Сейчас на борту: 
armour-clad,
mihapm,
serezha
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#26 01.06.2012 20:01:01

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

И вот еще нечто очень знакомое и повторяющееся...
"фонд номер 5.дело 80 от 5.10.18г.
  "О задержании в городе Новороссийске хлеба,направленного с Украины в Грузию до изменения их позиции по отношению к Сочинскому округу".9с)

#27 02.06.2012 11:23:17

Симен
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #534805
приказом № 331 от 18 апреля 1916 года командира Черноморского флота адмирала А.В .Колчака

1) не командира, а командующего
2) не Колчака, а Эбергардта (Колчак вступил в должность 9 июля 1916)
3) в это время Колчак был еще контр-адмиралом, а в должность вступил вице-адмиралом.
4) проработка вопроса о создании в Новороссийске временного военного порта началась в конце 1915 г.

Так что в любом случае это заслуга адмирала Эбергардта.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #534805
И он был вынужден мобилизовать оставшиеся в порту, после предыдущих мобилизаций 1914 и 1915 годов, гражданские суда. Военными транспортами стали пароходы "Христиан Небе", "Дружба", винтовые шхуны "Дооб" и "Пенай", портовыми судами числились буксиры "Новороссiйскъ", "Марiя",  катера "Работник", "Эдинька" и "Экспресс", а земснаряду "Кербедз"

Временный военный порт в Новороссийске не мог ничего мобилизовать, т.к. ему по штату не положено была Мобилизационная часть. А пароходы "Христиан Небе", "Дружба", "Дооб" и "Пенай" и т.д. были привлечены по Законы о военно-судовой повинности Моб. частями Николаевского и Севастопольского военных портов и передавались в порт первые 2 из Транспортной флотилии, "Дооб" точно не помню, но кажется из отряда заградителей, а "Пенай" от Пристрелочной станции, остальные, в большинстве своем от портов.

#28 02.06.2012 11:46:22

Симен
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #538709
К началу 1919 года два судна «Баян» и «Аврора» спущены со стапелей. Две шхуны были почти готовы к спуску, надо было установить моторы (так тогда назвались главные двигатели), гребные валы и винты, провести конопатку корпуса. Пять других шхун были в разной степени готовности. Для двух не было моторов. А десятую шхуну так и не заложили. Предполагаемое время окончания постройки всех шхун август 1919 года.
Предположительно, все эти шхуны должны были имеет название букв русской азбуки. На стапеле стояли шхуны «Аз» и «Живете». Но моряками, после спуска, были переименованы в названия героических кораблей.

Шхуны, заказанные Морведом, в постройке имели просто номера, в частности, "Аврора" и "Баян" были №№ 5 и 6. Шхуны с названиями букв - это совсем другое.
В июне 1919 г. Тихменев, как начальник отдела Морск. Управления, продал в Екатеринадаре Русскому Акц. Обществу Моторно-Парусного Судоходства, Торговли и Страхования "Шхуна" за 2 млн. руб акциями:
а) 2 шхуны, окончившие постройкой из 10 шхун, строившихся в 1917-1918 гг. в Новороссийском порту ("Баян" и "Аврора");
б) 8 шхун, находящихся в постройке. Вместе с шхунами к покупателю переходили: мастерские, станки и т.д., приобретенные Морведом для постройки этих 10 шхун в Новороссийске; сверх того 3 мотора, отданные во временное пользование на городскую водокачку, на Ревельский ССЗ и на электростанцию в Новороссийске;
в) парусные шхуны - Аз и Земля на слом для использования материалов длч ремонта остальных шхун
г) сданы в аренду на 10 лет 9 шхун (в т.ч. п-м Слово, Люди, парусн. - Живете и Глаголь, остальные опускаются как не относящиеся к делу).

"Аврора" в 1921 г. стала "Айя", "Баян", похоже, увели белые (или путаю с ростовским ?), в 1920 достроили № 7 (но имя не знаю, может быть "Красноармеец"), в 1920-1923 гг. достроили в Новороссийске "Красные" "Водник", "Казак", "Моряк" и "Признак" и еще одно судно, которое называлось просто и со вкусом - "Моторное судно". Часть из них имели моторы "Болиндер" в 120 сил, часть "Аванс" - 92 л.с. Размеры по проекту 110 x 21 фут. К 1939 г. в Новороссийске осталась только одна из этих шхун.

#29 02.06.2012 11:53:38

Симен
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Симен написал:

Оригинальное сообщение #541894
"Признак"

Описка, правильно "Красный Призрак".

А откуда известно, что у Об-ва "Шхуна" была верфь в Новороссийске аж с 1914, хотя само Об-во было создано Особым совещанием в Екатеринодаре примерно в мае 1919 г. ? Может быть мастерские Морведа и верфь Об-ва "Шхуна" - это одно и то же ? Нельзя ли как-нибудь уточнить ?

#30 04.06.2012 12:05:34

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Господин Симен!
Очень интересные сведения! Интересно узнать источник.
Интересно было бы узнать, привлечение по военно-судной повинности и мобилизация это не одно и то же для судовладельца. В чём разница?

#31 06.06.2012 16:44:42

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Интересен вопрос, какие деньги имели хождение в Новороссийске в эт овремя.
До 13(26) августа 1918 года в Новороссийске была Советская власть, которая использовала деньги Государственного банка России, выпущенных как до 1917 года, так и после, то есть романовские и керенки. Разменных денег, то есть денег малых номиналов, стало не хватать, то были выпущены боны Черноморской республики за подписью А.А. Рубина.
    14(27) августа 1918 года город заняли части Добровольческой армии и кубанских казаков. Боны за подписью Рубина были отменены, оставлены в обращении только романовские и керенки.
    В это время Ростовский банк был «приватизирован» Всевеликим войском Донским и стал издавать свою, донскую валюту. Так как Круг объявил Дон независимым от России. И эта независимость была признана странами Тройственного союза. Гладя на «старшего брата», и Кубанское казачество объявило о независимости Кубани. И то же пыталось выпускать свои деньги, не допуская в обращении деньги Всевеликого войска Донского.
    Поэтому в 1918 года денежные знаки выпущенные Ростовским Банком в Новороссийске просто не имели хождения.
    Только 26 декабря 1918 года генерал А.И. Деникин издал приказ № 1: «По согласованию с атаманами Всевеликого Войска Донского и Кубанского, сего числа я вступаю в командование всеми сухопутными и морскими силами, действующими на Юге России», с которого и начинается история Вооружённых сил юга России – ВСЮР.
После этого встал вопрос об издании единых для всей территории ВСЮР денег. В апреле 1919 г. Особое Совещание при Главнокомандующем ВСЮР рассмотрело вопрос «Об организации печатания денежных знаков для нужд армии». Особое Совещание постановило, что «ввиду затруднений, испытываемых Ростовской ЭЗГБ, по изготовлению необходимого ВСЮР количества денежных знаков, поручить Главному Комитету Содействия оборудовать в спешном порядке ЭЗГБ в г. Новороссийске». Члену Особого Совещания Н.В. Савичеву поручили срочно приступить к необходимым работам. 16 июля 1919 г. Особое Совещание постановило ассигновать 20 тыс. руб. в распоряжение Начальника Управления Финансов, на выдачу гражданским инженерам Н.Ф. Рыбину и А.А. Юнгеру вознаграждения за исполненные ими рисунки образцов денежных знаков. Было решено выпускать купюры 5000, 3000, 1000, 500, 250, 100, 50, 25, 10, 5, 3 и 1-рублевого достоинства. На лицевой стороне денежных знаков помещен текст: «Билет Государственного Казначейства Главного Командования Вооруженными Силами на Юге России. Обязателен к приему во всех платежах в казну и между частными лицами». На оборотной стороне: «Билеты Государственного Казначейства подлежат обмену на денежные знаки имеющие быть выпущенными Единым Российским Правительством. За подделку билетов Государственного Казначейства виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу».
В сентябре выпуск денег начался. Кроме Новороссийска деньги выпускались в Киеве, Одессе, Симферополе, Феодосии. Все они были одного образца, но различались обозначением серии. Купюры, выпущенные в Новороссийске, имели серию АА.
Но и эти деньги не очень то и принимали. Дело дошло до того, что в январе 1920 года  Главноначальствующий Черноморской губернии издал обязательное постановление о введении наказаний за отказ принимать денежные знаки командования ВСЮР.
Деньги, изданные Ростовским банком, в Новороссийске появились только в конце 1919 года вместе с беженцами из Ростова. Кроме того, надо отметить, что в Новороссийске в большом ходу была валюта английская и турецкая, но не официально.

#32 07.06.2012 21:34:27

Симен
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #543022
Интересно узнать источник.

Ув. Старый Судоремонтник! Не понял до конца, что Вас конкретно интересует. Но по созданию временного Новороссийского военного порта я использовал ф. 609 оп. 1 д. 879 в РГА ВМФ, возможно, для Вас интересны будут сведения, содержащие на л. 27, что планировал адм. Эбергардт иметь в Новороссийске: 1 бригада лин. кораблей, 3 крейсера, 2 гидро-крейсера, минную бригаду. По Об-ву "Шхуна" в этом же архиве есть примерно десяток дел, но в своем сообщении я, в основном, использовал ф. р-363 оп. 1 дд. 94 и 419.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #543022
Интересно было бы узнать, привлечение по военно-судной повинности и мобилизация это не одно и то же для судовладельца. В чём разница?

Для судовладельцев, судя по их жалобам в различные инстанции, это было одно и тоже, но по сути разные вещи. Проще говоря, военно-судовая повинность - это взаимоотношение государства (военных властей) и судовладельца как гражданина (подданного), а мобилизация - это "взаимоотношение" между военными властями и самим судном, т.е. то, что они делают с последним, чтобы использовать его по военному назначению.

#33 07.06.2012 23:05:36

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Вот  деньги ВСЮР.
http://humus.livejournal.com/1892212.html

#34 08.06.2012 11:26:24

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6492




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

http://militera.lib.ru/h/civilwar_blacksea/02.html
Белый флот на Черном море

П. А. Варнек. Образование флота Добровольческой армии - и тоже при неопределенности вопроса - просто информация об использовании Новороссийска не только Добрармией, а ВСЮР.


Sapienti sat

#35 08.06.2012 12:49:53

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Спасибо, господин Симен за информацию.
Увы, на берегах Невы гулял и я, но вреден Север для меня. В ЦГА ВМФ я работал с фондами по основанию Новороссийска в 1838 году, читал вахтенные журналы миноносца "Новороссийск". А на остальное просто не хватило времени.
Если не жалко, поделитесь, чем не жалко. Буду премного благодарен. У нас этого нет.
Сведения по "Шхуне" у меня из нашего архива, но вторичные сведения. Дел непосредственно посвященных "Шхуне" не сохранилось.

#36 09.06.2012 12:48:35

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Да, господа. Бежали моряки из Новороссийска, даже не дожидаясь окончания ремонта своих кораблей. Вот рапорт командира «Пылкий» от 11 июля 1919 года директору завода «Судосталь», на котором эсминец ремонтировал камбуз, проводил переборку турбин, арматур, холодильников, ремонт моторного катера, выполнял работы по корпусу и т.д. и т.п.:.
«… Вследствии перехода миноносца в Севастополь, прошу Вас сделать распоряжение о прекращении работ на вверенном мне миноносце…»
Подпись командира корабля не разборчива.
Ушли, не закончив ремонта, эсминцы «Строгий», «Поспешный», подводные лодки «Утка», «Тюлень». Я так и не понял, могли ли эти лодки погружаться под воду в 1919 году?
НГА ф. Р-33, оп. 1, д. 10, лл. 33, 49, 50, 52, 55, подлинник
В общем-то, на этом и оканчивается история Новороссийской военно-морской базы ВСЮР. Уйдя в Севастополь, военные моряки перестали интересоваться Новороссийском. Ни кто не создавал береговую оборону базы. С Грузией вроде бы договорились посредством англичан, Болгария и Румыния вроде как союзники, а в Турции своя гражданская война началась. Ни кто, даже и не планировал, не то, что строил оборону базы с суши. А зачем, ведь белые войска были уже под Москвой! Были…
Впрочем, Новороссийцы даже остались довольны, что военные моряки ушли. Город-то не большой, помещений на всех не хватало. Только моряки освободили занятые ими помещения, так в них вошли сухопутные войска.
Торговому порту военные то же мешали. 20 июля, после покидания кораблями Новороссийска, состоялось заседание портового присутствия, на котором приняли участие представители ВСЮР, порта, ведущих предприятий города и городского самоуправления. Рассматривался вопрос о создании в Новороссийске Вольной гавани. «Председатель формулирует мнения участников совещания, в коих было изложено:
1.    Признание крайней необходимости в ближайшем  времени
устройство Вольной гавани в Новороссийском порту, что исключительно было признано возможно целесообразно разрешить вопрос, как соблюдения интересов таможенных сборов с привозимых грузов, так равно и облегчить стеснения по в возе в Новороссийск заграничных грузов всё более развивающегося импорта…» 
Вот так, всё более развивающегося импорта! Английские корабли приходили регулярно, доставляя военную помощь ВСЮР. За цемзаводами англичане создали свой склад, куда складывали часть имущества. Другая часть хранилась в порту и амбарах железной дороги.
Не секрет, что Вiльна Кубань ещё в 1918 году установила государственную границу между Кубанью и Черноморской губернией и не пропускала продовольствие с Кубани на побережье. Спасибо англичанам, помогали с провиантом. Не всё поставляемое ими продовольствие доходило до армии, что- то оседало и в Новороссийске. А поселяне деревень губернии гнали вино по третьему разу из отжимок, такое, что только по мозгам бьёт, и отдавали его всем приходящим за продуктами, и белым, и зелёным. Выпьют посланцы по кружечке – другой, с собой в дорогу возьмут для товарищей, и жизнь у них веселей, и поселян не трогают.
Велись в порту работы по устройству (так в документе, фактически – постройке) угольной гавани. Для отсыпки применяли шлак с заходивших в  порт судов. Железная дорога продолжала работы по устройству 6-й пристани, начатой ещё до Первой мировой войны.
Процветал и судоремонт. Наличие дока, не занятого военными кораблями, привлекало гражданские суда со всего Чёрного моря. Так, М.И. Говалло из Ялты, ставил в док пароходы «Алушта» и «Гурзув»  Южно-Берегового пароходства, начальник Керченского порта – шаланды «Диоскурия» и «Ахиллеон», контора Новороссийского транспортного страхового общества - п/х «Черномор», Пароходства «Э.С. ди Поллоне и Ф.К. Звороно», доверенный в Новороссийске Н.С. Линордато, - п/х «Джигит», Иван Демосфенович Нерис - моторные суда «Сергий» и «Ля-Фортуна». И так до конца года… Работы на всех судах были одинаковы: очистка и окраска подводной части корпуса, мелкий ремонт.
Ставились в док суда Новороссийского военного порта. В сентябре пароходы «Осторожный» и «Мечта», катер «Герой». В некоторых документах «Мечта» упоминается и как тральщик. В декабре – тральщик «Роза» и пароход «Полезный», который ледоколом не числился.
12 августа 1919 года получено разрешение вице-адмирала Саблина  на ремонт эсминца «Свирепого» на заводе «Судосталь», но документов о ремонте не сохранилось. В октябре из Севастополя на ремонт приходили посыльное судно № 10, он же миноносец № 10, вооружённый 47-мм пушками, и посыльное судно «Лётчик». Так же упоминается в документах как миноносец.
Приходилось портовикам решать вопросы Управления работ по устройству экспедиции заготовления денежных знаков, которое расположилось на углу Романовской и Лазаревской улиц, ныне ул. Свободы и конституции. И в сентябре Новороссийск стал печатать свои денежные знаки с литерой «А».
Последний документ о судоремонте, сохранившийся в архиве – это заказ от февраля 1920 года на ремонт трёхякорного электродвигателя насоса циркуляции масла подводной лодки АГ-22. Что делала лодка в Новороссийске в феврале 1920 года в документах не сказано.
НГА ф. Р-33, оп. 1, д. 10, лл. 81, 82, подлинник
Пренебрежение к Новороссийску, как военно-морской базе сказалось в феврале – марте 1920 года, при эвакуации Белой армии. Ни кто так и не смог ни построить укрепления, ни поставить войска на защиту города, ни обеспечить транспортами эвакуацию всех людей.
Закончу я свое повествование цитатой из мемуаров А.И. Деникина:
    «Прошла бессонная ночь. Начало светать. Жуткая картина. Я взошел
на мостик миноносца, стоявшего у пристани. Бухта опустела. На внешнем
рейде стояло несколько английских судов, еще дальше виднелись неясные
уже силуэты транспортов, уносящих русское воинство к последнему клочку родной земли, в неизвестное будущее.
   В бухте мирно стояли два французских миноносца, по-видимому, не
знавшие обстановки. Мы подошли к ним. В рупор была передана моя просьба:
    - Новороссийск эвакуирован. Главнокомандующий просит вас взять на борт сколько возможно их числа остающихся на берегу людей.
    Миноносцы быстро снялись и ушли на внешний рейд. ( Позднее они приняли участие в спасении людей, шедших береговой дорогой, южнее Новороссийска.)
    В бухте - только один "Капитан Сакен".
    На берегу у пристаней толпился народ. Люди сидели на своих пожитках, разбивали банки с консервами, разогревали их, грелись сами у разведенных тут же костров. Это бросившие оружие - те, которые уже не искали выхода. У большинства спокойное, тупое равнодушие - от всего пережитого, от утомления, от духовной прострации».
Была бы полноценная новороссийская военно-морская база – этого можно было избежать. Ведь в ноябре 1920 года из Севастополя вывезли всех, кто желал!

#37 09.06.2012 13:28:53

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Между Севастополем и Новороссийском существовала и другая конкуренция- за трофеи.
Поскольку на заводах имелись весьма ограниченные запасы сырья и материалов,то  представители заводов разъезжали по занятой ВСЮР территории в поисках их.
Если материалы представляли интерес для завода,начинались хлопоты по передаче их заводу. Например, однажды представитель "Судостали" обнаружил запасы стали,но , увы, севастопольцы опередили в получении разрешения на их вывоз.
Когда представитель "Судостали" узнал,что занят завод в Донбассе,где производились 122 мм снаряды,он сообщил об этом заводу. Завод же обратился  с просьбой выдать пропуск на данную территорию.  Но получил отписку ,что пропуска не в компетенции управления артснабжений.
Представитель завода посетил Полтавскую губернию на предмет,чем бы там разжиться и был мобилизован местными начальниками. А завод только что добился его откомандирования к себе...

#38 13.06.2012 13:14:43

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Существование советской Новороссийской военно-морской базы было несколько более продолжительной, чем базы ВСЮР – почти полтора года. По освобождении города от белых (кому не нравиться – примените другой термин, не обижусь), была создана в Новороссийске военно-морская база. Для неё собирали моряков со всего Северного Кавказа. Попал сюда и пулемётчик бронепоезда Вс. Вишневский. Его письма из Новороссийска отцу – на сегодняшний день единственный доступный источник информации о деятельности НВМБ.
В Новороссийске сформировали флотский полуэкипаж, конфисковали все суда и катера, оставшиеся в Цемесской бухте. Опять встал вопрос судоремонтом. И.Д. Папанин так и не раскрыл в мемуарах секрет, как ему удалось так быстро отремонтировать катера для его экспедиций в Крым.
Да, база занималась не только охраной побережья, но и отправкой секретных экспедиций. О двух, руководимых И.Д. Папаниным в Крым известно почти всё. Об остальных – только строчка из письма Вс. Вишневского:
«…Утром в Турцию ушли суда, на которых я должен был ехать...»
Что это была за экспедиция, какие у неё были цели и задачи, можно только предполагать.
Да и сам Вс. Вишневский был не просто матросом. Как он писал в одном из автобиографических рассказов:
    «… Я наладил катер «Гаджи-Бей» и хожу на нём. Изловил турецкую шхуну «Тижари-Багри». Моторист на ней русский. Он производит хорошее впечатление, я доверяю ему и отправляю с ним в Константинополь агитлитературу для моряков союзной эскадры …».
За это его и забрали с базы и направили на работу в парком Новороссийска. Парком – партийный комитет, так в 1920 году назывался Горком КПСС.
21 апреля в Новороссийский порт вошел итальянский крейсер "Этна". Его командир заявил, что он прибыл по поручению конференции держав Антанты в Сан-Ремо с целью начать предварительные переговоры  относительно возобновления официальных сношений между итальянским  правительством и правительством Советской России. Ни каких документов, подтверждающих дипломатическую миссию, у командира корабля не было. Попытки советских властей связаться по этому поводу с Римом оказались безуспешны. Советскими властями стало ясно, что "посол мира" прибыл в Новороссийск с целью разведки, и было принято решение корабль задержать.
28 апреля в 22 часа итальянский крейсер " Этна " стал выходить из порта            Новороссийск без разрешения властей. Он был освещен прожектором и предупрежден орудийным выстрелом, но не остановился. По крейсеру был открыт огонь с береговой батареи и бронепоезда. Крейсер ответил из нескольких орудий. Наблюдатели отмечали попадания в корабль. В разгар  перестрелки погас прожектор, что позволило итальянскому кораблю  безнаказанно уйти. 
Какие орудия и, тем более, бронепоезд обстреливали «Этну» - не знаю.
В августе 1920 года был Врангелем был высажен десант на Кубани. Главный на Азовском побережье, вспомогательный, под командованием генерала Черепова, под Новороссийском. Моряки базы сформировали сухопутный отряд и участвовали в разгроме десанта Черепова. Участие кораблей в разгроме этого десанта – не отмечено. Более того, за эти дни в журнале учёта выходов судов из бухты не отмечен выход ни одного судна.
Но база продолжала развиваться. Ей из Баку передали английские торпедные катера, захваченные в Энзели, в сентябре – турецкие канонерские лодки, получившие название «Луч Востока» и «Восставший», пароход «Шахин». В ноябре пришёл ещё одни турецкий пароход «Прейс». 18 ноября в 3 часа дня в Новороссийске состоялся торжественный парад-митинг по случаю освобождения Крыма от белых банд Врангеля. На параде митинге выступил «представитель турецкого пролетариата, прибывший из  Трапезунда, Хафис».  По окончании митинга все пошли на пристань приветствовать присланные в подарок Красному флоту от Кемаль-паши два больших парохода «Шахин» и «Прейс». Под команду «На караул» и звуки «Интернационала» на обоих пароходах спущены турецкие и подняты красные революционные флаги РСФСР под громкие крики «Ура»!
Капитан грузового турецкого судна «Прейс» Талаатми приветствовал пролетариат Советской России от имени пролетариата Турции и  высказал уверенность, что соединёнными усилиями пролетариат России, Запада и Востока уничтожит мировую буржуазию. Вечером во всех театрах города проходили праздничные концерты.
газета «Красное Черноморье» № 193  от 20 ноября 1920 года
Но в ноябре освободили Севастополь и судьба НВМБ была решена. Из Новороссийска в Севастополь стали переводить катера, корабли и в середине 1921 года НВБ расформировали. Все оставшиеся в бухте корабли демобилизовали передали Мортрану – управлению Морского транспорта. Покинул Новороссийск и Вс. Вишневский. Но всё же несколько рассказов, посвященных нашему городу, он написал.
В истории НВМБ наступил двадцатилетний антаркт.

#39 13.06.2012 17:29:49

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Вот часть того,что осталось в Новороссийске.
Это то,что отдали Госсудоподъему Мортрана.
!У учреждения имелись спасательное судно «Кербедз» (именуется также землесосом мощностью 350 НР), 4 катера («Коршун», «Удалец», «Тигр», «Первый»), 4 баржи (одна из них водоналивная), водолазный бот, болиндер №441(это  бывшая десантная самоходная баржа), 40-тонный плавкран (мощность 100 НР). (с)
А "Превеза" и "Айдин_Рейс" в Новороссийске еще и ремонтировались и даже модернизировались.
Батарей в Новороссийске было две ( на Мысхако и в нынешней Кабардинке),вот такая из них итальянцев пугала,не в курсе. Почему "нынешней"-потому что тогда Кабардинка к морю даже и не выходила,а батарея эта аж в районе памятника "Нахимову"...

Отредактированно sezin (13.06.2012 18:04:30)

#40 15.06.2012 12:03:34

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Осталось подвести итоги. Какое значение имел Новороссийск в истории Черноморского флота. Как это Вам сем не покажется странным – самое главное. Игнорирование Новороссийска всегда приводило к трагическим последствиям для флота.
Крымская война. На Новороссийск базируется отряд кораблей Черноморской береговой линии. Это вооружённые пароходы и парусные транспорта. Казалось, у флота появилась маневренная база. Перевод всех пароходов в Новороссийск, конечно, с соответствующим обеспечением порта углём и боеприпасами, позволил бы создать крейсерский отряд для деблокады Севастополя. Но по приказу высшего командования все корабли согнали в Севастополь, где их, по возможности, утопили.
В русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг. Новороссийск, не имея ни каких укреплений и войск, всё же использовался С.О. Макаровым как маневренная база для его корабля «Великий князь Константин». В результате Черноморский флот заимел одни из лучших страниц своей истории.
Про Гражданскую войну я уже писал.
Во время Великой отечественной войны приказом Верховного Главного командования Новороссийск был назначен главной базой снабжения Севастополя!!! Одно это говорит о роли Новороссийска в истории Черноморского флота. И ведь справились же, хотя и не готовились к этому.
После войны опять о НВМБ забыли и её сократили.
Лихие и трагические 90-е годы ХХ века доказали, что Новороссийск – всё же это главная база Черноморского флота России!

#41 28.06.2012 11:53:11

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Нашёл на посторах Интернета фото итальянского крейсера "Этна", который в апреле 1920 года обстреливал Новороссийск:
http://i40.fastpic.ru/thumb/2012/0628/68/bd2ab3366889288435a8ad63af94dd68.jpeg
1909 год, рейд Нью-Йорка.
К сожалению, в Новороссийске ег они кто не фотографировал.

#42 16.07.2012 11:48:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Неожиданное упоминание об отношении властей Новороссийска к морякам я нашем в воспоминаниях старого кубанского большевика Николая Пшеничного. Летом 1919 года, он, ещё молодой юноша приехал в Новороссийск и попал в облаву:
«…Оглядываясь по сторонам, я увидел среди задержанных Владимира Калашникова. Это мой товарищ по Темрюкскому реальному училищу… Он сочувствовал большевикам и выполнял поручения, хотя и не был формально членом партии. Когда белыми была объявлена мобилизация его возраста, Владимир решил не уклоняться от призыва и пойти  во флот…
Когда к ему подошёл офицерский патруль, он сразу же показал документы, удостоверяющие, что он зачислен в деникинскую армии. Это удовлетворило офицеров. Одни из них спросил, на каком корабле Калашников собирается служить. Тот ответил, что на миноносце.
    - Счастливого плавания! – напутствовал его офицер.
Я увидел, как Володя двинулся к выходу…»
А автора, Николая Пшеничного, не имевшего таких документов деникинцы тщательно обыскали, даже прощупали подкладку студенческой тужурки.
О дальнейшей судьбе Владимира Калашникова автор скупо сообщает:
«…Из-за трагической случайности жизнь его вскоре оборвалась. Море стало его могилой…»

#43 15.10.2012 11:20:12

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Друзья из музея, передали мне некоторые, весьма скудные, сведения о командирах Новороссийской военно-морской базы. Надеюсь, что Вы поможете мне их дополнить и расширить.

Якушев Сергей Александрович – первый командир Временного Новороссийского военного порта.
Родился 31 марта 1880 года. В 1898 году поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1900 году в звании мичмана. Служил на Балтике. В 1902 – 1904 годах участвовал в заграничных походах транспорта «Бакан». С 1905 года по 1909 год служил на броненосце береговой обороны «Адмирал Сенявин». С 1909 года по 1011 года – флагманский штурманский офицер Штаба Начальника Черноморского отряда. В 1911 году  - старший офицер канонерской лодки «Запорожец», в 1912 году – канонерской лодки «Терец». До начала Первой Мировой войны награжден пятью орденами и медалями.
Участие в Первой мировой войне не известно. Приказом командующего Черномосрким флотом № 331 от 18 апреля 1916 года назначен командиром Временного Новороссийского военного порта.
Дальнейшая судьба С.А. Якушева неизвестна.

#44 15.10.2012 20:52:45

Рид
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #608536
С 1905 года по 1909 год служил на броненосце береговой обороны «Адмирал Сенявин»

Что-то мне не по себе . Не мог же он на  "Мисиме" служить. А БрБО "Адмирал Сенявин" в эти годы уже не было...

#45 16.10.2012 12:01:31

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Что дали, то и взял. Спасибо, то хоть это дали, даже без указания источников.

#46 26.10.2012 11:27:29

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Потёмкин Владимир Николаевич – первый начальник Новороссийского военного порта ВСЮР. Из дворян Смоленской губернии. Родился 21 октября 1885 года. В 1904 году окончил Морской корпус в звании мичман. В  1904 – 1905 гг. на миноносце «Громкий» побывал в заграничном плавании. Участник русско-японской войны и награжден за храбрость золотой саблей. В 1907 году получил чин лейтенанта. В начале 1913 года состоял при балтийском флотском экипаже, награждён пятью российскими орденами и медалями. В Первую мировую войну служил на Балтике, командовал эсминцем, капитан 2 ранга. В Добровольческой армии с ноября 1917 года: командир морской роты, составленной из офицеров и гардемаринов флота. Рота отлилась в боях с Красной Армией и Потёмкин был у белых столь же легендарен и популярен, как матрос Анатолий Железняков у красных. В боях у Батайска был тяжело ранен. В март 1918 года через Новочеркасск и Кисловодск пробрался в Астрахань, откуда вернулся на Дон. После захвата Новороссийска назначен командиром Новороссийского военного порта (о 27 декабря 1918 года). С апреля 1919 года – командир бронепоезда «Князь Пожарский», с 1920 года начальник морских канонерских лодок Азовского моря (2-й отряд судов Черного моря). При эвакуации Крыма – комендант Керчи.
    Капитан 1 ранга. Галлиполиец. Командир транспорта «Ялта». В эмиграции во Франции, начальник 6-й группы ВМС.
    Умер 18 ноября 1938 года в Париже.

#47 09.11.2012 12:33:48

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

http://i48.fastpic.ru/thumb/2012/1109/0c/b939377449db9f0eb891607a8b17ff0c.jpeg

Угловой штамп командира Новороссийского военного порта

http://i48.fastpic.ru/thumb/2012/1109/e3/2684ea5d7a4a2456326041153a3d51e3.jpeg

Печать командира военного порта.
Увы, вспышка...

#48 16.11.2012 11:53:25

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Подъяпольский Иван Иванович – второй командир Новороссийского Военного порта ВСЮР. Из дворян. Родился 17 сентября 1874 года. На военной службе с 1893 года. Окончил в 1896 году Морской кадетский корпус в звании мичмана. В 1904 году исполнял обязанности командира миноносца «Бойкий», в 1907 – 1909 годах – исполняющий дела старшего офицера линкора «Двенадцать Апостолов», в 1909 – 1910 годах – старший офицер минного заградителя «Дунай». В 1910 – 1912 годах командовал миноносцами «Жуткий» и «Сметливый». В 1912 – 1913 годах старший офицер, командир минного заградителя «Прут», в 1911 году получил звание капитана 2 ранга. Награжден одиннадцатью российскими орденами и медалями.
    Звание капитана 1 ранга получил в годы Первой мировой войны. После Октябрьской революции примкну к Белому движению. С декабря 1918 года по март 1919 года, с перерывами, временно исполнял обязанности командира Новороссийского военного порта.
    Соратники по флоту Добровольческой армии отзывались о нём не лучшим образом В статье о боевых действиях подводной лодки «Тюлень», опубликованном в эмигрантском «Морском сборнике», автор статьи обвиняет его в бездушном отношении в бездушном отношении к нуждам экипажа лодки, отсутствии «морской вежливости», намекает на бездели е должностных лиц порта. В дальнейшем И.И. Подъяпольский исполнял обязанности старшего помощника начальника Новороссийского Военного порта. После оставления Новороссийска перебрался в Крым, но с армией Врангеля не эвакуировался и остался в Крыму. В ноябре 1920 года был арестован и расстрелян.

#49 29.11.2012 12:56:54

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Ромуальд написал:

Оригинальное сообщение #535165
Уважаемый sezin - а можно чуть подробней по 412 -му ? (судя по всему "Эльпидифор" с этим номером имеется ввиду ?). В какие сроки ремонтили и в чем суть работ ? Почему спрашиваю - в недавно вышедшей "Кампе" где его судьба рассматривалась довольно подробно говорится об уходе из Николаева лишь в сентябре 1919 г. и то в Севастополь. На ноябрь 1919 стоит в Ейске. В Новороссийске с начала 1920 однако куча событий в которых задействован включая эвакуацию белых частей с побережья. Вероятно ремонт был недолгим ?
Его практически только - что в строй ввели после серьезных испытаний. Наверное какие - то мелочи или где серьезно успел "влететь" ? В журнале об этом событии не слова.

Посмотрел архивное дело.
Увы,там жестокое разочарование.
Бирочка вклеена (Транспорт №412),а документов нет. Никаких.
Таких провалов в этом деле хватает.

#50 30.11.2012 00:00:43

aden13
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #608536
Якушев Сергей Александрович

Род.31.03.1880, православный. Образование: Морской кадетский корпус (1901). На службе с 1898 г. 06.05.1901 произведен в мичманы с назначением в Балтийский флот и зачислением в 15-й ФЭ. Плавал на ББО "Генерал-адмирал Апраксин" (14.05 - 14.09.1901), ТР "Бакан" (25.02 - 15.10.1902; 18.02 - 17.11.1903; 26.02 - 26.10.1904). 09.06.1903 зачислен в штурманские офицеры 2-го разряда (с 18.02.1903). Старший штурманский офицер ББО "Адмирал Сенявин" (09.01 - 15.05.1905). 17.04.1905 произведен в лейтенанты. Участник Цусимского сражения 14-15.05.1905, плен. Прибыл из плена во Владивосток и отправился в Россию морем в начале января 1906 г. 26.02.1907 зачислен в запас флота по Петербургскому уезду. 02.04.1907 определен в службу. 03.04.1907 зачислен в 8-й ФЭ. Старший штурманский офицер КР "Аскольд" (04.09.1907 - ?.1908). 09.02.1908 переведён в Черноморский флот. 11.02.1908 зачислен в 29-й ФЭ. В плавании старшим штурманским офицером на ЛК "Пантелеймон" (03.03.1908 - 27.10.1909, в т.ч. с 27.03.1909 - флагманским штурманом штаба начальника Черноморского отряда). 26.06.1908 зачислен в штурманские офицеры 1-го разряда. Старший штурманский офицер заградителя "Дунай" (27.10.1909 - 15.03.1910), КР "Кагул" (14.04 - 07.07.1910), КЛ "Запорожец" (07.07 - 15.08.1910). Слушатель АОК (27.09 - 13.12.1910); отчислен, не закончил. Вновь на "Кагуле" (20.01 - 07.05.1911). 10.04.1911 произведен в старшие лейтенанты. КЛ "Черноморец" (08 - 29.05.1911), КЛ "Терец" (1911). Старший офицер КЛ "Запорожец" (назначен 08.07.1911, в плавании 21.07 - 12.11.1911), затем в плавании на "Терце" (12.11 - 28.12.1911). 08.01.1912 назначен и.д. старшего офицера, 26.11.1912 назначен старшим офицером КЛ "Терец". 13.01.1913 назначен старшим офицером заградителя "Дунай" (в плавании 28.12.1912 - 04.03.1914). 17.02.1914 назначен временно командующим, 10.03.1914 назначен командующим ЭМ "Жаркий". 06.04.1914 произведен в капитаны 2-го ранга. 14.04.1914 утверждён в должности командира (в плавании 04.03 - 03.11.1914) 31.10.1914 отчислен от должности по болезни. 11.11.1914 назначен начальником наблюдательного поста "Фиолент" Службы связи Черного моря. 19.11.1914 назначен 4-м младшим помощником капитана над Севастопольским портом. 12.12.1914 вновь назначен начальником наблюдательного поста "Фиолент" Службы связи Черного моря. Комендант транспорта № 29 "Император Николай II" (28.05 - 02.06.1915). С 20.07.1915 находился временно в распоряжении командира временного Одесского военного порта, комендант пункта посадки в Одесском порту. 21.03.1916 назначен командиром временного военного порта Поти. 18.04.1916 назначен командиром временного военного порта Новороссийск. 03.08.1916 отчислен от должности с назначением на транспортную флотилию. Комендант транспорта № 1 "Адмирал де-Рюйтер" (16.08 - 31.10.1916). 31.12.1916 назначен командиром временного военного порта Поти. В годы Гражданской войны участвовал в Белом движении на Юге России. Преподаватель Морского кадетского корпуса в Севастополе. Ушел с эскадрой в Бизерту. На 1923 г. - ротный командир Морского корпуса в Бизерте. Дальнейшая судьба неизвестна.
Награды: Ан.3 (06.12.1911), Ст.2м за примерное мужество и отличное спокойствие, проявленные в бою с крейсером-дредноутом «Гебен» 16-го октября (14.11.1914, утв. 22.11.1914), Ан.2 (05.04.1916, утв. 03.08.1916)

Отредактированно aden13 (30.11.2012 10:09:22)

Страниц: 1 2 3


Board footer