Сейчас на борту: 
FOBOS.DEMOS,
H-44,
WindWarrior
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 5 6 7 8 9 … 37

#151 05.03.2010 17:23:21

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6286




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195400
Я уже писал, что нужно принимать во внимание негативный опыт этого дела в ходе СФВ. Он у штаба КБФ был и сбрасывать его со счетов, если Вы анализируете как принималось решение не следует.

Плюс, а точнее - минус - содержание артпогребов (не только количественное, но и качественное) как самого у Кирова, так и у лидеров с эсминцами. Уходили -то они с артиллерийских позиций под Таллином, где здорово "поистратились". Да, а опыт СВФ для Кирова был 1:3 (по принципу: "за одного битого трех небитых дают").


Sapienti sat

#152 05.03.2010 17:40:06

Александр Клюев
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195462
Одна пленка (1000 кадров) еще недавно стоила 95 у.е., сейчас подорожала на 10-15 у.е. наверное. Уточню.
На 2651, кроме того, приложения к КТВ морского командующего "С" за 1941 года, а на 2652 - КТВ крепости Пиллау 1.1944-1.1945 и КТВ шефа конвоев Таллин за 12.1942.

Копейки, фактически...

Я уж думал...

#153 05.03.2010 17:42:47

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #195556
Копейки, фактически...

Ну, когда счет этих пленок идет на сотни, то копейки складываются в рубли...


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#154 05.03.2010 17:48:00

Александр Клюев
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195559
Ну, когда счет этих пленок идет на сотни, то копейки складываются в рубли...

1000 кадров- 1000 страниц?
Если так- нормально.

#155 05.03.2010 17:51:38

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

1

Да, так.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#156 05.03.2010 18:00:00

Александр Клюев
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Я вкупаюсь, ради экперемента.

#157 05.03.2010 18:04:59

savera
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2682




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Уважаемый Мирослав Эдуардович, сумма вполне подъёмная, да и другие желающие поучаствовать нашлись, так что скажите, что нужно делать, я готов.
С уважением

#158 05.03.2010 18:08:44

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Давайте выждем сутки в надежде, что поступят другие предложения и тогда я раскидаю смету и напишу всем желающим ЛС. Пока нас трое.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#159 05.03.2010 19:08:06

Jufel
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #195499
К сожалению, всё, что вы изложили далее - не более чем Ваша вольная интерпритация.

Не согласны с моей оценкой ситуации- изложите свою.

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #195507
Фарватер в военном деле - это конкретное понятие, которое связано с конкретной деятельностью людей (командования, штабов, сил) по его созданию (оборудованию).

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #194667
Фактически траление проводилось при проводке КОН за тралами БТЩ. Немцы четко отслеживали каждый проход воздушной разведкой и той же ночью посылали "раумботы" на заделку прохода. Те ставили по 30 ЕМС. Хотя я специально не считал, но навскидку почти половина подрывов во время перехода пришлось не на постановки минзагов, а на эти "заплатки" "раумботов". Так что в той ситуации проделать проходы было крайне проблематично. Можно было, конечно, выставить там дозоры МОшек, произвести навигационное обозначение фарватеров, но об этом не догадались - увы, с умными и профессиональными людьми в штабе КБФ была напряженка.

Протраленной полосы нет, навигационного обозначения нет... Если подходить с т.з. оборудованности, то и центрального фарватера не было !

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #195512
Jufel написал:
Оригинальное сообщение #195496
Т.е. отсутствовали объективные причины сходу отвергать вариант с южным фарватером.
...
Для ботаника - отсутствовали.
Для штаба КБФ - присутствовали, в виде директивного указания, т.е. приказа вышестоящего командования не использовать южный фарватер.

Для неботаника. Директивное указание- субъективная причина.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195520
Это с чего такой вывод? Всех ТЩ флота хватало на создание довольно широкой протраленной полосы, по которой последовательно должны были пройти все конвои.

Сейчас скажете, командование КБФ не могло предвидеть результатов форсирования минных полей... Тот же Пантелев только после войны додумался: "Примерно 125 километров пути пролегало через минное поле, состоявшее более чем из 4000 мин. Для его форсирования нужны были минимум 100 тральщиков, а их было 25 (вот когда мы воочию убедились, как мало уделялось у нас внимания строительству этого класса кораблей!)"

Пусть будет по- Вашему. Командование и штабные специалисты считали, ТЩ хватит. Ничего предвидеть не могли и на опыте не учились. Вот 24 и 25 августа шли конвои всего по 7 кораблей и судов за 5 ТЩ. Даже в таких малых конвоях были выходы с протраленной полосы и подрывы на минах, ТЩ от сопровождаемых отрывались и т.д. А в ходе эвакуации Таллина целая армада по ниточке пройдет ?

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195520
Даже если бы такой вопрос был бы поставлен, времени на его решение просто не оставалось. Когда была получена директива на оставление Таллина и когда были начаты действия по выполнению плана? Интервал около суток, не так ли?

Не стану доказывать, что неизбежность эвакуации Таллина ясна самое позднее 21 августа (потенциальная возможность- раньше). Пусть командование КБФ сплошь идиоты. Никаких выводов из положения дел на сухопутном фронте сделать не в состоянии.

Верите только документам ? См. http://militera.lib.ru/h/platonov_av/03.html .

14 июля Военный совет КБФ получил директиву № 16 от зам. Наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова, где кроме оперативных задач он указал порядок уничтожения объектов базы, которые нельзя было вывести в случае вынужденного оставления Таллина. Хотя эту директиву Главком Северо-Западного направления 17 июля отменил, но мероприятия по ее реализации к тому времени уже успели в основном разработать и даже утвердить у Исакова.
...
Одновременно с этим составили план использования транспортов, их расстановки по гаваням, а также план погрузки учреждений, раненых и войсковых частей.


Вот так. Вопрос об эвакуации Таллина поставлен в середине июля. С этого времени и планы на переход в Кронштадт должны быть. В т.ч. с использованием южного фарватера.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195541
Таким образом, немцы располагали вдоль южного фарватера четырьмя (двумя 170-мм и 105-мм) батареями
..
Мало?

4 х 170 мм. и 4 х 105 мм. орудия ? Конечно мало.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195541
Остальные в случае прорыва южным фарватером тоже имели отличные шансы пострелять.

Нет у них шансов. Просто не успеют за сутки- полтора с п-ова Вимси перебросить. Тем более позиции оборудовать.

#160 05.03.2010 20:01:16

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #195603
Если подходить с т.з. оборудованности, то и центрального фарватера не было !

Фарватер в данном случае это не оборудованность, а определенный маршрут, предусмотренный лоцией военного времени. Поскольку по нему регулярно, согласно НТЩ, должно было проводиться контрольное (или разведывательное - не помню как оно в точности на тот момент называлось, но суть одна и та же) траление,  а обнаруженные заграждения в пределах фарватера уничтожались, движение судов  в его пределах более безопасно. Все это в теории, но именно этот смысл вкладывался тогда в понятие фарватер.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #195603
Сейчас скажете, командование КБФ не могло предвидеть результатов форсирования минных полей... Тот же Пантелев только после войны додумался: "Примерно 125 километров пути пролегало через минное поле, состоявшее более чем из 4000 мин. Для его форсирования нужны были минимум 100 тральщиков, а их было 25 (вот когда мы воочию убедились, как мало уделялось у нас внимания строительству этого класса кораблей!)"

Ну в этой цитате единственный смысл - попытаться оправдать потери доступным для непосвященных языком. Если вникнуть глубоко так, как мы пытаемся, то объяснение на порядок сложнее.

Вот что писал Киреев:

"Организация этого перехода была в общих чертах обсуждена коман¬дованием КБФ заблаговременно в строгой секретности. Считалось несом¬ненным, что на пути от Таллина до Гогланда будет встречено противодей¬ствие со стороны авиации, торпедных катеров и подводных лодок против¬ника. Труднее всего было обеспечить ПВО транспортов, тем более что с уходом флота из Таллина и даже ранее этого истребительная авиация КБФ должна была перебазироваться с таллинского аэродрома на восточ¬ные аэродромы.
Не меньшую опасность должно было представить собой Юминдское минное поле, особенно его западная наиболее плотная часть, которая, судя по данным о переходах конвоев по фарватерам 10 ТБ-ж и 10 ТБ-е, перекрывала эти фарватеры на участке между меридианами 25°15' и 25°40'. Лучше всего было бы заблаговременно вытралить минные заграж¬дения на этом участке фарватера, но нельзя было использовать для выполнения такой задачи ни базовые, ни тихоходные тральщики, так как и те и другие имелись в самом ограниченном числе, и надо было держать их сосредоточенными в Таллине на случай экстренной надобности в переба¬зировании флота в Кронштадт...

Официальные данные противника о его минных постановках в районе фарватера 10 ТБ не во всех отношениях верны. Согласно этим данным сверх заграждений, о которых уже сказано в главе четвертой, противник поставил 26 августа линии «И-67» (минные защитники) и «И-66» (мины ЕМС), а также линию «И-42» (мины ЕМС), прикрытую с запада и во¬стока линиями минных защитников (заграждения «И-41» и «И-43»). Минные заграждения «И-11» и «И-69» якобы были поставлены первое 3 сентября, а второе 30 августа, но 28 августа базовые тральщики вытра-лр1ли несколько мин в точках, координаты которых соответствовали коор¬динатам линий «И-11» и «И-69», следовательно, обе эти линии в действи¬тельности были поставлены не позднее утра 28 августа. Кроме того, как выяснилось при проводках конвоев 24 и 25 августа, минное заграждение «И-8» распространялось примерно на полмили севернее, чем показано в официальных данных противника, и, следовательно, перекрывало всю полосу фарватера 10 ТБ-е.
С учетом этих поправок можно сказать, что плотность Юминдского минного поля, стоявшего непосредственно на намеченном пути кораблей и транспортов КБФ, к 28 августа была не менее 155 мин и 104 минных защитников на милю фронта минного поля*. Следовательно, на каждый кабельтов тральной полосы приходилось не менее 15—16 мин, из них семь — восемь типа ЕМС, обычно взрывавшихся при затраливании, и столько же финских мин, которые также могли взрываться в случае неправильного затраливания.
Минное поле такой плотности могло быть форсировано без потерь в составе проводившихся за тралами кораблей и судов только при усло¬вии проводки их в светлое время суток за несколькими рядами тралов и при этом с постановкой тральных вех на кромках тральной полосы, а также при условии применения ряда тактических приемов, облегчавших задачу тральщиков.
Таковы были действительные условия минной обстановки, существо¬вавшей 28—29 августа на фарватере 10 ТБ. Эти условия, конечно, не были и не могли быть известны командованию КБФ с приведенной выше точ¬ностью, однако имелись общие данные минной разведки, которых было до¬статочно для того, чтобы должным образом учесть вытекавшие из них тактические требования к организации ПМО на переходе флота. Но не все эти требования оказались потом полностью осуществимыми, а некоторые из них вообще были упущены из виду.
Основная трудность организации ПМО заключалась в том, что предстояло провести за тралами свыше 70 кораблей и судов**, для чего согласно существовавшим в то время нормам (НТЩ-40, § 602) следовало бы выделить не менее сотни тральщиков, между тем в непосредственном ^ распоряжении командования КБФ к полдню 28 августа имелось всего десять БТЩ и 17 тихоходных тральщиков. При таких условиях корабли и суда могли проводиться только за одним — двумя рядами тралов, а для проводки некоторых из них вообще не хватало тральщиков.
Поскольку потребность в тральщиках могла быть удовлетворена не более чем на 25%, вследствие чего длина кильватерной колонны в каждой группе проводившихся за тралами кораблей и судов должна была превышать установленные пределы, — по точному смыслу действо¬вавшего НТЩ-40 (§§ 623 и 661) необходимо было производить подроб¬ное обвехование кромок тральной полосы. Однако планом перехода флота, разработанным в штабе КБФ 26 августа и выданным 27 августа командиром конвоев и отрядов кораблей, не предусматривалось и прак¬тически не производилось никакого, даже ориентирного обвехования. Если подобное же нарушение требований НТЩ-40 допускалось ранее, то оно объяснялось установившимся с начала войны взглядом на обвехо¬вание тральной полосы как на мероприятие, демаскирующее направление трального фарватера; но подобные соображения должны были отпасть 28 августа, когда флот уходил из Таллина на неопределенный срок и когда необходимо было использовать любое средство, позволявшее по¬высить надежность ПМО кораблей и транспортов, принявших на борт свыше 23 000 бойцов и командиров Красной Армии и частей КБФ...

В вопросах обеспечения перехода флота самым уязвимым местом, как уже упоминалось, была слабость ПВО. Ошибка командования КБф заключалась в том, что в предыдущий период, когда было приступлено к созданию Восточно-Гогландской и Тыловой позиций, не был оборудован аэродром на острове Лавенсари. При наличии такого аэродрома истреби¬тельная авиация КБФ могла бы значительно облегчить условия перехода флота в районах Западного Гогландского плесса и восточной части Юминдского минного поля. За отсутствием же лавенсарского аэродрома командующему ВВС КБФ была поставлена задача прикрытия перехода флота только в районе восточнее Гогланда.
При таких крайне невыгодных условиях обеспечения ПВО было бы целесообразнее совершить переход из Таллина до Гогланда в темное время суток, но против этого предостерегал опыт двух неудачных ночных проводок судов за тралами (7 и 14 августа). Тем не менее, несмотря на отсутствие достаточного опыта в совместном ночном плавании тральщи¬ков и транспортов в сложных условиях минной обстановки, 26 августа был разработан план перехода флота, в котором предусмотрели ночную проводку за тралами 1 конвоя. Он должен был выйти с Таллинского рейда в 22 часа 27 августа, имея в противоминном охранении шесть лучших тихоходных тральщиков*, а вслед за ним в 23 часа должен был выйти IV конвой (без тральщиков).
Согласно тому же плану начало движения II и III конвоев, в состав которых вошла основная масса (70%) транспортов и иных больших су¬дов, было назначено соответственно на 4 часа и 5 часов 28 августа. Пред¬полагалось, что при таких условиях II и III конвои, идя со средней ско¬ростью пяти — шести узлов, смогут засветло форсировать Юминдское минное поле и к вечеру выйти в район Вайндло — Гогланд, где минная опасность считалась незначительной (а практически вовсе отсутствовала).
Отряд главных сил, отряд прикрытия и арьергард должны были на¬чать движение с Таллинского рейда между 8 часами и 10 ч. 30м. 28 ав¬густа.
Считалось, что при таком рассредоточенном движении конвоев и от¬рядов они не будут мешать друг другу. Вместе с тем путь, протраленный тральщиками впереди идущего конвоя или отряда, мог быть сравни¬тельно безопасным для проводки сзади идущего конвоя или отряда".

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #195603
Не стану доказывать, что неизбежность эвакуации Таллина ясна самое позднее 21 августа (потенциальная возможность- раньше). Пусть командование КБФ сплошь идиоты. Никаких выводов из положения дел на сухопутном фронте сделать не в состоянии.

Нет, не сплошные идиоты. Тут все значительно сложнее и об этом не знал Платонов, когда писал, а я нашел эти документы только в 2006 г. Дело в том, что КБФ собирался экстренно эвакуироваться из Таллина еще в ночь на 9 июля, когда Трибуц получил данны о движении якобы танковой колонны к Пярну. Дорога на Таллин была открыта, сухопутных частей на всю северную Эстонию - одна дивизия, которая по информации которой располагало флотское командование двинулась на восток. Этой ночью в Таллине и Рохукюле много всего было уничтожено, штаб КБФ перешел на "Я. Свердлов". Как известно немцы остановились и эвакуироваться не пришлось. После этого Трибуц успел наутверждать у Исакова всяких планов, о которых Вы пишите, но дальше качели пошли в обратную сторону. Расследованием событий 9 июля занялся Главпур ВМФ во главе с Роговым и 3-й управление (контрразведка). В результате сняли с должности и понизили в звании ЧВС КБФ Яковенко, а остальных строго предупредили. Поэтому для Трибуца поднимать вопрос об эвакуации до того, как об этом ему скажет само командование СЗН было смерти подобно - повторное обвинение в паникерстве привело бы скорее всего к снятию и суду. По той же причине никто до 26 августа не занимался переработкой июльских планов.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #195603
4 х 170 мм. и 4 х 105 мм. орудия ? Конечно мало.

Почему Вы считаете, что батареи были двухорудийными? Опять будет интернет ссылка? Посмотрите на схему батарей морского командующего "С", уж 105-мм двухорудийными никогда не были.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #195603
Нет у них шансов. Просто не успеют за сутки- полтора с п-ова Вимси перебросить. Тем более позиции оборудовать.

Никуда ничего перебрасывать не было нужно. Ряд батарей, типа той противотанковой что на схеме, были оставлены на побережье (выделены из своих частей) с момента окончания боев 8-13 августа. Я только их имел в виду.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#161 05.03.2010 20:13:50

Александр Клюев
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Организационная структура артиллерии Германии.
http://www.krieg.wallst.ru/frames-org/art-w.html#t4

#162 05.03.2010 21:27:30

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4345




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #195603
Не согласны с моей оценкой ситуации- изложите свою.

И Ваша и моя оценка ситуации в данном случае ни на что не влияет , по большому счету, мало кому интересна. Интерес представляет только оценка ситуации штабом КБФ при принятии соответствующих решений.
Вы же, вместо того, чтобы попытаться разобраться с этой самой оценкой ситуации штабом КБФ, подменяете её своими собственными тезисами и вольными трактовками. И начинаете уже от них делать выводы.

#163 05.03.2010 21:40:51

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4345




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #195603
Для неботаника. Директивное указание- субъективная причина.

Ну, тогда и мины на фарватере - это тоже субъективная причина. Люди же ставили.
А объективных - действительно не было. Ни по южному ФВК, ни по центральному ФВК. Погода была нормальная, состояние моря - тоже, глубины моря позволяли...

#164 06.03.2010 02:55:42

Serbal
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195295
Кто не понял: фарватер 13 ТБ - 12 ТБ - "южный фарватер", 10 ТБ - "центральный фарватер".
Ну что, понимание начало приходить?

Непонимание было оттого, что Вы используете термин "фарватер" не в общепринятом значении "судовой ход, безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству... характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства", существующий как материальный объект окружающего нас мира, независимо от волеизъявления людей, а как узко- специальное "утверждённый штабом маршрут движения кораблей и судов военное время"... Выражались бы яснее "разрешённый фарватер", например, тогда было понятно, что хотели сказать:

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195006
Jufel написал:
Оригинальное сообщение #194988
P.P.S. Еще такой вопрос. Как насчет прорываться северным фарватером, вдоль финского побережья ? Это не запрещено командованием. Были такие предложения ? Насколько реально с т.з. сегодняшнего дня ?
///
Я уже писал, что такого фарватера не существовало.

Северного фарватера не существовало не в том смысле, что проход кораблей и судов вдоль опушки шхер невозможен по природно- гидрологическим причинам, а потому, что этот маршрут советским командованием не предусмотрен- так ? Но извините, в этом случае Ваше утверждение "прорываться северным фарватером было нельзя, потому что его не существовало" просто нелепо. Трибуцу достаточно вызвать Пантелеева и приказать: "Пусть штурмана нарисуют на карте маршрут мыс Порккалан- Каллбода- банка Килбодагрунд- о. Родшер, а ты проведи его по приказу как фарватер ТБ №..."- через полчаса северный фарватер будет готов (на бумаге, по документам, как Вы хотите). Учитывая, что 13 ТБ- 12 ТБ (южный фарватер) и 10 ТБ (центральный фарватер) навигационными знаками не обозначены, систематического траления там не ведётся, вновь нарисованный на бумаге северный фарватер ничем не будет отличаться от двух других. И вполне пригоден для прорыва в Кронштадт...

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195311
Я дам неверующим небольшой фрагмент карты побережья Латвии на сентябрь 41-го, чтобы они могли оценить число батарей, установленных немцами вдоль побережья, в казалось бы не опасном для них особо районе.

А это ничего, что побережье Латвии оккупировано уже 3 месяца назад, а не 3 недели (участок Юминда- Кунда) или даже одну (участок Кунда- Нарва) ?

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #195384
Он получил приказ (директиву) и даже не попытался его оспорить

Поставленный ув. Jufel'ем вопрос вполне правомерен: в директиве запрещалось использование южного фарватера для одиночных кораблей и проводки конвоев, но массовая эвакуация- совершенно особый случай, ей не предусмотренный... Советские командиры никогда непосредственному начальству не возражали ? Ну уж совсем классика:

"Водохранилище, река Истра и прилегающая местность представляли прекрасный рубеж, заняв который заблаговременно, можно было, по моему мнению, организовать прочную оборону, притом небольшими силами. Тогда некоторое количество войск мы вывели бы во второй эшелон, создав этим глубину обороны, а значительную часть перебросили бы на клинское направление. Всесторонне все продумав и тщательно обсудив со своими помощниками, я доложил наш замысел командующему фронтом и просил его разрешить отвести войска на истринский рубеж, не дожидаясь, пока противник силою отбросит туда обороняющихся и на их плечах форсирует реку и водохранилище.
///
Командующий фронтом не принял во внимание моей просьбы и приказал стоять насмерть, не отходя ни на шаг.
///
Я считал вопрос об отходе на истринский рубеж чрезвычайно важным. Мой долг командира и коммуниста не позволил безропотно согласиться с решением командующего фронтом, и я обратился к начальнику Генерального штаба маршалу Б. М. Шапошникову. В телеграмме ему мы обстоятельно мотивировали свое предложение. Спустя несколько часов получили ответ. В нем было сказано, что предложение наше правильное и что он, как начальник Генштаба, его санкционирует..."


Тут не столь важно, чем закончилось, важен факт не просто спора с командованием, но и попытка через его голову действовать...

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195414
Ну а что касается потери ТЩ, то она была бы однозначной. Скорость с поставленным тралом узлов 12 не более, маневренность соответствующая

Тральщику, выполняющему разведывательную задачу, трал нафига ? Его задача- выявить наличие минных заграждений, а не протраливать в них проходы. С параван- охранителем идти Заратустра не велит ?

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #195417
Рассмотреть "южный" вариант - можно и наверное нужно, но для этого необходимо иметь всю информацию, чего пока, к сожалению, не наблюдается.

По германским береговым батареям ув. Botik Petra Velikogo информацию уже раскопал (см. пост #150), за что ему респект *HI* ... Осталось с наличием минных загражений на южном фарватере определиться... 

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #195496
Решение командования КБФ о прорыве по центр. фарватеру мотивировано не оперативной обстановкой, а желанием максимально снять с себя к- л ответственность.

Считаю возможным согласиться...

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195520
Всех ТЩ флота хватало на создание довольно широкой протраленной полосы, по которой последовательно должны были пройти все конвои.

Три отряда боевых кораблей (главные силы, прикрытие, арьергард) и четыре конвоя, всего 7 (!) соединений, общей численностью 190 (!) единиц, должны вписаться в одну протраленную полосу, при этом никак не обозначенную навигационными знаками !? "Это фантастика !" (с) И уж никак не поверю, что Трибуц, Пантелеев и Ралль могли не понимать этого в августе 1941 года...

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195620
Основная трудность организации ПМО заключалась в том, что предстояло провести за тралами свыше 70 кораблей и судов**, для чего [b]согласно существовавшим в то время нормам (НТЩ-40, § 602) следовало бы выделить не менее сотни тральщиков[/b], между тем в непосредственном ^ распоряжении командования КБФ к полдню 28 августа имелось всего десять БТЩ и 17 тихоходных тральщиков. При таких условиях корабли и суда могли проводиться только за одним — двумя рядами тралов, а для проводки некоторых из них вообще не хватало тральщиков.
Поскольку потребность в тральщиках могла быть удовлетворена не более чем на 25%, вследствие чего длина кильватерной колонны в каждой группе проводившихся за тралами кораблей и судов должна была превышать установленные пределы, — по точному смыслу действо¬вавшего НТЩ-40 (§§ 623 и 661) необходимо было производить подроб¬ное обвехование кромок тральной полосы. Однако планом перехода флота, разработанным в штабе КБФ 26 августа и выданным 27 августа командиром конвоев и отрядов кораблей, не предусматривалось и прак¬тически не производилось никакого, даже ориентирного обвехования.

Что и требовалось доказать...

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195620
Почему Вы считаете, что батареи были двухорудийными? Опять будет интернет ссылка? Посмотрите на схему батарей морского командующего "С", уж 105-мм двухорудийными никогда не были.

Судя по данной ув. Евгений К ссылке (пост #161), батареи 10,5-cm K.18, 15-cm K.18, 17-cm K.Mrs.Laf были трёхорудийными. Это подтверждается и выложенной Вами схемой (пост #128), например батареи "Karlsruhe" 3 х 105 мм., "NKV 513" 3 х 150 мм. Тем самым, у немцев на южном берегу Финского залива было 6 х 173 мм. и 6 х 105 мм. пушек.

#165 06.03.2010 03:19:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195851
Выражались бы яснее "разрешённый фарватер", например, тогда было понятно, что хотели сказать:[/quote]
Выражались бы, что Вам не известны военные термины и я бы объяснил.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195851
Трибуцу достаточно вызвать Пантелеева и приказать: "Пусть штурмана нарисуют на карте маршрут мыс Порккалан- Каллбода- банка Килбодагрунд- о. Родшер, а ты проведи его по приказу как фарватер ТБ №..."- через полчаса северный фарватер будет готов (на бумаге, по документам, как Вы хотите).

Понятно, что это дело Вам тоже не понятно. При расчете фарватеров требуется учитывать еще доступные глубины, отсутствие-наличие уже выявленных батарей противника (на сев. берегу этих знаний хватило со времен СФВ), наконец приметные мысы и береговые ориентиры, по которым могли бы определяться корабли. Далее включить этот фарватер в лоцию, довести до кораблей - всего дел на полчаса, как Вы и заметили.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195851
А это ничего, что побережье Латвии оккупировано уже 3 месяца назад, а не 3 недели (участок Юминда- Кунда) или даже одну (участок Кунда- Нарва) ?

Нормально. На количество батарей, выделенных в состав того или иного командования срок оккупации побережья не влияет.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195851
Поставленный ув. Jufel'ем вопрос вполне правомерен: в директиве запрещалось использование южного фарватера для одиночных кораблей и проводки конвоев, но массовая эвакуация- совершенно особый случай, ей не предусмотренный... Советские командиры никогда непосредственному начальству не возражали ?

Спросите у Трибуца.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195851
Тральщику, выполняющему разведывательную задачу, трал нафига ? Его задача- выявить наличие минных заграждений, а не протраливать в них проходы. С параван- охранителем идти Заратустра не велит ?

И снова непонимание содержания понятия. В данном случае разведывательного траления. Чем ТЩ его выполняет? Глазами наблюдателей? Или он пройдет с охранителем и доложит, что фарватер чист от мин на ширину моего корпуса? Разведывательное траление выполняется тралом на глубину с учетом осадки кораблей, которые будут им пользоваться. В 1941 г. до глубины 12 м. Ну и полоса соответствующая. Не шибко ли для паравана?

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195851
И уж никак не поверю, что Трибуц, Пантелеев и Ралль могли не понимать этого в августе 1941 года...

Снова вопрос к ним. Я думаю, что некоторым просто было не до того, у других прочно засел в мозгу алгоритм - "фарватеры не светить!" Вы же, наверное, прочли Киреева. Или Вы считаете, что фарватер не обвеховывали специально, чтобы больше судов навернулось? Стрижак писал, что Трибуц - убийца в все такое. Понимаю...

Честно говоря, не ожидал, что Вы возьметесь спорить, не зная терминологию и организацию трального дела в то время...


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#166 06.03.2010 04:50:42

Serbal
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195855
Выражались бы, что Вам не известны военные термины и я бы объяснил.

Во- первых, "фарватер"- это не военный, а общегражданский термин. Поэтому мне кажется, профессиональный историк, заинтересованный нести знания в массы, должен изъясняться так, чтобы его все понимали однозначно, например мент по образованию Serbal или экономист Jufel (уверен кстати, минимум 80 %, читавших тему, поняли Ваше высказывание насчёт северного фарватера аналогично- что его не было не де- юре, а де- факто). Здесь ведь на форуме далеко не одни "спецы", куда больше любители... Во- вторых, неоправданно уводить разговор в сторону от темы, на обсуждение специальной терминологии (хотя большое спасибо за подробные разъяснения). На заданный вопрос, о возможности прорыва северным фарватером (как судовым ходом, существующим независимо от того, какие директивы сочиняли в штабе КБФ), с точки зрения минной опасности и активного противодействия противника, Вы так и не ответили.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195855
При расчете фарватеров требуется учитывать еще доступные глубины, отсутствие-наличие уже выявленных батарей противника (на сев. берегу этих знаний хватило со времен СФВ), наконец приметные мысы и береговые ориентиры, по которым могли бы определяться корабли. Далее включить этот фарватер в лоцию, довести до кораблей - всего дел на полчаса, как Вы и заметили.

Разве доступные глубины и береговые ориентиры у побережья Финляндии неизвестны советским морякам, или у них не было навигационных карт северной части Финского залива ? Если тут и нужно штабистам что- то рассчитывать, то как раз на полчаса работы (про то, что информация о новом фарватере будет доведена исполнителям за полчаса, я не говорил). Далее, при эвакуации Ханко северный фарватер был рекомендован к использованию штабом КБФ уже 16 ноября и реально использовался дважды (четвёртой группой тихоходных кораблей 30 ноября- 3 декабря и отрядом кораблей под флагом командующего эскадрой 2- 3 декабря). Вы располагаете сведениями, что в период с 30 августа по 16 ноября проводилась разведка береговых батарей противника на северном берегу Финского залива, а если да, каковы её результаты ?     

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195855
На количество батарей, выделенных в состав того или иного командования срок оккупации побережья не влияет.

Но влияет на срок доставки орудий к месту назначения, оборудования позиций, и т.д.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195855
И снова непонимание содержания понятия. В данном случае разведывательного траления. Чем ТЩ его выполняет? Глазами наблюдателей? Или он пройдет с охранителем и доложит, что фарватер чист от мин на ширину моего корпуса? Разведывательное траление выполняется тралом на глубину с учетом осадки кораблей, которые будут им пользоваться. В 1941 г. до глубины 12 м. Ну и полоса соответствующая. Не шибко ли для паравана?

Признаю, был неправ...

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #195855
Снова вопрос к ним. Я думаю, что некоторым просто было не до того, у других прочно засел в мозгу алгоритм - "фарватеры не светить!" Вы же, наверное, прочли Киреева. Или Вы считаете, что фарватер не обвеховывали специально, чтобы больше судов навернулось? Стрижак писал, что Трибуц - убийца в все такое. Понимаю...

Я тоже, как профессиональный следователь, понимаю... Вот для Трибуца и компании подходящая статья по УК РСФСР 1926 года: п. "б" ст. 193- 17: "...бездействие власти, а также халатное отношение к службе лица, начальствующего состава Рабоче- Крестьянской Красной Армии, если деяния эти совершались систематически... а равно если они имели своим последствием дезорганизацию вверенных ему сил, либо порученного ему дела... или иные тяжелые последствия... были совершены в военное время, либо в боевой обстановке, при наличии особо отягчающих обстоятельств, влекут за собой- высшую меру социальной защиты".

P.S. В плане перспектив на прорыв южным фарватером интересно, что Вы скажете по поводу подавления береговой батареи на полуострове  Вимси утром 28 августа эсминцами "Артём", "Володарский" и "Калинин"- миф или реальность ?

#167 06.03.2010 11:36:03

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195867
Поэтому мне кажется, профессиональный историк, заинтересованный нести знания в массы, должен изъясняться так, чтобы его все понимали однозначно,

Это Ваше мнение. Я же считаю, что ответственность за свои военно-морские знания несут сами участники форума, коль скоро они интересуются данной тематикой. Мы же не объясняем тут на форуме друг другу что такое линкор, а что такое крейсер? Хотя возможно на каких-нибудь общеисторических или политических форумах это не было бы лишним. Если бы я писал книгу или статью о переходе, я бы конечно во введении раскрыл бы содержание данных терминов так, как оно давалось в НТЩ-28 и НТЩ-40, но здесь на форуме другой формат. Я не начинал данной темы и не писал никаких стратегических введений по вопросам терминологии. Тут каждый волен спрашивать, если ему что-то не понятно, и никто никого не заставляет делать  выводы и громкие заявления раньше, чем возникло понимание сути вопроса.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195867
На заданный вопрос, о возможности прорыва северным фарватером (как судовым ходом, существующим независимо от того, какие директивы сочиняли в штабе КБФ), с точки зрения минной опасности и активного противодействия противника, Вы так и не ответили.

Ну а как можно ответить, ели такого фарватера не было? Вообще же организация подобного фарватера по опушке финских шхер была бы реальна только в случае отсутствия у финнов батарей. Что же касается непосредственно перехода, то, как Вы могли прочесть у Киреева, его замыслом предусматривалось форсирование минных заграждений в светлое время суток. Как при этом двигаться вдоль финского берега?

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195867
Разве доступные глубины и береговые ориентиры у побережья Финляндии неизвестны советским морякам, или у них не было навигационных карт северной части Финского залива ?

Во время войны противник убирает навигационные знаки мирного времени и прекращает постоянную работу маяков, так что все приходится осваивать по-новой. Не случайно тем же ПЛ при первых выходах к побережью пр-ка одной из первоочередных задач ставилась разведка навигационных ориентиров. Что же касается карты, то сама по себе она мертва - нужно было постоянно привязываться к чему-то, определять свою невязку, поправки, вводимые в штурманские приборы и т.д. При плавании среди минных полей это жизненно важно.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195867
Вы располагаете сведениями, что в период с 30 августа по 16 ноября проводилась разведка береговых батарей противника на северном берегу Финского залива, а если да, каковы её результаты ?

Не могу ответить, поскольку специально не занимался этим периодом. Скорее всего нет. Но думаю, в отношении северного берега данные разведки, полученные штабом КБФ после окончания СФВ, в основном соответствовали действительности.

Использование новых фарватеров в период эвакуации Ханко было возможным во-первых потому, что они использовались для ночного движения относительно небольших конвоев, а во-вторых, в то время года иная продолжительность темного времени суток. Потери же на минах в % отношении были примерно равны тем, что были во время таллинского перехода.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195867
Но влияет на срок доставки орудий к месту назначения, оборудования позиций, и т.д.

Вообще схема выкладывалась не для того, чтобы показать что именно немцы имели в Латвии, а чтобы продемонстрировать, сколько у них было специализированных береговых батарей. Ведь изначально ув. Jufel отстаивал тезис, что на Юминде стояла случайно отловленная батарея полевой артиллерии, укомплектованная сов. трофейными пушками. Что же касается скорости развертывания, то немцам для этого не требовалось трех месяцев, а вполне хватало нескольких дней, что я и показал на примере документов.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195867
Я тоже, как профессиональный следователь, понимаю... Вот для Трибуца и компании подходящая статья по УК РСФСР 1926 года: п. "б" ст. 193- 17:

Как там в фильме "Доживем до понедельника"? "Послушаешь вас и подумаешь, что историю творила банда двоечников" (не дословно) :)
А так вообще данная статья много к кому подходила - читал расстрельные приговоры краснофлотцам за двукратный сон на посту.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195867
P.S. В плане перспектив на прорыв южным фарватером интересно, что Вы скажете по поводу подавления береговой батареи на полуострове  Вимси утром 28 августа эсминцами "Артём", "Володарский" и "Калинин"- миф или реальность ?

Это будет известно после получения КТВ морского командующего "Д" за август 41-го.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#168 06.03.2010 12:30:20

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4345




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

1

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195851
Советские командиры никогда непосредственному начальству не возражали ?

Что ж, видимо есть какие-то вещи, которые можно понять, только испытав их на личной "шкуре", или ... имея большое желание действительно понять их.
Военный, который допускает для себя мысль произвольного, по собственному усмотрению обсуждения, а уж тем более неисполнения приказов и директив - опасен для любой армии. И от таких командиров надо, по возможности, избавляться на самом начальном этапе их военной карьеры.
Любая попытка оспорить приказ (директиву) вышесоящего командования - вещь сама по себе исключительная, и для такой попытки должны быть очень серьезные основания, позволяющие считать, что команднование в чем-то знает и понимает ситуацию хуже, чем ты непосредственно на месте.
У штаба КБФ таких оснований не было. Более того, были все основания считать, что вышестоящее командование располагает более подробной информацией (особенно по ситуации на побережье), т.к. имеет более широкие возможности по добыванию этой информации и имеет дополнительные каналы по её получению от своего вышестоящего командования.
В ситуации с подготовкой к Таллинскому переходу у штаба КБФ не было никакой информации, позволявшей поставить под сомнение обоснованность полученных директив, а жу тем более достаточной для их оспаривания.
Все наши современные эмоции основаны на элементе послезнания.

#169 06.03.2010 12:40:11

Konstan
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Мнение известного исследователя таллинского перехода контр-адмирала в отставке Р.А. Зубкова:
"ГЛАВНОЙ ОПАСНОСТЬЮ СЧИТАЮ МИНЫ…"
Противоминная оборона корабельных сил Балтийского флота при их прорыве из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года

ВИЖ № 11, 2003, С. 18 – 25.
[...]
Поскольку некоторые историки обвиняют командование БФ в неправильном выборе маршрута, с чем трудно согласиться, остановимся на этом вопросе подробнее.
Маршрут был разработан штабом минной обороны Балтийского моря, утвержден ее командиром вице-адмиралом Ю.Ф. Раллем и военным комиссаром бригадным комиссаром Н.Т. Кокиным и одобрен военным советом флота. В учет, если верить отдельным исследователям, принималось следующее соображение: в августе по фарватеру № 10 ТБ были проведены за тралами десять КОН, что позволяло полагать, что выставленные здесь минные заграждения сильно разрежены (находившиеся в составе конвоев ТЩ вытралили 74 мины и 18 минных защитников)[24].
Не одобряя выбор центрального маршрута для прорыва, его критики, как представляется, вольно или невольно исходят из сегодняшнего знания минной обстановки в средней части Финского залива в августе 1941 года. В свете этого они утверждают, что надо было прорываться либо прибрежными фарватерами, либо мористее, на 7—10 миль севернее избранного места прорыва, поскольку “послевоенный анализ”, дескать, показал что “выбор [командования БФ] являлся серьезной ошибкой”[25]. Да, сегодня известно, что при прорыве прибрежным маршрутом флот пересек бы не 24, а только 7 минных заграждений, но зато в 1941 году было известно, что в районе одного из предлагаемых ныне “безопасных” фарватеров с 13 по 23 августа погибли три транспорта, БТЩ, ТТЩ и СКА МО, а на другом из-за затраленных там мин после 15 августа конвои не ходили. Поэтому ни штабу минной обороны Балтийского моря, ни штабу БФ такой маршрут не казался настолько безопасным, как это видится некоторым послевоенным исследователям.
Доводится до абсурда и критика опасений командования БФ, связанных с немецкой артиллерией, расположенной на побережье вдоль прибрежного маршрута: “Огневые средства противника на занятом им побережье, как оказалось, не представляли серьезной опасности для сильного флота”[26]. Но ведь флот не шел прибрежным маршрутом, как же могло “оказаться” то, чего не было, на чем основан такой безапелляционный вывод? К тому же имелись факты, подтверждавшие опасность для кораблей немецкой артиллерии. 9 августа, к примеру, в районе Кунды противник обстрелял ТР “Балхаш”, “Тобол”, “Эвальд” и “Даугава”; в тот же день там же огнем артиллерии были уничтожены электромагнитные тральщики “Скат” и “Смелый”; 17 августа с мыса Пурикари был обстрелян дозорный СКА ПК-231; 18, 24 и 25 августа с мыса Юминда были обстреляны конвои, шедшие по фарватеру № 10 ТБ; 24 августа 8-дюймовая батарея с мыса Ихосалу обстреляла нашу береговую батарею №186 на полуострове Виимси; с 25 по 28 августа на Таллинском рейде немецкой полевой артиллерией были повреждены КР “Киров”, ЛД “Минск”, ЭМ “Скорый” и потоплены в гаванях водолей “Ян-Теяр” и плавучий док[27]. К этому надо добавить, что еще 5 августа 1941 года инспектор артиллерии немецкой армии докладывал начальнику генерального штаба сухопутных войск: “Для охраны побережья в распоряжении группы армий (“Север”. — Авт.) имеется 10 тяжелых артиллерийских дивизионов, в том числе один дивизион 150-мм пушек, один дивизион 210-мм мортир, один пушечный дивизион (орудия “К-3”). Для района Таллина дополнительно предусмотрено семь дивизионов: два дивизиона 100-мм пушек, один дивизион тяжелых полевых гаубиц, два дивизиона мортир, один дивизион 150-мм пушек, один дивизион 210-мм пушек”[28]. Можно, конечно, говорить о невысокой эффективности немецкой артиллерии в описанных случаях ее применения, но, как правило, это была стрельба на предельных дистанциях. Кроме того, основной целью стрельбы батареи с мыса Юминда было, пожалуй, не потопление кораблей, а недопущение движения флота южнее фарватера № 10 ТБ.
При попытке же флота пройти прибрежным маршрутом артиллерийские батареи могли стрелять по кораблям практически в упор с расстояния 30— 40 кабельтовых (5,5—7,2 км) около 10 часов во время прохождения сил флота мимо них в кильватерной колонне со скоростью 5—6 узлов. Сложный в навигационном отношении проход узкостью по фарватеру № 13 ТБ ночью в условиях недействующего навигационного оборудования района плавания был бы чреват авариями кораблей, а дневное плавание в случае непрерывного прикрытия кораблей дымовыми завесами превратилось бы в ночное. Да и могло ли хватить дыма для 13-часового прикрытия? А разве можно всерьез говорить о надежном подавлении огнем кораблей немецкой артиллерии на протяжении 48-мильного пути от Таллинского рейда до меридиана 26°. Не последнее место среди соображений против использования прибрежного маршрута имело, очевидно, и то, что в случае потопления корабля, потери им способности к движению при получении боевого повреждения или в результате аварии спасение людей с него под артиллерийским огнем оказалось бы невозможным либо сопряженным с дополнительными потерями. Корабли, потерявшие ход в узкости, кроме того, могли затруднить движение идущих позади них. Возможно, командование БФ думало и о том, что поврежденные корабли, спасаясь от гибели, будут выбрасываться вместе с перевозимыми войсками на берег, занятый противником, что было равносильно сдаче в плен.
Теперь о северных маршрутах, на которых так настаивают некоторые исследователи. Во-первых, подчеркнем еще раз, только после войны стало известно, что при движении в 7 милях севернее фарватера №10 ТБ флот пересек бы три заграждения, а в 10 милях - только одно. Хотя предположения о менее плотном минировании района, расположенного севернее этих фарватеров, имелись, но, напоминаю, определение границ ЮМБ выполнено не было. Поэтому сегодня легко утверждать, что в этом случае потери могли быть меньшими. Более того, при движении северным маршрутом, как утверждается, вероятно, не случилось бы задержки на ночную якорную стоянку, и весь флот с рассветом 29 августа мог бы оказаться в зоне прикрытия нашей истребительной авиации (ИА). Думаю, однако, что авторам этих предложений при взгляде на навигационную карту Финского залива от самого северного маршрута пришлось бы отказаться, поскольку он проходил через банки (мели) с глубинами меньше 5 м. Кроме того, полагаю, что рассуждающие подобным образом исследователи упускают из виду и другие важные обстоятельства. Дело в том, что ЮМБ являлся, по существу, оборудованной блокадной или, если угодно, минно-артиллерийской позицией, и если немецкие артиллерийские батареи, установленные на южном берегу финского залива, видимо, имели целью своим огнем не допустить движения нашего флота прибрежным маршрутом, то финские крупнокалиберные батареи, расположенные на островах Мякилуото и Куйвасаари у северного берега залива, должны были лишить флот возможности идти севернее наиболее плотно загражденной части ЮМБ (см. схему 2). О наличии и реализации этого замысла говорят документы. Командир батареи противника на острове Мякилуото капитан Т. Каллио писал в своем отчете: “Решил произвести беспокоящую стрельбу, чтобы принудить судно (принятое им за КР “Киров”. — Авт.) идти ближе или к эстонским берегам и подвести его под огонь находящихся там батарей... или принудить попасть в минные поля, которые были поставлены от Юминды к центральной части Финского залива”[29]. На ЭМ “Свирепый” в 15 ч 30 мин 28 августа отметили, что по нашим кораблям (КОН-1) ведет огонь батарея острова Мякилуото, снаряды падают с большим недолетом. С подводной лодки Щ-307 “Треска” в 15 ч 37 мин и с тральщика ТТЩ №91 “Ляпидевский” в 15 ч 38 мин наблюдали всплески от взрывов снарядов с левого борта. Это совпадает с моментами выстрелов батареи острова Мякилуото, указанными в отчете ее командира (тральщик в это время шел впереди КОН-1 курсом 54° севернее острова Аэгна)[30]. Этот обстрел заставил конвой изменить курс вправо.
Так вот, если бы флот пошел курсом 54° до выхода на маршрут, удаленный от ФВК №10 ТБ на 7 миль, затем повернул на курс 77°, параллельный этим фарватерам, и шел им до параллели 60°, далее по этой же параллели, не обращая внимания на мели, к острову Гогланд, корабли находились бы в пределах досягаемости пяти орудий финских батарей калибра 305 мм на протяжении 34 миль перехода, т.е. на протяжении почти 7 часов (см. схему 2). Подавить огонь этих батарей было бы нечем. Наверное, все это время не удалось бы прикрывать дымовыми завесами кильватерную колонну кораблей длиной более 20 миль. Добавим к этому, что при движении северным маршрутом расстояние до финского берега сократилось бы с 25 до 18 и менее миль, а это существенно облегчило бы действия против прорывавшегося флота немецких и финских ВМС и авиации. Получили бы прекрасную возможность для атак наших кораблей не только немецкие ТКА, но и финские ПЛ, которым не пришлось бы опасаться своих МЗМ. На северном маршруте было бы сложнее с необходимой точностью удерживать корабли на линии заданного пути, в протраленной полосе избегать навигационных опасностей (мелей, банок), поскольку слишком далеко оказались бы навигационные ориентиры. Вряд ли какому-либо кораблю, оказавшемуся в положении поврежденного авиацией противника ТР “Казахстан”, удалось бы дойти до острова Вайндло, так как увеличилось бы расстояние до него. Слишком далеким оказался бы и южный берег Финского залива для людей, очутившихся в воде в случае гибели кораблей (в действительности некоторым из них удалось выжить, именно добравшись до берега, хотя и пришлось побывать в плену)[31].
Наконец, возвращаясь к вопросу, который уже рассматривался, должен сказать, что для выбора обходного маршрута были необходимы время и силы. Если бы они нашлись, то ТЩ пришлось бы определять западную и северную границы ЮМБ, проделывать проход в нем под огнем финских батарей и немецких ТКА. Вряд ли в таких условиях удалось бы выполнить эти задачи.

ПРИМЕЧАНИЯ
24.    Из послевоенных исследований известно, что после прохождения наших конвоев по этому фарватеру противник сумел выставить 234 мины и 180 минных защитников. (ЦВМА. ф. 9, д. 18862. л. 1-9: д. 21479. л. 1-9: д. 33109. л. 1-9; Киреев И.А. Указ. соч. С. 260—269: Ровер Ю. Указ. соч. С. 11.).
25.    Ачкасов В.И. Прорыв флота из Таллина в Кронштадт// Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941—1944 гг. М.: Наука. 1973. С. 95.96.
26.    Там же.
27.    ЦВМА. ф. 1, д. 572, л. 108; ф. 9, д. 97, л. 7; д. 565, л. 116; д. 655, л. 13; д. 10290. л. 142; ф. 25, д. 11090, л. 65; ф. 210, д. 7107, л. 131; Потери боевых кораблей и судов Военно-Морского Флота... С. 276, 285, 289, 430, 431.
28.    Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записки начальника генерального штаба сухопутных войск. 1939-1942 гг. Т 3. Кн. 1. От начала восточной кампании до наступления на Сталинград (22.06.1941 -74.09.1942): Пер. с нем. М.: Воениздат, 1971. С. 241, 242.
29.    ЦВМА. ф. 260. д. 15021, л. 23-26.
30.    Там же: ф. 21, д. 642, л. 39 об. — 40 об.; ф. 103, д. 772, л. 35 об., 36; вахтенный журнал ПЛ Щ-307.
31.    Скрябин М., Суптеля В. Флаг не спускать. СПб.: Фарватер. 1994. С. 37-39.

#170 06.03.2010 12:42:18

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #195969
У штаба КБФ таких оснований не было. Более того, были все основания считать, что вышестоящее командование располагает более подробной информацией (особенно по ситуации на побережье),

Полностью поддерживаю. Командование СЗН представляло ситуацию на суше на порядок лучше, чем командование КБФ, а раз так у штаба КБФ не было оснований ставить под сомнение закрытие прибрежных фарватеров - ведь оно не знало, какими силами обладает пр-к на берегу (ББ и полевая арт.).

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #195969
Все наши современные эмоции основаны на элементе послезнания.

Я бы еще добавил, что эти эмоции замешаны на факте понесения больших потерь. Буничу просто хотелось обвинить во всем что только можно командование КБФ, он бросил зерна и теперь они проросли. Если хотите вывести для себя в чем действительно виновато командование КБФ можем поговорить и об этом.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#171 06.03.2010 12:47:39

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4345




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195851
Botik Petra Velikogo написал:
...
Однако планом перехода флота, разработанным в штабе КБФ 26 августа и выданным 27 августа командиром конвоев и отрядов кораблей, не предусматривалось и практически не производилось никакого, даже ориентирного обвехования.

Что и требовалось доказать...

Всё это было бы занимательно читать, если бы не так грустно...
Я Вам рисую только одну частную ситуацию.
Вы произвели обвехование. За время ночной стоянки кораблей противник переставляет вехи или производит дополнительное минирование на протраленном и обвехованном Вами фарватере.
Утром - подрывы и гибель идущих во втором эшелоне кораблей и судов.
А потом на таком же историческом форуме некто спустя 60 лет начинает рассуждать, что это надо же!!!! додуматься было обвеховывать фарватеры, идя вдоль захваченного и контроируемого противником берега. "Профессионалы"...  !!!
Что и требовалось доказать...

#172 06.03.2010 12:52:32

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Konstan написал:

Оригинальное сообщение #195973
Мнение известного исследователя таллинского перехода контр-адмирала в отставке Р.А. Зубкова:

Браво, Константин!


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#173 06.03.2010 13:21:07

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4345




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #195851
Трибуцу достаточно вызвать Пантелеева и приказать: "Пусть штурмана нарисуют на карте маршрут мыс Порккалан- Каллбода- банка Килбодагрунд- о. Родшер, а ты проведи его по приказу как фарватер ТБ №..."- через полчаса северный фарватер будет готов (на бумаге, по документам, как Вы хотите).

А потом здесь на форуме о Трибуца так бы "ноги вытерли", что мама не горюй. Военморов здесь хватает.
(Ибо, если бы все фарватеры организовывались так легко и просто, то нафига тогда вообще гидрографическая служба нужна).
Но, скорее всего, тов. Пантелеев бы (как опытный моряк), предложил бы тов. Трибуцу самому "родить" такой авантюрный приказ, не желая разделять с ним ответственность за его почти неизбежные последствия.

#174 06.03.2010 13:26:18

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Да, забыл написать: контр-адмирал Р.А. Зубков (быв. гл. штурман ВМФ) - весьма уважаемый исследователь данной темы. До знакомства с ним в архиве я сам собирался написать что-то по переходу, но увидев, как он копает, решил оставить данную тему ему. Мы неоднократно беседовали и в принципе пришли к одним и тем же выводам (я все-таки оцениваю решения штаба КБФ несколько более критически, чем он). Он автор цикла статей о ТП в пяти выпусках ВИЖ, подготовил отдельный сборник документов, который мы пытались издать через ИВИ, но к сожалению эта затея провалилась из-за урезания средств на книгоиздательскую деятельность МО. По-моему, почти все его статьи можно скачать в сети. Так что интересующийся всегда может найти подлинно научный материал и избежать попадания в категорию "добровольных помощников Бунича".


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#175 06.03.2010 13:46:33

Konstan
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

А вот и схема от статьи:
http://s46.radikal.ru/i113/1003/11/b65828935eb9t.jpg

Страниц: 1 … 5 6 7 8 9 … 37


Board footer