Вы не зашли.
Уважаемый lupodimare89 !
16 августа 1945 года сторожевой корабль "Метель" потопил шхуну у Сейсина (Чхонджина).
21 августа 1945 года флагманский корабль ЕК-3 подошел к Вонсану и задержал в море японскую шхуну с тремя мужчинами на борту ( два японца и один кореец ).
21 августа 1945 года торпедные катера подошли к Вонсану и задержали в море японскую шхуну ( взяли пленных ).
21 августа 1945 года 2 японских малых тральщика пытались уйти, но были задержаны,
приведены к стенке порта и пленены.Это отдельный эпизод.
Отредактированно Кибардин Г.А. (11.09.2024 01:59:12)
Кибардин Г.А. написал:
#1624158
флагманский корабль ЕК-3
ЭК-3 (до 15.04.1943 г. "PG-143", до 13.02.1945 г. PF-35 "Белфаст", с 31.12.1952 г. "Самарга", с 27.12.1956 г. "ПКЗ-116") Спущен 20.05.1943 г., вст. в строй 24.11.1944 г. Передан СССР 12.07.1945 г. и 23.07.1945 г. вошел в состав ТОФ. Участвовал в высадке десантов в Сейсин 15.08.1945 г. и Гензан (Вонсан) 21.08.1945 г.
Канонерская лодка «Shun Tien» ( ВМС Маньчжоу-Го ),которая без вооружения 22.08.1945 года была захвачена советскими войсками в Харбине ( в 1944 году разоружена, артиллерия передана для обеспечения ПВО металлургического завода в Аньшане ).
После 24.08.1945 года была перевооружена советским оружием ( в советском флоте КЛ-55 ).
Аналогичная судьба была у второй однотипной канонерской лодки «Yang Min» ( в советском флоте КЛ-57 ).
Второй налёт советской авиации на Расин в 10 час. 25 мин.- 10 час. 45 мин.( cоветское время ) 9 августа 1945 года ( по последним уточнённым советским и японским данным ).
Пятью топмачтовиками "Ил-10" ( несли по две ФАБ-250 ) на рейде был потоплен транспорт "Ракудзан Мару" ( 2104 брт ),а транспорт "Тэнсё Мару" ( 3035 брт ) получил тяжёлые повреждения и был вынужден выброситься на мель севернее первого причала.
18 штурмовиков "Ил-10" атаковали транспорты у причалов,а также- зенитные батареи.
Около правого борта транспорта "Эримо Мару" ( 6891 брт ) взорвалась авиабомба, в результате чего в корпусе судна образовалась пробоина.Судно отошло от причала на внутренний рейд.
Транспорт "Мукахи-Мару" ( 6886 брт ),который стоял у первого ( северного ) причала,получил лёгкие повреждения ( бомба попала в причал,в результате взрыва на корму транспорта упал кусок причала,из за чего вышло из строя кормовое орудие ).Ранение получил капитан транспорта.На причале был подожжён склад сои.
Транспорт "Икуцу-Го" (1398 брт) повреждён пушечным огнём штурмовиков.
Советским лётчикам успех достался дорогой ценой:из 23-х штурмовиков "Ил-10" ,четыре штурмовика были потеряны ( один был сбит над целью,а ещё три,в результате полученных повреждений от зенитного огня, совершили вынужденые посадки ).
По донесениям советских лётчиков были потоплены транспорт и катер, ещё один транспорт получил повреждения.Также был подавлен огонь двух зенитных батарей.
По японским данным был совершён налёт на позиции 85-го зенитно-артиллерийского дивизиона,в результате чего, 13 японских солдат было убито ( позже их кримировали ).Огонь 85-го зенитно-артиллерийского дивизиона был малоэффективным,так как орудия дивизиона предназначались для стрельбы по самолетам на большой высоте ( до 7000 метров ),а не на бреющем полёте.
Основные потери советские лётчики понесли от зенитного огня с транспортов.
Отредактированно Кибардин Г.А. (27.01.2025 12:52:44)
Первый налёт советской авиации на Расин в ночь на 9 августа 1945 года ( по последним уточнённым советским и японским данным ).
В порту находилось 17 японских судов
"Мельбурн-Мару" (5423 брт,груз сои и рыбы) ,
"Эдамицу-Мару" (6872 брт) ,
"Энпо-Мару" (6873 брт),
"Эримо-Мару" (6891 брт),
"Тэнсё-Мару" (3035 брт),
"Кари-Го" (3111 брт),
"Икуцу-Го" (1398 брт),
"Ракудзан-Мару" (2104 брт),
"Тёё-Мару" (2225 брт,груз сои и муки) находилось в Расине в повреждённом состоянии (результат подрыва на американской донной мине 22.7.1945 года),
"Дайко-Мару" (6859 брт,на борту станки и строительные материалы),
"Кайдзюн-Го " (1677 брт),
"Ходзугава-Мару" (875 брт,груз графита),
"Авакава-Мару" (6925 брт, на борту оборудование авиационного завода из Нагойи),
"Мукахи-Мару" (6886 брт),
"Самаранг-Мару" (4013 брт),
"Тацухару-Мару" (6345 брт),
"Тэйхоку-Мару" (5794 брт).
В Расине с судов выгружалось оборудование военных заводов,а загружались на суда боеприпасы Квантунской армии,а также- сельхозпродукты ( соя ).Поэтому в складах на пирсах находилось большое количество артиллерийских снарядов и авиабомб.Кроме того,в складах на пирсах находился авиационный бензин в бочках.
На Расин базировалось подразделение японской морской авиации ( 5 гидросамолетов и 150 человек личного состава ).
В районе Расина находилось 12 позиций зенитной артиллерии.
Ситуация на море.
К Расину идет конвой ( 4 транспорта и 3 сторожевых корабля ) и одиночный транспорт "Сорати-Мару" (4107 брт).
Сторожевой корабль номер 82,вышедший из Дзиосина,ищет американскую подводную лодку.
15 Ил-4 бомбили Расин ( плюс 1 Ил-4 пропал без вести на подходе к Расину ).Сброшено 39 ФАБ-500, 15 ЗАБ-100 и 15 САБ-100.
1 ДБ-3 вместо Сейсина бомбил Расин.
К сожалению самолеты-осветители сбросили САБы над северной частью порта, где судов не было.Поэтому основной удар бомбардировщики ( 13 Ил-4 ) нанесли по городу Расин.В городе были разрушены здания полиции и почты.
1 Ил-4 бомбил пирсы.По японским данным на пирсе был подожжен склад с боеприпасами Квантунской армии.
Близким взрывом авиабомбы был поврежден корпус транспорта "Ходзугава-Мару" (875 брт ).
Около транспорта "Эдамицу-Мару" (6872 брт) произошли близкие взрывы авиабомб ( считалось,что судно повреждений не получило ).Лишь вечером выяснилось,что у судна вышел из строя двигатель.
Что бомбили 1 Ил-4 и 1 ДБ-3 точно неизвестно.
Утром самолет-разведчик обнаружил у мыса Родионова горящий транспорт ( случай японскими данными не подтверждается ).Считалось,что его атаковал 1 Ил-4 .
Однако самолеты у мыса Родионова бомбы не сбрасывали.Японским судам в то время выход из Расина еще был запрещен.Транспорт "Сорати-Мару" (4107 брт) атакам не подвергался,в порт заходить не стал.
Пожар в городе Расин после авиаудара.
На карте стрелкой показано место базирования пяти гидросамолетов Aichi E13A.
Отредактированно Кибардин Г.А. (15.11.2024 13:26:33)
В связи с тем,что в японских источниках по поводу гибели в Расине транспорта "Мельбурн-Мару" (5423 брт,груз сои и рыбы) даётся противоречивая информация,я решил специально уточнить обстоятельства гибели этого судна.
По одним японским источникам транспорт "Мельбурн-Мару" был атакован тремя истребителями ( то есть, штурмовиками ),по другим-двумя бомбардировщиками.
Судно вело интенсивный зенитный огонь.
В 15 час. 40 мин. ( японское время, cоветское время около 17 часов ),"Мельбурн-Мару" получило попадание авиабомбы в четвёртый трюм ( возник пожар ),ещё несколько авиабомб разорвались вблизи левого борта.
"Мельбурн-Мару" выбросилось на мель севернее первого пирса.
В 18 час. 00 мин. на судне произошёл взрыв боеприпасов,после чего оно полностью выгорело.
На советских схемах третьего налёта на Расин удар по "Мельбурн-Мару" вообще не показан.
Ответ на вопрос ( кто потопил "Мельбурн-Мару" ? ) можно найти изучив фотографии и японские схемы.
Положение японских судов после третьего и четвертого налётов советской авиации.
Цифрами отмечены:
1-"Мельбурн-Мару" (5423 брт,на мели ).
2-"Тэнсё-Мару" (3035 брт,на мели после второго налёта ).
3-"Икуцу-Го"/"Икуцу-Мару" (1398 брт,потоплено ).
4-"Эримо-Мару" (6891 брт,горит ).
5-"Тэйхоку-Мару" (5794 брт).
6-"Мукахи-Мару" (6886 брт).
Фотография третьего налёта ( налёт «Пе-2» ).
В центре-первый пирс ( видны "Тэйхоку-Мару" и "Мукахи-Мару" ).
Слева на мели виден "Тэнсё-Мару" ( отмечен цифрой один,что означает:горящее судно ).
Над шлейфом дыма мы видим еще две цифры один ( горящие суда ),нo самих судов не видим.
Это горят поражённые бомбами с «Пе-2» суда "Икуцу-Го"/"Икуцу-Мару"( тонет ) и "Мельбурн-Мару" ( вскоре выбросится на мель ).
Таким образом уничтожение транспорта "Мельбурн-Мару" (5423 брт)- это успех бомбардировщиков «Пе-2».
Отредактированно Кибардин Г.А. (16.01.2025 15:11:21)
Третий налёт советской авиации на Расин в 16 час. 45 мин.- 16 час. 50 мин.( cоветское время ) 9 августа 1945 года ( по последним уточнённым советским и японским данным ).
41 «Пе-2» сбросили 82 ФАБ-250 и 78 ФАБ-100.
По схеме две группы по 7 бомбардировщиков «Пе-2» нанесли удар по транспорту "Эримо-Мару" (6891 брт ).На схеме транспорт отмечен как потопленный.
Фактически,7 бомбардировщиков «Пе-2» повредили транспорт "Эримо-Мару",а другие 7 бомбардировщиков «Пе-2» нанесли удар по судам севернее первого пирса ( подтверждается фотографиями ),в результате чего транспорт "Икуцу-Го"/"Икуцу-Мару" (1398 брт ) был потоплен,а транспорт "Мельбурн-Мару" (5423 брт ) был повреждён.
Горящий транспорт "Мельбурн-Мару" выбросился на мель севернее первого пирса,после чего взорвался и полностью выгорел.
9 бомбардировщиков «Пе-2» нанесли удар по транспорту "Дайко-Мару" (6859 брт ) в центре залива.На схеме транспорт отмечен как потопленный.
Фактически,9 бомбардировщиков «Пе-2» повредили транспорт "Дайко-Мару" ( у борта судна взорвалось около 10 авиабомб,в результате чего в корпусе судна образовалось 30 пробоин ).
9 бомбардировщиков «Пе-2» нанесли удар по транспорту между первым и вторым пирсами.На схеме транспорт отмечен как повреждённый.
Это мог быть транспорт "Тацухару-Мару" (6345 брт),который получил лёгкие повреждения ( один член команды погиб ).
9 бомбардировщиков «Пе-2» нанесли удар по транспорту южнее третьего пирса.На схеме транспорт отмечен как повреждённый.
Это мог быть транспорт "Ходзугава-Мару" (875 брт ),который получил попадание двух авиабомб ( не взорвались ) в носовую часть.
Кроме того,по донесениям лётчиков было уничтожено два склада.
Один Пе-2 из-за выработки горючего произвел вынужденную посадку в районе Сухая Речка.
Фотографии третьего налёта на Расин.
На борту лежит транспорт "Ракудзан-Мару" 2104 брт ( потоплен во время второго налёта ).
Когда на втором пирсе начали рваться боеприпасы,тогда японские транспорты отошли от него на внутренний рейд.На фотографии видны три транспорта типа "2A" ( "Эримо-Мару" 6891 брт,"Дайко-Мару" 6859 брт и "Авакава-Мару" 6925 брт ),а также-транспорт с трубой посередине корпуса ( "Тацухару-Мару" 6345 брт или "Самаранг-Мару" 4013 брт ).
Отредактированно Кибардин Г.А. (22.01.2025 14:05:30)
Четвёртый налёт советской авиации на Расин в 17 час. 00 мин.- 17 час. 10 мин.( cоветское время ) 9 августа 1945 года ( по последним уточнённым советским и японским данным ).
Участвовали 14 штурмовиков "Ил-10" .
Потери: один "Ил-10" ( повреждён зенитным огнём и на обратном пути упал в море ).
По схеме 4 "Ил-10" нанесли удар по транспорту в центре бухты.На схеме транспорт отмечен как потопленный.
Фактически, 4 "Ил-10" близкими взрывами авиабомб легко повредили транспорт "Самаранг-Мару" (4013 брт).В результате пушечного огня штурмовиков мостик судна получил многочисленные пробоины ( по воспоминаниям японского моряка:мостик судна превратился в "пчелиные соты",а среди артиллеристов судна были убитые и раненые ).
По схеме 5 "Ил-10" нанесли удар по транспорту "Эдамицу-Мару" (6872 брт) у третьего пирса ( сбросили бомбы "ФАБ-250" ).На схеме транспорт отмечен как потопленный.Однако,японские данные о повреждении судна отсутствуют.
По воспоминаниям японского моряка: три члена команды судна получили ранения.Вечером выяснилось,что у судна вышел из строя двигатель.
Японское судно типа 2E ( послевоенное фото ).
В связи с тем,что в японских источниках по поводу повреждения в Расине судна "Ходзугава-Мару" ( тип 2E,875 брт,груз 800 тонн графита ) даётся противоречивая информация,я решил специально уточнить обстоятельства повреждения этого судна.
По одним японским источникам судно "Ходзугава-Мару" в 21 час. 00 мин. ( японское время,пятый налёт советской авиации на Расин ) получило прямое попадание авиабомбы в центральную часть левого борта ( 命中-попадание в цель,прямое попадание ).
По другим японским источникам судно "Ходзугава-Мару" в центральной части левого борта получило пробоину ( о прямом попадании авиабомбы ничего не говорится ).
Кроме того,в носовую часть судна вблизи правого борта попали две невзорвавшиеся авиабомбы,в результате чего корпус судна дал течь.
В ходе пятого налёта на Расин советская авиация сбросила 90 бомб "ФАБ-500",35 зажигательных бомб "ЗАБ-100" и 35 светящихся бомб "САБ-100".
Я считаю, что в центральной части судна у левого борта имел место близкий взрыв авиабомбы "ФАБ-500". Дело в том, что прямое попадание 500 кг авиабомбы судно не смогло бы выдержать.Что касается возможного попадания 100 кг зажигательной авиабомбы,то в японских источниках о пожаре на судне ничего не говорится. Не было на судне убитых и раненых.
Далее,что касается попадания в носовую часть судна вблизи правого борта двух невзорвавшихся авиабомб,то я считаю, что это имело место в ходе третьего налёт советской авиации на Расин,когда бомбардировщики «Пе-2» сбрасывали 250 кг авиабомбы.
Дело в том, что попадание двух невзорвавшихся 100 кг зажигательных авиабомб, с учётом того, что в трюме судна находилось 800 тонн графита, не смогло бы вызвать пробоину в днище,а попадание двух невзорвавшихся 500 кг авиабомб скорее всего привело бы к гибели судна.
Наши там на штурмовиках Ил-2 и Ил-10 конечно оторвали по полной программе.
Пятый налёт на Расин ( вечер 9.08.1945 г. ).
По советским и японским источникам ( последние исправления и дополнения ).
Советская официальная схема пятого налёта на Расин ( с моими дополнениями красными чернилами ).
В налёте участвовало 19 бомбардировщиков "Ил-4" и 18-"ДБ-3". Из них, 30 самолётов несли по 3 бомбы "ФАБ-500" ( всего 90 штук ), а 7 самолётов несли по 10 100 кг авиабомб. Всего 70 штук ( из них, 35 "ЗАБ-100" и 35 "САБ-100" ).
Три бомбардировщика сбросили бомбы в районе центрального и южного пирсов, в результате чего по советским данным на центральном пирсе возник пожар. По японским данным одна из авиабомб попала в груду морских мин, которые находились на причале ( очевидно, для последующей погрузки на транспорта ). В результате сильного взрыва получил повреждения транспорт "Энпо-Мару" ( 6873 брт, на схеме отмечен цифрой 2 ). На судне были ранены несколько членов команды, в том числе капитан Ямагути, который был госпитализирован. Кроме того, одна авиабомба разорвалась вблизи судна "Ходзугава- Мару" ( 875 брт,на схеме отмечено цифрой 1 ), в результате чего в левому борту судна образовалась пробоина.
34 бомбардировщика сбросили авиабомбы по судам, которые находились севернее северного пирса. По донесениям советских лётчиков были потоплены транспорт 5-6000 тонн и танкер 10000 тонн.
На советской схеме отмечена гибель лишь одного судна ( на схеме отмечено цифрой 3 ), гибель которого сомнений не вызывала, так как оно горело. Это было судно "Мельбурн-Мару" ( 5423 брт ), которое находилось на мели и к началу налёта уже горело ( приблизительно за 2 часа до пятого налёта из-за пожара на судне взорвались боеприпасы ).
За танкер было принято судно "Эримо-Мару" ( 6891 брт,на схеме отмечено цифрой 5 ).Ещё во время третьего налёта, когда судно подверглось бомбардировке самолётов "Пе-2", в результате близких взрывов авиабомб на судне вышел из строя двигатель и оно утратило возможность маневрировать. Несмотря на это, в ходе пятого налёта судно получило новые повреждения опять лишь в результате близких взрывов авиабомб. Во внутрь судна увеличилось поступление воды. Так же, у судна увеличился крен,но оно по-прежнему оставалось на плаву.
Суда "Тэнсё-Мару" (3035 брт,на мели, на схеме отмечено цифрой 4 ) и "Тёё-Мару" ( 2225 брт,на мели после подрыва на мине 22.07.1945 г., на схеме отмечено цифрой 6 ) получили лишь лёгкие повреждения от осколков.
Буксир "Унсю-Мару" ( 153 брт ), который на схеме отмечен цифрой 7, не считался повреждённым, но он уже находился на грунте,так как ещё до налёта был затоплен своей командой ( над водой возвышались надстройки судна ).
Таким образом, в результате пятого налёта советской авиации на Расин, когда было сброшено 48,5 тонн авиабомб по неподвижным судам, ни одного прямого попадания достигнуто не было. В результате близких взрывов авиабомб 3 японских транспорта получили повреждения средней тяжести,а ещё 2 транспорта отделались лишь лёгкими повреждениями.
Отредактированно Кибардин Г.А. (12.02.2025 05:25:50)