Вы не зашли.
на пост180- на СФ был ВР-3 -водолазный речной, в составе флота всю войну .(ист. Перечень№17)
на пост 182- интереснейший снимок. 98% , 1304- ех. погранец на Эзеле или Даго. Покажите Гайдуку- может рядом его *Партизан*.
С ув. Вох.
Ну раз тронули погранцов тогда вот. Висит у меня в неопознаных?
Возможно снято в 1937 году. Повторяю - возможно.
Спасибо, уважаемый Boxer !
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #37035
Ну раз тронули погранцов тогда вот. Висит у меня в неопознаных?
http://s45.radikal.ru/i108/0902/8a/fe972b873e63t.jpg
Возможно снято в 1937 году. Повторяю - возможно.
Да кстати по неподтвержденной информации это эстонская граница а вот морская или озерная?
Уважаемый Гайдукъ, это фото мы обсуждали здесь: http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=617. Там я высказал крамольную мысль, что этот катер похож на истребитель Ревенского, но ув. Рамзес "охладил мой пыл" (долговременная остановка судостроения в Одессе, ликвидация фирмы и т.п.).
С уважением -
Б.Г.Мот Вот что значит не отслеживать все форумы и ветки? Значится выкладывали. ну не Ревенский это точно так как катер построен в Ленинграде на «Ленинградской мастерской Морпогранохраны ОГПУ» кто знает это наследница знаменитой верфи Золотова. Это один из первых заказаных в 1928 году погранцами катеров типа "ЗК".
Да доп вопрос известно что эта верфь (в то время именовалась «Петроградская верфь моторных судов» и управлялась заводским комитетом) в 1921 г. ремонтировала катер «Коммунист» для Чудской флотилии. Что за катер такой его так сказать реквизиты?
СУ ГАА.
Отредактированно Гайдукъ (28.02.2009 17:30:20)
Уважаемый Гайдукъ, я согласен, что это не "Ревенский", но на ЗК он не похож - ни на дореволюционных, ни на тех погранцов, что дожили до войны и (частично) пережили ее. Судите сами.
Дореволюционный сторожевой катер Золотова (модель)
Дореволюционный же катер связи. Они потом попали к финнам, использовались как сторожевые и тральщики
Еще катера связи.
Собственно тип "ЗК" - то, что строила верфь НКВД - бывшая Золотова.
И не кунгас это, строившийся для пограничников же:
Да, еще уточнение. В 1928 или 1927 ? Катера, проходящие у Бережного как тип "ПК" (надеюсь, мы до них еще доберемся) вроде как в 1927 строились.
Я завел речь об истребителях Ревенского, предполагая, что чертежи могли попасть на верфь, которая потом стала 5-м заводом. Ув. Рамзес почти убедил меня, что это невероятно.
С уважением -
Б.Г.Мот
вот Вам еще одна вариация из дореформенных
Катера ЗК как известно строились на протяжении ряда лет частью на старой территории верфи частью на новой. (не буду пересказывать историю верфи) и имела несколько отличных друг от друга подсерий. Ну да ладно будем пока придерживаться версии- неопознан.
Да будем-то будем, но это фото лишь подтверждает сомнения, коими маюсь я и пытаюсь заразить Вас: в каждом катере Золотова почерк вполне самостоятельный (с). Ну, хотя бы такая мелочь: при всех внешних различиях корпуса всех катеров - полубачной архитектуры, а "эстонский пограничник" - гладкопалубный с чем-то вроде карапаса в носу. Там, грубо говоря, очень разный сопромат, и без самых веских причин конструктор не станет менять идеологию в рамках одного функционального назначения. Не могу отделаться от чувства, что если даже катер строился на бывшей верфи Золотова, то в основе проекта - не золотовские наработки. По-хорошему надо устанавливать конструктора, а затем - копать, как он стал конструктором и где он им становился, но это уже из области фантастики, учитывая ведомственную принадлежность катера.
С уважением -
Отредактированно Б.Г.Мот (28.02.2009 21:33:05)
Немчиков вижу.
Б.Г.Мот написал:
Оригинальное сообщение #37253
По-хорошему надо устанавливать конструктора
Насколько я понимаю, верфь №5 перед войной вела практически все наше деревянное катеростроение. Однако проекты были не только "родные". Те же Каэмки:
Разработаны на основе купленного в Германии проекта “катера для полицейской службы на реках и озерах”, строились как пограничные, разъездные и служебные катера. В отличие от прототипа, имели деревянный, а не металлический корпус.
Wanted написал:
Оригинальное сообщение #37272
В белой фуражке случайно не Кайзер?
...спуск броненосца "Имп.Александр 3" ...разве Кайзер присуствовал ...???
На 198 пост. В ЦВММ была моделька ЗК. Она *смутила* меня некоторой нестандартностью для СКА-ПСКА.
Может , кто -нибудь выложит конкретную схемку и данные об общем количестве ЗК.
Тем более борт .51 -хотел обоснованно привязать к дальневосточной МПО.
Вох. (в поисках ,как и все).
boxer написал:
Оригинальное сообщение #37354
кто -нибудь выложит конкретную схемку и данные об общем количестве ЗК
Имеющаяся схемка, насколько я понимаю, рисовалась по той самой фотографии (четвертая в посте 192). Снимок модели в книги Мошкова также соответствует фотографии. Так что, это точно тип ЗК.
У меня эта книга, увы, в виде скана с ксерокса, поэтому качество швах.
У Мошкова также упоминаются катера типов КК-3, ГК и ЗИС - со словами, что они действовали на всех театрах: Север, Балтика, Черное море, Каспий, Дальний Восток.
Ну и вот такой зверек, вообще не проходящий в материалах по флоту:
Ув. Шарнгорст!
Благодарен за внимание.
Книга Мошкова-достойный раритет.
Тема не паханная- МПО -все-таки КГБ( НКВД).
Вот бы модельку из ЦВММ кто-бы дал.
Как говорится -бум искать.(поиск интересней обладания).
С уважением Вох.
Коль скоро тема обрела "постоянную прописку", такой вопрос. Знакомый прислал фото из книги "Пограничный надзор на море" ("Граница", 2006). В книге сказано, что это пограничный мотобот пр. 365 (возможно, носил название "Касатка"). По виду - типичный северный дрифтербот с типичным вооружением из двух ДШК.
Детали проектирования и постройки там вроде бы не приводятся, но проверит этого не могу: книга пока не ищется. Не подскажет ли кто-нибудь: это военный или послевоенный проект ? Заранее спасибо.
С уважением -
Тоже задам вопрос: кто в курсе, с какого времени исчисляет своё начало морпогранохрана? И как она правильно называлась по периодам (что-то типа "морпогранохрана НКВД - морчасти погранвойск - Береговая охрана" )? Если возможно - то с указанием временных рамок этих периодов. Заранее спасибо.
Б.Г.Мот написал:
Оригинальное сообщение #37923
это военный или послевоенный проект ?
Сдается мне, у него РЛС на фок-мачте виднеется. Т.е. довоенный период отпадает. Да и ДШК тогда в сильном дефиците были.
Scharnhorst написал:
Оригинальное сообщение #38006
довоенный период отпадает
Не факт, принимая во внимание, что, например, ЭМ и КРЛ довоенных проектов в свое время получали РЛС - кто в войну, кто после нее. То же касается вооружения. Фото послевоенное, а вот катер мог быть спроектирован и до войны, и во время войны, и после войны на базе проекта военного времени. А когда реально - вот это вопрос.
С уважением -
Вованыч_1977 написал:
Оригинальное сообщение #37995
Тоже задам вопрос: кто в курсе, с какого времени исчисляет своё начало морпогранохрана
Вас интересует только советский период? У меня есть материал о дореволюционном периоде.Если интересует могу выложить.
Kozima написал:
пост #72
Вас интересует только советский период?
Kozima написал:
пост #72
У меня есть материал о дореволюционном периоде.Если интересует могу выложить.
Думаю, что, как минимум, у присутствующих интерес будет. Информации (особенно на такую тему) мало не бывает
Отредактированно Вованыч_1977 (03.03.2009 00:29:00)
Kozima написал:
Оригинальное сообщение #38032
Если интересует могу выложить
Да, пожалуйста. Заранее спасибо.
С уважением -
Отредактированно Б.Г.Мот (03.03.2009 00:34:11)
Вованыч_1977 написал:
Оригинальное сообщение #37995
Тоже задам вопрос: кто в курсе, с какого времени исчисляет своё начало морпогранохрана? И как она правильно называлась по периодам (что-то типа "морпогранохрана НКВД - морчасти погранвойск - Береговая охрана" ab )? Если возможно - то с указанием временных рамок этих периодов. Заранее спасибо.
30 марта 1918г. было ликвидировано Управление Отдельного пограничного корпуса (ОПК). Вместо него при Наркомате финансов образовалось Главное управление пограничной охраны (ГУПО). Его возглавил бывший начальник Управления ОПК генерал Г. Мокасей - Шибинский, а в сентябре 1918 г. - бывший начальник отделения пограннадзора Управления ОПК полковник С. Шамшев. Почти весь личный состав Управления ОПК перешел в ГУПО.
ГУПО было поручено организовать охрану границы с Финляндией и Эстонией, а также побережья Белого моря. Защиту пограничных интересов республики в полосе демаркационной линии советское правительство возложило на воинские части завесы.
ГУПО подготовило проект декрета Совнаркома об учреждении погранохраны.
28 мая 1918г. Совнарком РСФСР принял декрет с незначительными поправками. В нем отмечалось, что при Наркомате по делам финансов учреждается погранохрана, на которую возлагается задача защиты пограничных интересов РСФСР.
В декрете давалось достаточно четкое определение пограничной полосы и 12-мильной морской таможенной полосы.
Организация охраны морских и речных границ республики в отличие от сухопутных участков представляла особую сложность. Это было обусловлено необходимостью иметь достаточное количество судового состава и развитую береговую инфраструктуру. Ни того, ни другого у Советского государства практически не было.
От имевшейся в бывшем ОКПС Крейсерской флотилии осталось всего лишь несколько судов, да и те по своему техническому состоянию были мало пригодны для напряженной пограничной службы. Из шести балтийских крейсеров лишь "Абрек", "Орел" и "Роксана" могли быть использованы в качестве вспомогательных судов. Из черноморских крейсеров для несения службы были привлечены после ремонта в 1920 г. только крейсер "Ворон" (25 января 1921 г. он затонул во время шторма в районе Анапы) и паровой крейсер "Ястреб". На Каспийском море в качестве гидрографического судна продолжал службу ветеран крейсерской флотилии "Часовой", который уже с 1922 г. был переоборудован в плавучий маяк.
Военные корабли, выведенные весной 1918 г. из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт и Петроград, в большинстве своем вошли в состав Балтийского флота и были привлечены к обороне Петрограда с моря. Часть судов убыла для формирования озерных и речных флотилий (Волжской, Северо-Двинской, Онежской и др.).
Суда бывшего Черноморского флота в составе 1 линкора и 11 миноносцев и эсминцев в связи с угрозой захвата их немцами по приказу советского правительства 18 июня 1918г. были затоплены в районе Новороссийска. Часть кораблей ушла в Азовское море и составила ядро Азовской военной флотилии. Корабли, действовавшие на стороне белого движения, в 1920 г. были уведены в Тунис.
В апреле 1918 г. Главное управление пограничной охраны приступило к созданию первого (Петроградского) пограничного округа, в состав которого вошло пять районов - Финляндский, Беломорский, Олонецкий, Петроградский и Чудской.
Значительную часть участка границы округа составляли морское побережье и крупные озера, в частности Чудское и Псковское, однако сил и средств для их охраны с моря не было.
Несколько лучше обстояло положение дел на Чудском озере. Составлявшие озерную флотилию вооруженные пароходы "Республиканец", "Президент", "Юрьев", "Ольга", "София", "Дельфин", катера "Ермак" и "Мотылек" сохранились в боеспособном состоянии, а их личный состав с началом революции перешел на сторону советской власти.
Поэтому уже 5 апреля военмор А. Клюсс, входивший в состав комиссии по установлению демаркационной линии по Чудскому и Псковскому озерам, в докладной записке, адресованной в Морскую коллегию, высказал предположение использовать бывшую Чудскую флотилию для пограничной охраны.
17 мая 1918 г. Управление военного контроля указало на необходимость подчинения флотилии начальнику Чудского района пограничной охраны В. Акимову.
Базой флотилии служила бухта Раскопель. Командовал флотилией военмор В. Самович, его заместителями были А. Клюсс и В. Васильев. В списке флотилии 27 имен первых военморов - пограничников.
В конце 1918 г., в связи с капитуляцией Германии, граница, образовавшаяся весной и летом 1918 г., перестала существовать. Пограничные части 3 - го, 2 - го, а затем и 1 - го пограничных округов были переданы в оперативное подчинение Красной Армии.
В феврале 1919 г. пограничная охрана была преобразована в пограничные войска, на базе которых были сформированы три пограничных дивизии.
Резкое обострение военно - политической обстановки летом 1919 г. вызвало необходимость окончательного включения пограничных войск в действующую армию.
Весной и летом 1920 г. началось восстановление линии государственной границы на севере, северо - западе и юге. На базе особых отделов фронтов, армий и приграничных губернских ЧК начали организовываться особые отделы по охране границ. На сухопутной границе и морском побережье создавались участковые и морские особые пограничные отделения, а также особые пограничные военные контрольно - пропускные пункты и особые пограничные заградительные посты.
14 июля 1920 г. Совет Труда и Обороны (СТО) учредил при Наркомате внешней торговли (образован в мае 1920 г.) Центральное управление пограничного надзора. Согласно этому же постановлению Реввоенсовету республики было приказано выделить войска и часть судов флота для охраны морских границ. Выделенные военные суда и их личный состав при охране границы руководствовались приказами Наркомвнешторга и начальников особых отделов, но по - прежнему оставались в подчинении военного ведомства.
19 мая 1920 г. был учрежден особый отдел охраны побережья Черного и Азовского морей. К концу года все особотделения и особпункты, выставленные на побережье этих морей особыми отделами фронтов, армий и губернскими ЧК, были переданы "Особотделу Черноазморей" как центральному органу охраны побережья. Начальником особого отдела был назначен В. Севей. В ноябре 1920 г. на Одесское особотделение кроме задач охраны побережья были возложены функции пограничного морского особого отделения, в обязанности которого входили досмотр и контроль за пассажирами и грузами, проходящими через порт.
Летом 1920 г. был создан Особый отдел охраны побережья Каспийского моря, в состав которого вошли морские особые отделения в Ленкорани, Энзели, Петровске и при Куринской военной флотилии. Возглавил особотдел Каспийского побережья С. Сластушинский.
Осенью того же года были сформированы Особый отдел охраны границы РСФСР с Финляндией (в Петрограде) и Особый отдел охраны побережья Белого моря и Ледовитого океана (в Архангельске).
В ноябре 1920 г. СТО принял постановление, которым юридически передал охрану всех границ РСФСР в ведение Особого отдела ВЧК по охране границ.
15 января 1921 г. под председательством Ф. Дзержинского состоялось совещание по вопросам охраны государственной границы, в котором приняли участие представители военного ведомства, ВЧК и пограничной стражи: С. Каменев, П. Лебедев, В. Корнев, М. Тухачевский, И. Уншлихт, В. Бережинский и другие. В постановлении совещания относительно организации морской пограничной охраны было записано положение о включении в состав пограничных войск необходимого числа морских и речных судов с командами. Определить необходимое количество судов и возможность привлечения их к охране границы было поручено совещанию из представителей Полевого штаба РККА, командующего морскими силами и начальника особого отдела ВЧК.
Весной 1921 г. Ф. Дзержинский обратился в морское ведомство с просьбой порекомендовать на пост начальника отдела морской инспекции ВЧК знающего дело морского специалиста. Был рекомендован Модест Васильевич Иванов, опытный морской офицер, являвшийся с ноября 1917 г. по январь 1918 г. Управляющим морским министерством и ставший первым советским адмиралом. В марте 1921 г. М. Иванову поручается организация пограничной охраны морских границ республики.
В результате проделанной отделом морской инспекции ВЧК работы уже к лету 1921 г. морпогранохране были переданы и вышли на охрану северной границы, простиравшейся от устья Печоры до Кеми, 1 тральщик и 3 катера, на финляндско - мурманскую границу - 2 сторожевых судна и 2 буксирных катера, на эстонско - латвийскую границу - 4 сторожевых катера, на туркестанскую границу в Каспийском море - 2 канонерские лодки и на Амударью -1 пароход и 6 канонерских лодок. В августе 1921 г. состоялся съезд представителей начальников особых отделов и начальников войск охраны границы. Заслушав доклад морского инспектора, съезд постановил просить Президиум ВЧК ходатайствовать перед СТО о передаче в морскую охрану границ войск ВЧК необходимое число судов и личного состава.
Однако флот не имел возможности полностью удовлетворить даже самые скромные запросы морпогранохраны.
В октябре 1921 г. в связи с необычайно широким размахом политического бандитизма в пограничных районах СТО принимает решение о передаче службы по охране границ РСФСР военному ведомству.
Несение морской пограничной службы передавалось Военно - морским силам. Судовой состав пограничной флотилии ВЧК был передан морскому командованию на местах их базирования. На морскую инспекцию при Управлении войск ВЧК были возложены функции связи и координации действий между военно - морским командованием и органами ВЧК.
Военным ведомством для охраны балтийско - ладожского участка было выделено 16 судов, из них 4 эсминца и 3 сторожевых судна. Для северного побережья выделялось в общей сложности около 60 единиц плавсредств, среди них 2 яхты, 2 эсминца, 6 сторожевых кораблей, катера и др.
Представляя из себя внушительную военную силу, выделенные морским командованием средства в короткий срок смогли остановить массовое безнаказанное нарушение морских границ со стороны сопредельных государств. Однако для выполнения специфических задач пограничной службы экипажи военных кораблей были не готовы.
Вследствие этого состояние охраны морского побережья в ряде районов, особенно, где отсутствовала их сухопутная охрана, оставалось неудовлетворительным. Так, побережье горла Белого моря от устья р. Поной до мыса Воронов не охранялось вообще. Приходящие сюда иностранные суда останавливались на рейде в 15 - 20 верстах от портов и осуществляли скупку у местного населения накопленных запасов рыбы, пушнины, дичи и т.п. Наши же контролеры могли попасть на эти корабли только на попутных частных судах.
Отсутствие налаженной системы оперативного информирования командиров военных судов, выделенных для погранохраны в территориальных водах черноморского бассейна, и отсутствие должной сухопутной охраны побережья сделало его открытым для притока различного рода контрабанды. Примером может служить беспрепятственная высадка в районе Сочи 140 человек греческих беженцев, лишь случайно обнаруженных на 3 - й день их проживания на берегу.
В конце июля 1922 г. в г. Новороссийске при отходе итальянского парохода на нем была обнаружена контрабанда в количестве 200 пудов серебра, свыше 2 пудов золота, платины и бриллиантов. По оперативным же данным работников ВЧК, ежемесячный вывоз за границу драгоценных металлов из Батуми, Новороссийска и Севастополя достигал 50 пудов золота и нескольких сот пудов серебра.
Положение с организацией охраны морской границы Каспийского моря было немногим лучше. Из выделенных на границу 5 сторожевых судов типа "Ласка", пришедших в Баку в июле 1922 г., и одного моторного катера - два требовали капитального ремонта и два среднего ремонта. Вследствие такого положения наглость персидских и отечественных торговцев дошла до того, что они стали беспошлинно перевозить свои товары даже днем, не таясь от местного населения и властей.
По особому складывалась история создания советской морской и речной погранохраны на Дальнем Востоке. 6 апреля 1920 г. в Верхнеудинске (Улан-Удэ) на учредительном съезде трудящихся и партизан Забайкалья была провозглашена Дальневосточная республика (ДВР). В состав ДВР вошли Забайкальская, Амурская, Приморская области, Северный Сахалин, а также район Китайско - Восточной железной дороги, где проживало русское население. Для охраны государственной границы в ДВР было создано шесть пограничных районов и сформировано Управление начальника пограничных районов. Непосредственную охрану границ осуществляли пограничные войска, выделенные из состава Народной армии ДВР. В пограничных районах, расположенных на морском побережье, по берегам рек и озер в помощь сухопутным подразделениям пограничных частей организовывалось патрулирование на судах, выделяемых из состава Народно-революционного флота ДВР. Так, в Охотское море и к берегам Камчатки было направлено четыре посыльных судна, в Приморскую область - 2 судна. Для охраны границы по рекам использовались рыбацкие баркасы и лодки.
С уходом японцев в октябре 1922г. из Владивостока вся территория Дальнего Востока (за исключением Северного Сахалина) была освобождена. 15 ноября 1922 г. декретом ВЦИК территория ДВР вошла в состав РСФСР. Для охраны границ было создано Управление пограничной охраны и войск ГПУ Дальнего Востока, начато формирование морской пограничной охраны на Тихом океане.
27 сентября 1922 г. СТО принял постановление охраны сухопутной и морской границы РСФСР в ведение Государственного политического управления (ГПУ) и создании для этого Отдельного пограничного корпуса (ОПК) войск ГПУ. В состав корпуса передавались все части и подразделения, охранявшие в то время государственную границу.
Командиром Отдельного пограничного корпуса (по совместительству) был назначен начальник контрразведывательного отдела ГПУ А. Артузов. По вопросам управления пограничными войсками он подчинялся непосредственно председателю ГПУ и его заместителю.
С образованием ОПК существенно изменились организация и система управления пограничной охраной. В составе корпуса было создано 7 округов: Петроградский, Западный, Украинский, Северо-Кавказский, Закавказский, Туркестанский и Сибирский (позже сформировалось Управление погранохраны ГПУ Дальневосточного края).
Для охраны водных границ в соответствии с положением об ОПК предусматривалось создание морских и речных флотилий, организационно входящих в состав пограничных округов, имеющих водные границы. Общее управление флотилиями корпуса поручалось помощнику начальника штаба войск ГПУ по морской части. Он же возглавлял отделение морской пограничной службы ОПК, образованное 25 декабря 1922 г. Начальником отделения был назначен военмор Бурачек.
2 января 1923 г. ГПУ издало приказ №511 о формировании морских и речных пограничных флотилий, утвердило временное положение об организации управления кораблями и частями, входившими в состав флотилий ОПК. В соответствии с приказом передаваемые погранкорпусу Морским ведомством суда сводились в 4 флотилии: Северная флотилия (в составе 2 отрядов судов - Архангельского, Мурманского, а также службы наблюдения и связи); Финско - Ладожская (отряды Финский, Ладожский и Чудской); Черноморска (отряды Одесский, Севастопольский, Новороссийский и Батумский); Каспийская (отряды Бакинский и Красноводский).
Во главе каждой флотилии назначался начальник, который в административно - техническом отношении подчинялся непосредственно помощнику начальника штаба войск ГПУ по морской части, а в оперативном отношении - начальнику войск соответствующего пограничного округа. В штабах войск ГПУ этих округов были введены должности морских инспекторов.
Общая численность судового состава флотилий ОПК .составляла чуть более 60 единиц, из них 29 сторожевых и посыльных судов, 17 паровых и сторожевых катеров, 14 моторных катеров. Однако значительная часть переданных погранохране судов требовала текущего и среднего ремонта, а некоторые - и капитального.
Отдельным приказом ГПУ № 289/30 от 19 мая 1923 г. для охраны бухаро - афганской границы по р. Амударья был образован Амударьинский пограничный отряд судов в составе 4 легких моторных катеров.
Таким образом, к лету 1923 г. организационные мероприятия по созданию морской пограничной охраны советского государства в основном были завершены.