бутакову полную Демидовскую премию.
«Новые основания пароходной тактики» вызвали большой интерес и за границей. Они были переведены на французский, английский, итальянский и испанский языки, причем во Франции они были опубликованы в 1864 году сначала в журнале, а затем изданы отдельной книжкой. «В момент своего опубликования «Тактика» русского адмирала Бутакова произвела в Mорском мире подлинную сенсацию, — писал автор одной французской статьи под названием «Тактика русского адмирала Бутакова». — Она провозглашала такие новые принципы, выдвигала методы, столь отличные от употреблявшихся до сих пор, что не приходится удивляться тому вниманию, какое она к себе вызвала».

В связи с выходом в свет книги Бутакова французское морское министерство приостановило издание труда Лаваля «Тактика морских сражений».
http://militera.lib.ru/bio/lurie_marinin/07.html


Sapienti sat

 

#67 02.02.2015 14:47:18

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 7560




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Кто подскажет, где прочитать про переход к бригадной организации флота: предпосылки, обоснование, сроки.

Из того что нашёл:
В соответствии с новой организаци­ей флота, установленной приказом по мор­скому ведомству № 57 от 25 февраля 1911 г.. "Цесаревич" и "Слава" вместе с всту­пающими в строй "Андреем Первозван­ным" и "Императором Павлом I" образо­вали на Балтике бригаду линейных кораб­лей...
Бригады линейных кораб­лей и крейсеров с присоединением к ним 1-й минной дивизии образовывали эскад­ру Балтийского флота.


Такая организация в наибольшей сте­пени отвечала задаче освоения отработан­ного к тому времени на Черном море и на Балтике метода массирования огня. Отны­не искусство бригадной стрельбы на осно­ве этих методов, нераздельно соединенное с совместным маневрированием бригад и отрядов, становилось главным показателем боевой готовности флота, а овладение этим искусством — конечной целью боевой под­готовки корабля.

Это  Р.М.Мельников “Цесаревич” Часть 2. Линейный корабль 1906-1925.
Интересны подробности.


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
- ну вы же утверждали ТЗ?!
- ТЗ? Мы думали это "точка зрения" - и у нас их несколько... (случай из жизни)

 

#68 03.02.2015 13:32:12

Ольгерд
Участник форума
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Атомный броненосный подводный десантный драккар УРО ледового класса "НЕПОКОБЕЛИМЫЙ"
Сообщений: 1778




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Скучный Ёж написал:

#916111
В соответствии с новой организаци­ей флота, установленной приказом по мор­скому ведомству № 57 от 25 февраля 1911 г.. "Цесаревич" и "Слава" вместе с всту­пающими в строй "Андреем Первозван­ным" и "Императором Павлом I" образо­вали на Балтике бригаду линейных кораб­лей...

Так вроде ещё при Цывинском на ЧФ году так в 1907 перешли на бригадную организацию? Сначала 3-х корабельную, с флагманом в центре, как максимально удобную в управлении, чуть позже на 4-х корабельную в силу большей тактической подвижности при возможности действовать по-полубригадно? Полагаюсь конечно на свою память, но вроде у приснопамятного Рафаила Михайловича в "Потёмкине" было написано.


Правду знает каждый,и у Каждого она своя.Истина же единственна во Вселеной,но её не знает никто.
Чем больше я узнаЮ,тем больше понимаю,как мало я знаю.
"Ребята, давайте жить ДРУЖНО!" А то "вылетит - НЕ ПОЙМАЕШЬ!" :D

 

#69 07.02.2015 15:49:35

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 7560




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Ольгерд написал:

#916537
Так вроде ещё при Цывинском на ЧФ году так в 1907 перешли на бригадную организацию? Сначала 3-х корабельную, с флагманом в центре, как максимально удобную в управлении, чуть позже на 4-х корабельную в силу большей тактической подвижности при возможности действовать по-полубригадно?

Спасибо за наводку...
В 1907 на ЧФ было всего 3 боевых броненосца («Пантелеймон», «Ростислав», «Три Святителя»).
Сам Г.Ф.Цывинский пишет не о бригадах, а о опытах по эскадренной стрельбе начатых на Балтике в 1905 г.
11 сентября я принял отряд от адмирала Беклемишева и поднял брейд-вымпел на корабле «Слава», а «Генерал-Адмирал» окончил кампанию. Моей эскадре была задана специальная программа: «Выработать методы центрального управления эскадренным огнем на дальних расстояниях». Эта задача требовала выработать те методы управления боем, которыми пользовался адмирал Того и которых не было вовсе на эскадре Рожественского, отчего она и была разбита. Да к тому же на наших судах (да и на многих европейских флотах) таблицы стрельбы были составлены только на дальность 42 каб. В то время считалось, что дальше этого расстояния бой недействителен. В мою задачу входило довести дальность стрельбы до 100 каб.
О результатах программы Генрих Фаддеевич говорит только в 1908г.
20 января 1908 г. я был вызван в Петербург для участия в Артиллерийском комитете, составлявшем годовую программу дальнейших стрельб. Я взял с собой флагманского артиллериста капитан-лейтенанта Кетлинского. Новый Морской министр и высшие сферы флота интересовались серьезно результатами эскадренных стрельб, и об этом министр доложил Государю. При моем представлении Царь, как и всегда, был очень приветлив, расспрашивал подробно о поведении команд на эскадре и, заинтересованный нашими стрельбами, сказал мне, что вскоре вызовет меня в Царское Село для обстоятельного доклада о всех наших маневрах. Вызванный телеграммой начальника собственной Е.В. канцелярии князем Орловым, я 31 января прибыл в Царское Село. Царь принял меня в своем кабинете, сидя за письменным столом. ... Я сидел рядом и с чертежами в руках излагал ему подробно (точно читал лекцию) все детали наших эволюций и стрельб. По вопросам было очевидно, что он все усвоил, и в его глазах сияла искра радости, что он понял то, что не было ему известно раньше. Прощаясь со мной, он сказал, что осенью посетит эскадру, чтобы самому видеть наши маневры.

Суть оргштатной структуры оставалась неизменной
К началу кампании на этот год число судов эскадры возросло до 20-ти вымпелов: 3 броненосца, крейсер «Память Меркурия», минный заградитель «Дунай», канонерка «Черноморец», пароход «Кронштадт», 8 миноносцев и 5 подводных лодок. Сверх того, на Севастопольском рейде был еще особый «учебный отряд» из трех старых броненосцев и двух пароходов под флагом адмирала барона Нолькена. К ним прибавилась канонерка для стрельбы на волнениях, и 5 подводных лодок были присланы из Петербурга со своим отрядным начальником. Ввиду обилья судов различных типов ко мне был назначен младшим флагманом адмирал Сарнавский, ему был поручен отряд миноносцев с крейсерами, и он поднял свой флаг на «Памяти Меркурия». В министерстве было предусмотрено, что к концу этого года я, исполнив программу и окончив ценз двухлетнего командования эскадрой, буду отозван в Балтику, а эскадру примет адмирал Сарнавский. В то лето в Черноморском флоте было около 26 вымпелов (не считая яхты главного командира и портовых судов), три адмиральских флага и один брейд-вымпел.


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
- ну вы же утверждали ТЗ?!
- ТЗ? Мы думали это "точка зрения" - и у нас их несколько... (случай из жизни)

 

#70 18.10.2015 12:27:10

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 7560




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Скучный Ёж написал:

#916111
В соответствии с новой организаци­ей флота, установленной приказом по мор­скому ведомству № 57 от 25 февраля 1911 г.. "Цесаревич" и "Слава" вместе с всту­пающими в строй "Андреем Первозван­ным" и "Императором Павлом I" образо­вали на Балтике бригаду линейных кораб­лей...

Лежало на поверхности оказывается
...в марте-апреле 1901 г. этим важным вопросом занималась специальная «Комиссия для определения судового состава эскадр в тактическом отношении и для распределения судов флота по классам и разрядам согласно их боевого значения». [РГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 2497, лл. 1 -37] Председателем комиссии был вице-адмирал И.М. Диков, в её работе участвовали начальник ГМШ вице-адмирал Ф.К. Авелан, вице-адмирал Ф.В. Дубасов, контр-адмиралы Н.Н. Ломен, Н.А. Реунов, капитаны 1-го ранга A.M. Доможиров, А.А. Вирениус, A.M. Абаза, капитан 2-го ранга А.Г. Витте и капитан Н. Л. Кладо. Комиссия пришла к выводу, что флот должен подразделяться на эскадры, каждая из которых состоит из восьми эскадренных броненосцев, четырёх броненосных и восьми бронепалубных крейсеров, а также 16 эскадренных миноносцев. Эскадра, в свою очередь, включала две дивизии, а дивизия - две бригады. Бригада признавалась тактической единицей, способной вести самостоятельные действия (два броненосца, броненосный и два бронепалубных крейсера, четыре эскадренных миноносца). Для удобства управления в бою эскадра делилась на отряды броненосцев, крейсеров и миноносцев, на неё назначались пять флагманов-командующих и по два старших и младших флагмана на дивизию. Командующий флотом, состоящим из двух и более эскадр, поднимал флаг на отдельном корабле. Весь корабельный состав в зависимости от предназначения подразделялся на десять классов, а по степени боеготовности - на три разряда. Последнее было необходимым для обеспечения однородности состава отрядов в эскадре. Устаревшие корабли, канонерские лодки и малые миноносцы объединялись в отдельные отряды под командованием постоянных начальников.
Предложения комиссии отвечали широкому уровню того времени и могли послужить основной для создания единой организации флота, подчинявшей её тактическим требованиям. Однако в полном объёме они реализованы не были. Если подразделение эскадры на отряды и отделения по классам кораблей, в силу сложившихся правил, ещё существовало на практике, то новая система назначения постоянных флагманов и командиров отрядов требовала изменения береговой структуры и увеличения штатов. Такое изменение казалось слишком радикальным и было произведено позднее с упразднением экипажной организации. Интересно, что мнение комиссии по составу эскадр почти без изменений принималось для выборки кораблестроительных программ накануне Первой мировой войны.

В.Ю. Грибовский. РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ТИХОГО ОКЕАНА, 1898-1905. История создания и гибели

Отредактированно Скучный Ёж (18.10.2015 12:27:52)


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
- ну вы же утверждали ТЗ?!
- ТЗ? Мы думали это "точка зрения" - и у нас их несколько... (случай из жизни)

 

#71 23.09.2019 09:45:22

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 7560




Re: Развитие линейной тактики РИФ

https://dlib.rsl.ru/viewer/01008037471#?page=2
лекции по морской тактике, Николаевская Академия, 1897 (выпуск 2, период парусного флота)

https://dlib.rsl.ru/viewer/01003718048#?page=1
Хлодовский. "Опыт тактики эскадренного боя"

https://dlib.rsl.ru/viewer/01003760849?login=1#?page=1
лейтенант Черкасов "Записки о морской тактике", 1909

https://dlib.rsl.ru/viewer/01003794879#?page=1
Параллели тактики эпох парусного и парового флота : Боевое значение скорости судов, МГШ, 1912 (переводы из "Nautilus", 1904)

Отредактированно Скучный Ёж (23.09.2019 10:06:13)


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
- ну вы же утверждали ТЗ?!
- ТЗ? Мы думали это "точка зрения" - и у нас их несколько... (случай из жизни)

 

#72 24.09.2019 23:18:28

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 7560




Re: Развитие линейной тактики РИФ

Газетная подборка о маневрах флота 1884г. с отработкой отдельных тактических элементов
http://ristikivi.spb.ru/docs/navy-1884-vi.html


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
- ну вы же утверждали ТЗ?!
- ТЗ? Мы думали это "точка зрения" - и у нас их несколько... (случай из жизни)

 

Board footer