Страниц: 1 … 7 8 9 10 11 … 15

#201 01.04.2016 23:21:43

savera
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2687




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Да нет, оно на месте. По крайней мере я вижу. В очередной раз большое спасибо за материал!
И вопрос, если позволите - как 34-й Авиаотряд занял 2-е место по МС РККА, если он и на ЧМ был только вторым (т.е. как обогнал ЧУ)?
С уважением,

#202 02.04.2016 11:08:17

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Не знаю. У меня нет других документов, кроме этого приказа. Значит, не нашлось в авиации ВМС лучше 34-го.

#203 02.04.2016 12:09:33

savera
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2687




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Спасибо!
С уважением,

#204 06.04.2016 18:39:46

Симен2
Участник форума
Сообщений: 213




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

#1052525
Но почему мы до сих пор не знаем, например,точной даты его первого переименования (называются 7.12 и 26.12.1922 г.)

Приказ РВСР № 2727 от 7.12.1922 г.: "Крейсер "Адмирал Нахимов" переименовать в крейсер "Червонна Украина"".

Но он согласно приводимому Вами Приказу РВС СССР № 228 от 22.04.26 г. отменен, а не изменен:

VIC-2 написал:

#1052525
Приказы РВСР 1922 года № 2727 и 1923 года № 1047/275  -  отменить.

Юридический казус, но факт налицо.

Предыстория этого вопроса такова. 20.05.1925 г. в газете «Вiсти» было опубликовано Постановление Всеукраинского ЦИК и СНК УССР от 30.04.1925 г. «О мерах срочного проведения полной украинизации советского аппарата», суть, если кратко, с 1.01.1926 г. все делопроизводство на украинском языке, но обращение в центральные органы и органы власти других республик – на русском языке. Таким образом, крейсера это постановление никаким образом не касалось. Почему в приказе появилась "i" непонятно. Если брать, например, Днепровское госпароходство, район действия которого почти целиком находился на Украине, то, хотя приказы издавались на 2 языках и, естественно, в украинском варианте названия судов писалось на украинском языке, но они (названия судов) писались на борту на русском.

#205 06.04.2016 21:00:32

Вальчук Игорь
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Симен2 написал:

#1053818
Юридический казус, но факт налицо.

Тут не ошибка в слове "Україна", так как "Червона" - "красная" на украинском языке. Ведь и орден Богдана Хмельницького (с мягким знаком) был единственной госнаградой СССР, наименование которой было не на русском языке, а на языке союзной республики.

#206 06.04.2016 21:31:10

Симен2
Участник форума
Сообщений: 213




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Вальчук Игорь написал:

#1053848
Тут не ошибка в слове "Україна", так как "Червона" - "красная" на украинском языке.

Казус не в этом, а в том, что приказ о переименовании был отменен и, если только основываться на этом моменте, то существовал крейсер "Адмирал Нахимов" до апреля 1926 г.

#207 07.04.2016 04:12:56

vvy
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 1766




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Симен2 написал:

#1053818
Приказ РВСР № 2727 от 7.12.1922 г.: "Крейсер "Адмирал Нахимов" переименовать в крейсер "Червонна Украина"".

В приказе НКМД № 689 от 26.12.1922 г., которым был объявлен приказ РВСР, написано: "Червонна УкраЙна".

#208 07.04.2016 10:09:49

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Приказ, как и любой закон, обратной силы не имеет, и отменить переименование "Адмирала Нахимова" в "ЧУ" приказ от 22.04.26 г. не мог. С его подписанием прекратилось действие указанных старых приказов 1922 г. и 1923 г. и крейсер "Червонна Украина" (или "Червонна Украйна"? Уважаемый vvy "подкинул в костёр дровишек"  -  что за приказ № 689 от 26.12.22 г.? О нём нет упоминания в приказе 22.04.26 г. и, выходит, он не отменялся?) стал именоваться "Червоной Украiной". Согласен, что в слове "отменить" есть какая-то недоговорённость, двойственность.

#209 07.04.2016 11:36:19

Симен2
Участник форума
Сообщений: 213




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

#1053921
Приказ, как и любой закон, обратной силы не имеет,

Неохота вступать в бесполезную дискуссию, поэтому простой житейский пример. Вас незаконно уволили, есть соответствующий приказ о Вашем увольнении. Вы подаете в суд и выигрываете его. Издается новый приказ типа - на основании решения суда приказ такой-то о Вашем увольнении отменить, Вы даже получите какие-то деньги, хотя и не работали в этот момент.

Отредактированно Симен2 (07.04.2016 11:36:46)

#210 07.04.2016 15:28:40

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 14215




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

vvy написал:

#1053887
В приказе НКМД № 689 от 26.12.1922 г., которым был объявлен приказ РВСР, написано: "Червонна УкраЙна".

А потом образовался СССР
И стали писать по-русски , ибо русский язык государственный язык СССР..

Отредактированно helblitter (07.04.2016 15:28:55)


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#211 07.04.2016 17:31:43

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

А потом корабль погиб, и на памятной доске написали  -  "Червона Украiна.

#212 08.04.2016 12:07:52

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

1

Murzik как-то написал:
        «ЛД "Ташкент" - переход в СССР из Италии - под Итальянским торговым флагом.
   Вроде было смутное поминание, что первоначально планировалось - гнать на Балтику, но забоялись Гибралтара и возможных кораблей Франко (по претензиям с вопросом по Золотому Запасу Испании, коий уплыл...).
       Уважаемый murzik и все интересующиеся этим кораблём! Я попытаюсь немного «подсветить» эту историю. К обнаруженным ошибкам и неточностям прошу отнестись благожелательно.                     Итак, лидер «Ташкент». Читаю аннотацию издательства к мемуарам бывшего командира лидера «Ташкент» адмирала В.Н.Ерошенко:                                            «Внимание! Голубой крейсер идет в Севастополь!» Такие донесения часто передавали весной и     летом 1942 года на свои аэродромы фашистские самолеты-разведчики. И десятки «юнкерсов»     поднимались в воздух, чтобы перехватить советский корабль. На его курс заранее выходили     вражеские торпедоносцы и катера. Но ничто не могло помешать кораблю вновь и вновь     прорываться в осажденный город. «Голубой крейсер» — это лидер эскадренных миноносцев     «Ташкент», корабль, ставший на Черном море почти легендарным».
      Интересно, какой ….. писал эту аннотацию? Василий Николаевич, действительно, пишет, что моряки называли лидер «голубым красавцем», а гражданский люд, по незнанию классов кораблей,  -  «голубым крейсером», а тут, оказывается, и немцы руку приложили!!  Лиха беда  -  начало. Если в этой аннотации «Ташкент» назван кораблём «почти легендарным», то в писаниях авторов последующих многочисленных статей (очень похожих, «изготовленных» буквально под капирку) он стал «кораблём-легендой», «легендарным кораблём». (Ни в коей мере не хочу умалить заслуги этого действительно героического корабля и его экипажа). Одним словом, при изучении материалов о «Ташкенте» я пришёл к выводу, что, если никто не посмел исказить военную часть истории лидера (она изложена адмиралом В.Н.Ерошенко), то её предвоенная часть ( о ней в мемуарах В.Н. сказано очень мало, т.к. он пришёл на корабль где-то в феврале 1941 г.) искажена до неузнаваемости, т.е., действительность обросла «легендами», грубым вымыслом.
    Несколько выдержек из трудов печатных и интернета.
              1. «Через год с момента выдачи эскизного проекта, после различных согласований             и доработок, на судоверфи фирмы OTO в Ливорно был заложен лидер эсминцев,                 вскоре получивший название «Ташкент».

                       2.  «Cогласие на основе приемлемых условий было достигнуто с фирмой Odero                 Terni Orlando, которая запросила за проектирование и постройку корабля и                 техническую помощь при постройке в СССР второго корабля того же типа меньше,             чем французские фирмы…».
     О переговорах с Францией в документах (тех, что мне довелось читать) упоминается. Видимо, вопрос продвинулся достаточно далеко, если в одном из них («О выполнении промышленностью плана заказов УМС РККА по судостроению на 1934 год»), подписанным начальником Отдела кораблестроения УМС Сивковым А.К. и отправленном в Инспекцию ВМС РККА (вх. № 214сс от 31.08.1935 г.) указано, что закладка в Николаеве двух лидеров эсминцев типа «Ф» не состоялась, поскольку отсутствует проект и не закончены переговоры о технической помощи.

                       3.  «Судостроение», № 2/2007 г.  «…29 апреля (1937 г. – В.И.) уполномоченный                 Управления кораблестроения получил сообщение, что « народный комиссар                 обороны Маршал Советского Союза товарищ Ворошилов утвердил названия для                  лидеров: строившегося фирмой О.Т.О.  -  «Ташкент» (зав. № 528) и строившегося                 на заводе № 190  -  «Баку» (зав.№ 511). Но в документе название «Баку»                     вычеркнуто…».

                4.«После закладки «Ташкента» было принято решение о постройке в Советском             Союзе ещё трёх однотипных лидеров со сроками сдачи в 1938-1939 годах: два                 лидера должны были быть заложены на судостроительном заводе № 190 им.                 А. А. Жданова (в Ленинграде) и один на судостроительном заводе № 198 в                 Николаеве.  Подготовка к закладке двух первых лидеров велась полным ходом                 (головной корабль даже успел получить название — «Баку»)…».

      Опираясь, насколько это будет возможно,  на документы из архива, постараюсь изложить свою версию   
Во-первых, о названии корабля.                                                        Управление МС                     Сов. секретно                               РККА                                   Экз. № 1
                Штаб МС РККА
                       3 отдел
                25 апреля 1937 г.
                    № 142541 сс            Начальнику штаба КБФ
                     г. Москва
                        Народный Комиссар Обороны СССР Маршал Советского Союза                 т. Ворошилов 23 апреля с.г. утвердил следующие названия для кораблей                     КБФ, подлежащих закладке в 1937 г. по плану заказов 1937 г.                            1. Для двух лидеров эсминцев (итальянского типа):
1) «Ташкент» (постройка фирмы «Орландо»);
2) «Баку»
                     2. Для восьми эскадренных миноносцев:…                                    Начальник 3 отдела    капитан 2 ранга    Горский.
    Написанное в журнале «Судостроение» -  явная фальсификация. Во-первых, неверно указана дата присвоения названия; во-вторых, у «Ташкента» на тот момент не могло быть советского заводского номера; в-третьих, о месте постройки «Баку» и заводском номере никто в апреле 1937 г. не мог знать.   
     По всей видимости, лидер «Баку»  действительно предполагалось строить  на заводе № 190 имени А.А.Жданова, но он даже не закладывался. Правда, планировался, и тому есть подтверждения:        
    1) В плане заказов на судостроение УМС РККА на 1936 год  (вх. № 1821 Секретариата Наморси от 31 декабря 1935 г.) значатся                                              Лидеры эскадренных миноносцев:                                            Вновь закладывется      -  1, не считая одного, заказанного постройкой в                                        Италии, со сроком сдачи в 1937 г.                    Продолжается постройка  -  6, в том числе три лидера  -  недодел 1935 г.                    Всего в постройке              -  7, из них четыре сдаётся в 1936 г.                Некоторые пояснения:                                                  а) вновь закладывается  -  лидер по типу заказанного в Италии (23.04.37 г. он получит название «Баку»). Завод-строитель определится немного позже  -  ленинградский Северный судостроительный имени А.А.Жданова, с 1937 г. № 190. Это помимо закладки в Ливорно будущего «Ташкента». Т.е., фактически предполагается заложить 2 лидера «итальянского типа»;                    б) продолжается постройка -   шесть единиц типа «Ленинград». Как известно, в 1932 г. заложена 1-я серия лидеров («Ленинград», «Москва», «Харьков»), а 13.08.1933 г. СТО СССР  «утвердил к закладке в 1933 г. трёх эсминцев-лидеров типа «Ленинград» с изменениями и улучшениями, внесёнными в процессе постройки 1-й серии». Названия им присвоены приказом по ВМС РККА № 083 от 21 августа 1934  г., где сказано:  «Трём лидерам эскадренных миноносцев второй серии присвоить следующие названия:
1.    «Киев» (МСЧМ)
                        2.    «Тифлис» (МСЧМ)                                            3.   «Минск» (МСБМ)…».                            
    2) 17 мая 1938 г. начальник 4-го отдела Управления кораблестроения РККФ интендант 2 ранга Виноградов направил начальнику 5-го отдела ГМШ экземпляр «Исполнительного плана заказов по судостроению на 1938 год», в котором значатся:                                        лидер типа «И», заводской № 528, предназначен для КБФ, завод-строитель Орландо,            лидер типа «И»  -  указан только завод-строитель № 190 и срок сдачи  -  1938 г.
          Если верить автору статьи в журнале «Судостроение», он даже получил заводской № 511, но от постройки его отказались. Причин тому несколько, но главная, видимо, заключается в неспособности судостроительной промышленности справляться с задачами. Вот выдержка из одной из справок 1937 г.:   «… Сдача двадцати эсминцев и четырёх лидеров в 1937 году реальна, но требует большого напряжения сил судостроительных заводов НКОП, турбостроительных заводов НКТП и артиллерийских заводов НКОП…»
Речь идёт о 8-ми серийных и одном экспериментальном эсминцах КБФ (срок сдачи с 1.08 по 25.11), 6-ти черноморских серийных (срок сдачи с 15.04 по 1.12), 5-ти серийных эсминцах для ТОФ (срок сдачи с 15.07 по 15.12) и лидерах «Харьков» (срок сдачи 25.03), «Москва» (25.06), «Минск» (25.07) и «Киев» (25.11). Одним словом, «Баку» и вычеркнули (задним числом) из документа, о чём и пишет «Судостроение».   
    Программой военно-морского судостроения на 1933-1938 годы  предусматривалось ввести в строй 10 лидеров типа «Ленинград» (в 1934 г.  -  три, в 1935 г.  -  два, в 1936 г.  -  один и по два корабля в 1937 и 1938 годах), но первый из них вступил в строй только в декабре 1936 г. Да и сама программа претерпела очень серъезные изменения, не буду останавливаться на подробностях. Если говорить только о лидерах, то, как выше указано, 9.09.35 г. подписан договор с итальянцами на постройку двух кораблей, а 27 04.1936 г. Совет Труда и Обороны постановил   «…Лидеры эсминцев типа «Ленинград» в количестве 6 единиц достроить и снять с производства и, начиная с 1936 года, закладывать лидеры нового типа». Последние   -  проект 48  -  были заложены только в 1939 г.: «Киев» и «Ереван» в Николаеве и «Сталинабад» в Ленинграде.
             Теперь вернусь к сообщению murzika:
        «…ЛД "Ташкент" - переход в СССР из Италии - под Итальянским торговым флагом.
           Вроде было смутное поминание, что первоначально планировалось - гнать на Балтику, но         забоялись Гибралтара и возможных кораблей Франко (по претензиям с вопросом по             Золотому Запасу Испании, коий уплыл...).

    Согласно договору «Судопроекта» с итальянской фирмой «Одеро Терни Орландо» от 9 сентября 1935 г., лидер строится на верфи в Ливорно, но приходит в СССР без проектного артиллерийского и торпедного вооружения. Орудия, полуавтоматы, ручное и десантное оружие, боезапас, торпедные аппараты, устройство для мин и глубинных бомб, дымаппаратура и пр. фирмой не поставляются и подлежат выполнению заводами НК оборонной промышленности СССР.                    Из сообщения Наркома ВМФ СССР командарма 1 ранга Фриновского Председателю КО при СНК СССР Молотову, 1.11.1938 г.:                                                    «…  В настоящее время лидер проходит контрольные испытания машино-котельной             установки в Италии… 15 декабря 1938 г. корабль приходит в СССР. Перевод                 осуществляется личным составом фирмы.                                      С 15 декабря по 25 декабря производятся контрольные испытания полного и                 максимального ходов с участием представителей фирмы, с 25 декабря по 27 декабря             корабль переходит к одному из наших заводов для производства дальнейших работ…».
     Нарком ВМФ просит:
    1) считать лидер «Ташкент» вступающим в состав Черноморского флота;                2) установить Одессу портом сдачи и базирования на время сдачи;                    3) достройку лидера возложить на завод № 198.   

                Управление МС                               Сов. секретно                            РККА                                   Экз. № 1
                Штаб МС РККА
                       3 отдел
                1 ноября 1938 г.                                                     № 316 сс        Председателю Комитета Обороны при СНК СССР                                            тов. Молотову                    Ввиду возобновления договора с фирмой Орландо по постройке лидера                  «Ташкент» встают следующие вопросы:                                         1. Первоначально предполагалось, что лидер будет приведён в Ленинград,                 однако, поздний срок первого договора (1 октября), в случае задержек с приходом             или испытаниями, может поставить под угрозу перерыва приёмки, ввиду ледостава.                  При проходе Гибралтара или Бельтов не исключена возможность                     провокационных действий, согласованных с итальянцами.                             В связи с расширением нашего судостроения базирование корабля с итальянской             сдаточной командой и администрацией на Ленинград или Кронштадт крайне                 нежелательно, т.к. по местным условиям просматриваются все наши заводы,                 стапеля и военные гавани.                                             На основании этого НК ВМФ считает целесообразным лидер перевести в Чёрное             море и на время сдачи базировать на Одессу.                                     2. Первоначально намечалось, что на лидере будет установлена башенная                     артиллерия….                                                    Народный комиссар ВМФ СССР командарм 1 ранга                                                    Фриновский


                 НК ВМФ СССР                                            Управление Командное                                                 Отдел  первый                                               15 ноября 1938 г.            Начальнику 4 Отдела Главного Морского штаба РККФ                         № 266550 с                         капитану 2 ранга  т. Бабину.                           На основании распоряжения Заместителя Народного Комиссара                 Военно-Морского Флота Союза ССР флагмана 1 ранга т. Исакова даны указания                  Командующему Черноморским флотом укомплектовать прибывающий лидер                 «Ташкент» личным составом по штату № 36/603.                                     Этот лидер по дислокации числится на Краснознамённом Балтийском флоте и по             личному разъяснению Заместителя Народного Комиссара  -   будет включён в                 состав Черноморского флота, почему прошу о переводе штатного лимита лидера                 «Ташкент» на Черноморский флот.
                        Начальник Командного Управления РККФ                                            батальонный комиссар    Зорин.

    Красный флот», 12 мая 1939 г.    «Одесса, 10 мая. (ТАСС). Изготовленный в Италии по заказу             СССР лидер-миноносец «Ташкент» прибыл в Одессу и включён в состав     действующего                 военно-морского флота СССР. На корабле поднят советский флаг».
                                                       
        Необходимо уточнить и сведения о командирах «Ташкента»Которые считаю неверными. В журнале «Судостроение» и некоторых работах первым командиром называют капитана 2 ранга Л.А.Владимирского (якобы назначен в 02.39 г.), в интернете указываются конкретный срок (18.04.1939  -  6.05.1939).  Лурье В.М. высказался более осторожно, указав, что Л.А.Владимирский  с февраля по июнь 1939 г. находился  " в распоряжении НК ВМФ на строительстве в Италии корабля для ВМФ СССР (впоследствии  -  лидер «Ташкент») ЧФ». Как видим, командиром корабля Лурье В.М. его не называет. Предлагаю ознакомиться с документами.                                                            1.        НКВД СССР                                                   27 декабря 1938 г.                                                         № 109835        Народному комиссару ВМФ СССР                                 г. Москва.            командарму 1 ранга т. Фриновскому.                                Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР считает                         нецелесообразным командирование за границу капитана 3-го ранга                     командира дивизииона миноносцев Черноморского флота Сергеева                     Сергея Михайловича и возражает против посылки его в Италию для                     приёмки и сопровождения корабля.                                        Народный Комиссар Внутренних Дел  СССР               Берия.                                Справка.                                    Оформление Сергеева приостановлено, в Италию он не поедет.                             Тов. Игнатьеву дано указание оформить в качестве командира тов.                         Владимирского, предварительно проверив его по линии НКВД.                                    Роспись    (М.Фриновский)
       
            2.          5 января 1939 г.            В ЦК ВКП(б), тт. Андрееву, Маленкову.
                                № 27 с                                                 Просим утвердить:
                     В счёт «10» направленных в Италию для приёмки корабля «Ташкент»  -                      капитана 2 ранга Владимирского Льва Анатольевича…
                                    Фриновский, Игнатьев.
        Из представленного следует, что Л.А.Владимирский действительно был отправлен в Италию, но цель его пребывания там требует уточнения. Дело в том, что в том же январе 1939 г. командиром лидера «Ташкент» был назначен совсем другой человек.
    Можно предположить, что Владимирский Л.А. исполнял обязанности , связанные с наблюдением за ходом работ (или руководство ими) по постройке     корабля и подготовке к переходу на Родину. Требуются уточнения.
      Кроме Владимирского Л.А. командирами «Ташкента» называются капитан 3 ранга Жуков Е.Н. (22.10.39  -  02.41) и капитана 3 ранга Ерошенко В.Н.  -  с февраля 1941 г.                         Лично у меня сложилась немного другая картина и, поскольку она написана на основе конкретных документах, я полагаю её соответствующей действительности. Командирами «Ташкента» были:

    Палилов Иван Константинович  (31.01.39,НК  -  25.05.39,НК)
        Приказ НК ВМФ № 0196 от 31.01.39 г. НШ дивизиона ЭМ и СКР СВФ капитан 3 ранга                 Палилов И.К.  назначается командиром ЛД «Ташкент».
        Приказ НК ВМФ № 01354 от 25.05.39 г. Командир лидера «Ташкент»  капитан 2 ранга                Палилов И.К. назначается командиром ЭМ «Петровский».

    Жуков Евгений Николаевич  (25.05.39,НК  -  01.41) 
        Приказ НК ВМФ № 01354 от 25.05.39 г. Командир лидера «Харьков» ЧФ капитан-                    лейтенант Жуков Е.Н. назначается командиром лидера «Ташкент».

    Ерошенко Василий Николаевич стал 3-м (и последним) командиром этого корабля.
В заключение  -  извинения за то, что до сих пор не научился располагать текст удобным для чтения. Надеюсь, есть способы сделать его таковым и форумчане знают эти способы и не плюются, читая мои сообщения.

#213 08.04.2016 21:58:19

savera
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2687




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Уважаемый Виктор Николаевич, ещё раз спасибо за столь интересный материал.
Хотел бы задать небольшой вопрос по лидерам (раз уж их коснулись) - в литературе попадались разные варианты названий одного из кораблей проекта 48 - и Ереван, и Эривань. Не подскажите, как было на самом деле?
С уважением,

#214 09.04.2016 01:27:31

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Приказом НК ВМФ СССР № 00241 от 25 сентября 1940 г. лидеру миноносцев заводской № 358 (завод-строитель № 198, г. Николаев) присвоено название "Ереван". Сведений о других названиях этого корабля не имею.

#215 09.04.2016 07:33:37

Симен2
Участник форума
Сообщений: 213




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

#1054180
Написанное в журнале «Судостроение» -  явная фальсификация.

Это очень сильное заявление - из Вики "Фальсифика́ция или перепи́сывание исто́рии — сознательное искажение исторических событий.". В свое время обсуждался вопрос о привлечении к уголовной ответственности за фальсификацию истории. Но пару возражений:

VIC-2 написал:

#1054180
Во-первых, неверно указана дата присвоения названия;

В приводимой Вами цитате из журнала:

VIC-2 написал:

#1054180
3.  «Судостроение», № 2/2007 г.  «…29 апреля (1937 г. – В.И.) уполномоченный                 Управления кораблестроения получил сообщение, что « народный комиссар                 обороны Маршал Советского Союза товарищ Ворошилов утвердил названия для                  лидеров: строившегося фирмой О.Т.О.  -  «Ташкент» (зав. № 528) и строившегося                 на заводе № 190  -  «Баку» (зав.№ 511). Но в документе название «Баку»                     вычеркнуто…».

ничего не говорится о дате присвоения названия, а только о дате входящего документа.

VIC-2 написал:

#1054180
во-вторых, у «Ташкента» на тот момент не могло быть советского заводского номера;

У "Ташкента" указан ИТАЛЬЯНСКИЙ заводской номер, т.к. он строился в Италии.

VIC-2 написал:

#1054180
в-третьих, о месте постройки «Баку» и заводском номере никто в апреле 1937 г. не мог знать. 

Скорее все-таки знали, т.к. в списке ССЗ им. Жданова было зарезервировано 2 заводских №№ 511 и 512 для лидеров, притом имя "Баку" для заводского № 511 не указано, т.е. присвоение заводских произошло до 04.1937 г.

#216 09.04.2016 12:02:29

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Все замечания принимаются с благодарностью. Самая досадная моя ошибка  -  обвинение в фальсификации. Каюсь. Искуплю. Оставляю (для себя) спорным вопрос об итальянском заводском № "Ташкента". Очень интересное сообщение о двух зарезервированных заводских номерах для лидеров, есть над чем поразмышлять (учитывая отказ от постройки кораблей типа "Ленинград"). Спасибо.

#217 09.04.2016 19:50:30

boxer
Капитанъ I ранга
k1r
Транспорт "Волховъ"
Сообщений: 1856




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

#1054180
Приказ НК ВМФ № 0196 от 31.01.39 г. НШ дивизиона ЭМ и СКР СВФ капитан 3 ранга                 Палилов И.К.  назначается командиром ЛД «Ташкент».

СВФ-это что за объединение?

#218 09.04.2016 19:55:07

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Думаю, Северная военная флотилия


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#219 09.04.2016 20:31:57

Симен2
Участник форума
Сообщений: 213




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

#1054433
Оставляю (для себя) спорным вопрос об итальянском заводском № "Ташкента".

Этот вопрос интересный, но, перебрав заводские №№ в 1937 г. советских заводов и поискав заводской № 528, получил следующую картину:
Ленинградская группа:
189 - в 1937 г. заводские №№ 280-е
194 - зав. № 528 у тка XI-бис
196 - в 1937 г. заводские №№ 100-е

Южная группа:
198 - в 1937 г. 330-е
200 - в 1937 г. 1000-е
201 - в 1937 г. 100-е

Нет данных по заводским №№ завода им. Марти в Одессе (НКВТ), на 1932 г. - это 300-е, но очень сомнительно, чтобы лидер получил заводской № этого завода.
Заводы в речных бассейнах, а также з-ды №№ 363 и 370 и дальневосточные не рассматривались по понятным причинам.

#220 09.04.2016 22:53:31

boxer
Капитанъ I ранга
k1r
Транспорт "Волховъ"
Сообщений: 1856




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Зав.№ 528 соответствует  ЭМ ЭМ  постройки з-дом № 190 (им. Жданова).
№№513-527 это пр.7 закладки 1936г.
Поскольку *Ташкент* первоначально планировали на КБФ , возможно зарезервировали №528 для его достройки (вооружения) на з-де №190.
Кстати встречал версию о заводском № 351 на з-де № 198 (им. Марти.Николаев) для него же. И №352 -для первого серийного лидера пр.20И там же, как и планировалось.
С уважением Вох.

#221 09.04.2016 22:58:08

boxer
Капитанъ I ранга
k1r
Транспорт "Волховъ"
Сообщений: 1856




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Botik Petra Velikogo написал:

#1054518
Думаю, Северная военная флотилия

Я то же, но приказ НК ВМФ  1939 г. ЕМНИП СВФ стала СФ еще в 37-ом.

#222 09.04.2016 23:44:33

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

1. СВФ  -  Северный военный флот (так продолжали иногда по инерции называть СФ, даже в самой главной канцелярии ВМФ). Капитан-лейтенант Палилов И.К. на должность НШ ОДЭМ СВФ был назначен приказом НКО СССР 31.08.1937 г.
     2. Ув. Симен2. По номеру 528 "Ташкента" тоже пытался "привязать" его к нашим заводам.... А почему Вы отказались от завода № 190 (в Ваших "прикидках" его нет)? Между прочим, номера "за 500" имели эсминцы этого завода "Сильный", "Строгий" и другие, а "Стройный" вообще имел заводской № 527; да и строились они практически в одно время с "Ташкентом". И ещё: лидер этот, как известно, первоначально планировалось достраивать в Ленинграде и, скорее всего, именно на этом заводе.                                                                                                     Отправил это, не ознакомившись с сообщением boxer,а и практически повторил всё им сказанное.

Отредактированно VIC-2 (09.04.2016 23:58:32)

#223 10.04.2016 01:01:51

savera
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2687




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Если кому-нибудь поможет, а не запутает ещё больше - согласно этому документу:
http://istmat.info/node/48675
по одному лидеру т. Ташкент первоначально планировали заложить на заводах № 190 и 198.
С уважением,

Отредактированно savera (10.04.2016 01:09:16)

#224 10.04.2016 05:22:00

vvy
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 1766




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

boxer написал:

#1054539
И №352 -для первого серийного лидера пр.20И там же, как и планировалось.

352 - это номер "Советской Украины".

По списку продукции верфи ОТО "Ташкент" имел зав. № 215.

#225 17.04.2016 18:48:39

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

3

А.В.Платонов пишет:
    1. Щ-421. Заложена 20.11.34 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово) из деталей изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева под обозначением «Щ-313», заводской № 83. 12.05.35 г. спущена на воду. 5.12.37 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 19 мая 1939 г. начала переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу. 17 июня 1939 г. присвоено обозначение «Щ-421». 21 июня 1939 г. вошла в состав Северного флота.
    2. Щ-422. 15.12.34 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово) начата сборка корпуса из деталей изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева под обозначением   «Щ-314», заводской № 84. 12.04.35 г. спущена на воду. 6.12.37 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 19 мая 1938 г. начала переход по Беломорско-Балтийскому каналу. 17 июня присвоено обозначение «Щ-422». 21 июня 1939 г. вошла в состав Северного флота.                        3. Щ-423. заложена 8.01.36 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово) начата сборка корпуса из деталей изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева под обозначением «Щ-315», заводской № 85. В мае 1937 г. спущена на воду. 6.12.37 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 9 мая 1938 г. начала переход по Беломорканалу на Север и 21 июня вошла в состав Северного флота. 17 июля получила обозначение «Щ-423». 5 августа 1940 г. начала переход на Дальний Восток Северным морским путём. 17 октября прибыла во Владивосток. 17 апреля 1942 г. получила обозначение «Щ-139».
            В действительности всё выглядело немного иначе.
Место и время закладки  лодок.                                     1.     Документы свидетельствуют, что лодки были заложены всё-таки не в Горьком, а в Коломне. Например, в архиве ВМФ хранится служебное письмо Начальнику ВМС РККА Орлову В.М. (копия отправлена начальнику Главморпрома Муклевичу Р.А.), в котором сообщается, что, в соответствии с постановлением СТО от 18.11.33 г., «на Коломенский завод было возложено задание организовать постройку подводных лодок… из расчёта отправки их в разобранном виде на ДВК», и что «в настоящее время заложено одно судно, подготовлено к закладке второе и третье судно будет заложено в первом квартале 1935 г.». В то же время, между промышленностью и ВМС возникли серьёзные разногласия: начальник ВМС отверг вариант отправки лодок в разобранном виде и предложил достраивать суда в Николаеве, с чем не соглашался Главморпром (возникала необходимость организации достроечной базы в Николаеве, связанная с большими финансовыми расходами). Всё это затягивало решение вопроса и отрицательно влияло на ход постройки подводных лодок.  29 мая 1935 г. уполномоченный Отдела кораблестроения УМС в г. Коломне Антипин А.А. докладывал начальнику Отдела: средний прирост готовности трёх подводных лодок за апрель составляет всего лишь 0,46%. Хочу обратить внимание на то, что в апреле 1935 г. продолжалась постройка всех трёх судов, тем самым полностью опровергается факт закладки Щ-423 (как пишут Дмитриев В.И., Платонов В.А. и др.) только в 1936 г. В другом архивном документе, именуемом «О выполнении промышленностью плана заказов УМС РККА по судостроению на 1934 год», указано, что подводные лодки X-й серии заводские №№ 83, 84 и 85 (Коломенского завода) строятся для Балтийского моря (несколько позже переназначили на СФ) и процент их готовности по состоянию на 1.01.35 г. составляет соответственно  8, 7 и 7 %. Иными словами, все три заложены в конце 1934 года, причём Щ-423, скорее всего, в декабре 1934 г.    Обращаю на это внимание, поскольку этим полностью опровергается факт закладки Щ-423 (как пишется во всех справочниках и пр.) 8.01.1936 г. Что касается  двух других лодок, то у меня пока нет оснований сомневаться в правильности называемых А.В.Платоновым и др. сроков начала их постройки. Более того, в «Историческом журнале» Щ-421 (читал его в Музее СФ в Мурманске) указано, что эта лодка заложена именно 20.11.1934 г. на Коломенском заводе имени Куйбышева.   
    Сормовский кораблестроитель М.И.Лернер, отдавший подводному кораблестронию почти сорок лет жизни, в 2005 г. опубликовал в Израиле небольшой сборник «Моя жизнь  -  подводные лодки».Он пишет, в частности: «…Первое мое знакомство с капитаном II ранга М.М. Долининым, ко¬мандиром дивизиона подводных лодок Щ (“Щука”) X серии: 313. 314. 315. состоялось в 1937 году. Эти лодки начали строиться на Коломенском парово¬зостроительном заводе по заданию, утвержденному Председателем Госплана СССР Пятаковым. В 1936 году Пятаков был репрессирован. Строительство лодок было перепоручено заводу “Красное Сормово”. В июле 1936 года ко¬миссия завода, в состав которой входил и я. приняла лодки с очень низкой технической готовностью. Исходя из навигационных условий, они продолжа¬ли строиться на Коломзаводе и в весеннее половодье 1937 года за буксирами прибыли в Сормово.
На стадии монтажа механизмов, устройств и систем, согласно положе¬нию, прибыли офицеры подводных лодок и значительная часть личного соста¬ва. После завершения монтажа, швартовных испытаний лодки перевозились в плавучих доках из Сормова в Кронштадт…».
Действительно, в начале 1936 г. руководству страны стало ясно, что организовывать в Коломне постоянную базу для постройки подводных лодок (как первоначально планировалось) нецелесообразно.     2 марта 1936 г. директор Коломенского завода Доценко пишет заместителю начальника МС РККА флагману 1 ранга Лудри И.М.: «…По моему вторичному докладу наркому тов. Орджоникидзе 26.01 он поручил мне поставить Вас в известность, что организовывать постоянную базу на Коломне для п/лодок нерационально. Что же касается достройки трёх лодок X серии, заложенных на Коломзаводе… будут переданы на достройку на другой завод, т.е. «Красное Сормово». Резолюция Лудри: «т. Рахмарову. Теперь вопрос ясен. В дело. 19.05.36 г.».
   Наименования лодок при закладке.
    Платонов А.В. пишет (буквально все повторяют это), что подводные лодки, о которых идёт речь, заложены под обозначениями «Щ-313», «Щ-314» и «Щ-315». Избегая долгих рассуждений о неверности этого утверждения, приведу только один документ, содержание которого не требует пояснений.                            Приказ Командующего КБФ № 0029 от 29 мая 1937 г.                         Находящимся в постройке в Сормово для 2-й Бригады подводных лодок КБФ                 подводным лодкам типа «Щ» присвоить названия:                                подводной лодке заводской № 83  -  подводная лодка Щ-313
                подводной лодке заводской № 84  -  подводная лодка Щ-314
                подводной лодке заводской № 85  -  подводная лодка Щ-315.
                 Основание: приказ Начальника МС РККА № 065-37 года.
    К сожалению, мне неизвестна дата подписания Начальником МС приказа № 065, которую, видимо, и следует считать датой присвоения названий лодкам Коломзавода. Командующий КБФ лишь отдублировал приказ вышестоящего начальника.

Вступление лодок в строй.
        Как следует из написанного А.В.Платоновым, Щ-313, Щ-314 и Щ-315 вошли в состав Краснознамённого Балтийского флота 5-го (Щ-313) и 6-го (остальные две) декабря 1937 г. Обратимся к документам.
    1. В своё время Председатель ППК флагман 1 ранга Векман А.К. подписал справку о кораблях, принятых этой комиссией в период с октября 1927 г. по 31 декабря 1937 г. , в которой содержатся следующие сведения об интересующих нас лодках:                                Щ-313 и Щ-314  -  испытания начаты  в Кронштадте 13.11.37 г.,  приёмные акты №№ 252 и 253             (соответственно) подписаны 5.12.37 г.                                 Щ-315 -  испытания проводились там же с 24.11.37 г., приёмный акт № 254 подписан  5.12.37 г.
         Все три лодки принимались Комиссией под председательством военинженера 1 ранга Кюна Н.И.
    2. Приказ по КБФ № 0484 от 14/20.12.1937 г. г. Кронштадт.                                    Подводные лодки Щ-313 (зав. № 83), Щ-314 (зав. № 84) и Щ-315 (зав. № 85)                   6-го декабря 1937 года числить вступившими в строй действующих кораблей КБФ с             зачислением в 16 дивизион 2-й Бригады ПЛ.
            Командующий КБФ флагман 2 ранга            Исаков                        Член Военного Совета КБФ дивизионный комиссар     Булышкин
            Начальник штаба КБФ капитан 1 ранга            Левченко.                 Таким образом, все три лодки вступили в строй 6-го декабря 1937 г.                                                                                        
Зачисление в состав Северного флота.                                    1. Приказ НК ВМФ № 0035 от 16 апреля 1939 г.
                      Во исполнение постановления Комитета Обороны при СНК СССР                                (№ 68сс от 29 марта 1939 г.) приказываю:                                1. С полной водой на трассе Ленинград – Беломорск перевести с Краснознамённого                 Балтийского флота в состав Северного флота следующие корабли: 2 миноносца                    «Грозный» и «Громкий», четыре подводные лодки типа «Щука»  -  №№ 313, 314,                 315,  321,  шесть подводных лодок типа «М-3» №№ 87, 88, 89, 91, 92, 93.
        2. Перевод осуществить по Беломорско-Балтийскому каналу имени                     т.Сталина.Общее руководство по переводу кораблей от Ленинграда до                     Мурманска возложить на командующего Северным флотом капитана 1 ранга                 т.Дрозд…
                п/п Заместитель НК ВМФ корпусной комиссар  Игнатьев.

    2. Приказ НК ВМФ СССР № 0063 от 16 июня 1939 г., г. Москва.
                     1. Исключить из состава Краснознамённого Балтийского флота, как                     переданные в состав Северного флота:                                        эскадренные миноносцы….
                    управление 16-го дивизиона подводных лодок                                подводные лодки Щ-313, Щ-314, Щ-315, Щ-321…                             2. Включить в состав Северного флота, как поступившие из                         Краснознамённого Балтийского флота:                                        эскадренные миноносцы…                                        16-й дивизион подводных лодок  -  в состав Бригады подводных                             лодок, с переименованием:                                         управления 16-го дивизиона  -  в управление 3-го дивизиона.                             подводную лодку Щ-313 переименовать в Щ-421                                 подводную лодку Щ-314 переименовать в Щ-422                                 подводную лодку Щ-315 переименовать в Щ-423                                 подводную лодку Щ-321 переименовать в Щ-424….                                           Нарком ВМФ флагман флота 2 ранга          Кузнецов.
                       
    3.  Приказ Командующего СФ № 0137 от 21 июня 1939 г.     г. Полярное.                                Зачисляются:
                    … В состав бригады подводных лодок Северного флота:                            2. Управление 3-го дивизиона….                                        3. Подводные лодки: Щ-421, Щ-422, Щ-423, Щ-424….
                        Врио командующий СФ капитан 1 ранга Голубев                                Врио Члена ВС СФ батальонный комиссар Лужин                             Врио начальника штаба СФ капитан 3 ранга Жуковский.
    Безусловно, решающим в данном случае является приказ НК ВМФ СССР, и включение лодок в состав Северного флота следует исчислять с 16-го июня 1939 года.

О переходе Щ-423 на ТОФ.
    1. Приказ НК ВМФ СССР № 00145 от 14 июня 1940 г.   
                Содержание: О переходе подводной лодки Щ-423.                             1. Экспедиции по переводу подводной лодки Щ-423 Северным Морским                 путём из Мурманска во Владивосток  -  присвоить наименование ЭОН-10.                         2. Для практического руководства подготовкой к походу и самим походом  -                  сформировать командование и штаб ЭОН-10 в составе:…..                             3. На период подготовки к переходу и на переход назначить командиром Щ-423              -  капитана 3 ранга т. Зайдулина. Командира подводной лодки Щ-423 старшего                 лейтенанта т. Быстрова на этот переход назначить командиром-дублёром Щ-423.                     4. Подводной лодке Щ-423 быть готовой к переходу 15-го июля 1940 г.                            Нарком ВМФ СССР адмирал        Кузнецов.

    2. Нарком ВМФ адмирал Кузнецов  -                                              Заместителю Председателя СНК СССР т.Микояну
                                22 августа 1940 г.
            «…В виду отсутствия опыта по переводу подлодок Северным Морским                 Путём, НК ВМФ предложил… перевести одну из подлодок типа «Щ» из                     состава Северного флота на ДВ Северным Путём.                                 КО при СНК Союза ССР своим постановлением № 211 сс от 20.05.40 г.                 санкционировал перевод одной подлодки с проведением на ней ряда                     подготовительных работ.
             В обеспечение этих мероприятий, Управление Кораблестроения ВМФ                     заключило с заводом Севморпути в Мурманске договор на производство на                 подлодке Щ-423 работ, связанных с переводом подлодки.                                 Основные работы заключались в одевании на корпус подлодки «шубы»,                 замене гребных винтов на временные стальные, замене кормовых                     горизонтальных рулей и в снятии носовых.
              В настоящий момент заводом работа закончена и произведённые                     испытания подлодки дали удовлетворительные результаты.                             Подлодка подготовлена к переходу и 5 августа вышла в поход».

    3. Приказ НК ВМФ № 0660 от 10 сентября 1940 г.                                     1. Исключить из состава Северного флота подводную лодку Щ-423.                         2. Включить в состав 3-й бригады подводных лодок Тихоокеанского                     флота подводную лодку Щ-423.                                                Нарком ВМФ СССР адмирал        Кузнецов.

    4. Приказ Командующего СФ № 0363 от 29 сентября 1940 г.
                Исключить из состава Северного флота подводную лодку Щ-423.                               Основание: приказ НК ВМФ № 0660 от 10.09.40 г.
             В полном соответствии с приказом НК ВМФ прибывшая с Северного флота подводная             лодка Щ-423 с 10-го сентября 1940 г. приказом командующего ТОФ № 0460 включена в             состав 33-го дивизиона 3-й БПЛ ТОФ по штату № 36/611-Е.



    5.  Приказ НК ВМФ СССР № 0850 от 13 ноября 1940 г.                                       Содержание: О награждении участников перехода на подводной лодке                        Щ-423 из Мурманска во Владивосток.                                  В 1940 г. Северным путём из Мурманска во Владивосток и в исключительно трудных             гидрометеорологических условиях впервые был совершен переход подводной лодки Щ-423.             Благодаря самоотверженной работе личного состава подводная лодка пришла в хорошем         боевом состоянии.
             За отличное выполнение задания объявляю благодарность, награждаю золотыми часами         и присваиваю внеочередное военное звание:                                    1. Начальнику Гидрографического отдела СФ военинженеру 1 ранга т. Сендик                     Иосифу Моисеевичу  -  «капитан 1 ранга».                             Присвоить внеочередные военные звания:                                    1. Командиру подводной лодки Щ-423 ТОФ старшему лейтенанту Быстрову                     Алексею Матвеевичу  -  «капитан-лейтенант»                            2. Командиру БЧ-5 подводной лодки Щ-423 ТОФ инженеру-лейтенанту Соловьёву                 Григорию Николаевичу  -  «инженер-капитан-лейтенант»                         Объявляю благодарность и награждаю ценным подарком:                            1. Слушателю ВМА имени К.Е.Ворошилова капитан-лейтенанта Бибеева  М.А.                2. Заместителя по политической части командира подводной лодки Щ-423 ТОФ                     старшего политрука Моисеева В.С.                                3. Помощника командира подводной лодки Щ-423 ТОФ лейтенанта Лознева В.Я.                4. Командира БЧ-3 подводной лодки Щ-423 ТОФ лейтенанта Резцова А.И.   
            5. Командира БЧ-1 подводной лодки Щ-423 ТОФ лейтенантаАгафонова К.А.                6………..и др.   

    Два  интересных момента из итории службы подводных лодок «коломенской» постройки:            1) 23 июня 1939 г. Командующий СФ подписал приказ № 0139 с назначением комиссии (председатель  -  флагманский инженер-механик штаба СФ военинженер 2 ранга Слинько М.Ф.) «для расследования причин затопления соляром аккумуляторной батареи подводной лодки Щ-405»… В приказе называются: командир Щ-405 капитан-лейтенант Егоров, военком Щ-405 старший политрук Белоногов и командир БЧ-5 той же ПЛ военинженер 3 ранга Славинский;                            2) уточняя детали служебной карьеры военкома Щ-423 Моисеева Василия Сергеевича, на ОБД вдруг обнаружил следующую запись в его УПК: военком Щ-315 КБФ (12.37  -  06.39), военком Щ-407 СФ (06.39  -  04.40, со ссылкой на приказ НК ВМФ -39 г. № 0516/п) и затем снова военком Щ-423 СФ  и ТОФ (с 04.40  по  01.42).
     В этой ситуации можно сделать только один логичный вывод: какой-то очень короткий промежуток времени (от прибытия лодок дивизиона Георги А.И. на Север и до того момента, когда на флоте стало известно о подписании Наркомом ВМФ приказа № 0063 от 16.06.39 г., вновь прибывшие Щ-313, Щ-314,   Щ-315 и Щ-321 в документах СФ (в продолжение нумерации Щ-401 - Щ-404) именовались Щ-405 - Щ-408.          Разумеется, это практически ничего не значащая «мелочь», но, тем не менее, факт.

Страниц: 1 … 7 8 9 10 11 … 15


Board footer