Сейчас на борту: 
Cyr,
knl_1983,
Lankaster
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 19 20 21 22 23 … 31

#501 31.08.2010 00:58:39

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4350




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

СДА написал:

Оригинальное сообщение #286305
Интересно, а откуда противник узнает, что большая часть личного состава с кораблей снята и корабли малобоеспособны? Как он узнает где фарватеры и т.п?

Про фарватеры Вам уже ответили. Это не проблема.
Что касается первого Вашего вопроса, то тут два момента:
1. Возрастание вероятности атаки флота противника с целью прорыва в бухту определялось не снижением боеспособности кораблей ЧФ, а изменением цены вопроса (возрастанием возможного выигрыша). Т.е., даже при неизменной боеспособности кораблей ЧФ, такая попытка, при условии согласованного с флотом удара с сухопутного фронта, делалась очень даже привлекательной и вполне целесообразной, т.к. была способна привести к падению крепости.
2. Уже в процессе осады, союзное командование, по нашим оценкам, имело определенное представление о состоянии кораблей эскадры. Во всяком случае, Нахимов исходил из возможности наличия у противника такой информации.

Отредактированно Мамай (31.08.2010 01:23:17)

#502 31.08.2010 01:26:36

Александр Г.
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #285692
Т.е. руководство оценивало защищенность Севастополя от атаки с моря весьма высоко. Именно поэтому не было никаких сомнений в вопросе базирования флота.
Что изменилось в оценках и почему потребовалось затопление судов?
Во-первых изменилась ситуация. Угрозой стало не нападение с моря, а комбинированная атака с моря и с сухопутного фронта. В этих условиях изменился взгляд на угрозу прорыва флота противника на рейд. При нападении только флота, такой прорыв в условиях Севастополя является известной авантюрой (даже при его формальном успехе), и потому маловероятен (аналогом такой авантюры может быть атака кавалерии на укрепленную позицию без поддержки пехоты).
При совместном ударе, такой прорыв становится вполне целесообразен и потому может иметь место. В случае же успеха, он может иметь фатальные для крепости последствия. Т.е. риск для нападающего флота становится оправданным. Именно такая ситуация сложилась после высадки союзных войск и Альмы. И Корилов и Нахимов оценивали возможность успешного прорыва, как достаточно высокую, что заставило и Меншикова и их в изменившейся ситуации искать новые решения. Одним из таких решений было затопление судов на входе в бухту.

Еще раз, начиная с 8 (н.с.) сентября 1854 г. Сражение проиграно и армия отступает на Качу. Узнав об этом, Корнилов вместе с Тотлебеном едут к Меншикову за распоряжениями. Тот поручает Корнилову принять самые решительные меры по защите Севастополя и при этом добавляет, что армия туда не пойдет, поэтому флоту придется защищать город своими силами. Говорил Меншиков на этой встрече о затоплении кораблей или не говорил никто толком сказать не может, даже Жандр, а уж на него в этом эпизоде ссылаются почти все остальные исследователи. Он пишет, со слов Меншикова, что тот повторил свой приказ о затоплении кораблей отданный ранее на марше. Думаю, что до совещания 9 сентября его приказа о затоплении кораблей все-таки не было. Просто князь несколько преувеличил свою роль. Поскольку фонды Севастопольского архива погибли во время ВОВ, а в РГАВМФ все по нескольку раз просмотрено и большей частью опубликовано найти что-то новое по данному вопросу практически не реально. А по сему каждый волен иметь свое мнение. Я высказываю свое.
Меншиков прекрасно знал о слабости сухопутных укреплений и предполагая скорое падение Севастополя решил свалить всю ответственность на Корнилова. Только спустя несколько дней, видя эффективность принимаемых мер, воодушевление л/с и энтузиазм мирного населения он понял что появился шанс после чего и выделил часть своих войск для усиления гарнизона. Но вернемся к совещанию. Предложение о выходе в море для сражения с эскадрой союзников - это шаг отчаяния, поскольку Корнилов тоже понимал: на создание более-менее серьезной оборонительной линии нужно время которого у них не было, а без укреплений город не удержать. При таком численном перевесе даже массовый героизм не спасет от разгрома. Выход в море давал шанс подороже продать свои жизни и возможно спасти часть мелких судов флота. Зорин предложил всеми силами защищать город отгородившись от союзной эскадры старыми кораблями. Мне кажется его поддержали потому что мирное население Севастополя состояло в основном из семей моряков ну и конечно всем хотелось верить в скорый приход огромной армии которя размажет союзников тонким слоем по всему побережью. Этот вариант давал надежду, а предложение Корнилова чистой воды самоубийство. Теперь о самотопстве Нахимова и его приказе от 14.09.54 отмененном Корниловым. 13.09. передовые части союзников стали выходить к Южной стороне. Нахимов отвечал за Южную сторону. Людей и укреплений у него было значительно меньше чем на северной стороне у Корнилова. Вот он и отдал приказ о затоплении кораблей своей дивизии, не желая их захвата противником, т.к. не надеялся с имеющимися силами отразить штурм. После перевода 11 батальонов на Южную сторону он сам отменил свой приказ. Не отменяя приказ о затоплении вовсе, Корнилов в свою очередь опасаясь всяческих недоразумений так же издал свой приказ.

#503 31.08.2010 01:49:23

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Александр Г. написал:

Оригинальное сообщение #286664
найти что-то новое по данному вопросу практически не реально.

Отрывки из письма Николая 1 Меньшикову

http://s58.radikal.ru/i162/1008/0d/4267d6ddff59.jpg

Флот не оставиш и сам истребиш...

Отредактированно charlie (31.08.2010 01:58:24)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#504 31.08.2010 09:18:39

Александр Г.
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #286672
Флот не оставиш и сам истребиш...

Но это только 12 сентября, вероятно ст. стиля, и в СПб. Успел ли Меншиков получить это письмо до Альмы?

#505 31.08.2010 09:33:01

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12792




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #286617
флотское командование оценивало ситуацию не так восторженно, как Меншиков

А имеет ли смысл их разделять? В том плане, что Меншиков - главнокомандующий, флот ему подчинен, а сам он - такой же моряк как Корнилов и Нахимов. Или нет?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#506 31.08.2010 09:57:04

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Мамай, большое спасибо за долгожданный ответ.

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #286617
Севастополь, благодаря особенностям бухты и наличию сильной морской крепости, обеспечивал в услових 1854 г.:
1). Защиту флота от уничтожения в результате падения самой крепости при нападении на неё превосходящего флота противнка с решительными целями.

Это не вполне понятно. Видимо Вы имеете в виду, что сами форты обладали большой устойчивостью, и их трудно было подавить, что и показал опыт октябрьского обстрела?

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #286617
2). Защиту флота в местах стоянки от обстрела и уничтожения превосходящим флотом противнкиа, т.к. артиллерия крепости не позволяла ему безнаказанно занять необходимые для такого обстрела позиции.
Т.е., севастопольская крепость практически исключала сценарии по типу синопского или чесмы.

А это понятно еще меньше. Чтобы занять необходимые для уничтожения ЧФ позиции, флоту союзников необходимо прорваться на рейд. Считаете ли Вы, что Севастопольская крепость "практически исключала" такую возможность?


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#507 31.08.2010 09:59:47

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10444




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #286672
Флот не оставиш и сам истребиш...

В любой нормальной стране на первом плане стояло бы спасение флота (если он не может сражаться с пр-ком), т.к. порт без флота - что Севастополь, что Артур - не более, чем груда камней. ЧФ можно было увести в Лиман, на реки, о чем уже я неоднократно писал. И в этом случае при заключении мира никому не пришло бы в голову требовать "ограничения морских сил на ЧМ".

#508 31.08.2010 10:04:18

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #286648
1. Возрастание вероятности атаки флота противника с целью прорыва в бухту определялось не снижением боеспособности кораблей ЧФ, а изменением цены вопроса (возрастанием возможного выигрыша). Т.е., даже при неизменной боеспособности кораблей ЧФ, такая попытка, при условии согласованного с флотом удара с сухопутного фронта, делалась очень даже привлекательной и вполне целесообразной, т.к. была способна привести к падению крепости.

И в чем - возрастание возможного выигрыша? Вы вероятно считаете, что падение Севастопольской крепости для союзников имело большее, или хотя бы сравнимое значение, чем уничтожение ЧФ?
А ведь если флот уничтожен, то падет ли крепость, или нет - это уже не так и важно...


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#509 31.08.2010 10:07:18

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #286751
В любой нормальной стране на первом плане стояло бы спасение флота (если он не может сражаться с пр-ком), т.к. порт без флота - что Севастополь, что Артур - не более, чем груда камней. ЧФ можно было увести в Лиман, на реки, о чем уже я неоднократно писал. И в этом случае при заключении мира никому не пришло бы в голову требовать "ограничения морских сил на ЧМ".

Увы, все эти очевидные аксиомы я все никак не могу донести до своих опонентов. Может быть Вам это удастся?


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#510 31.08.2010 10:10:26

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #286672
Флот не оставиш и сам истребиш...

Чтож, как тут не вспомнить слова классика, написанные по сходному поводу: "Не русский народ, а русское самодержавие привело страну к позорному поражению в этой войне..."(с)


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#511 31.08.2010 10:34:38

Валера
Мичманъ
michman
Сообщений: 573




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Тут вопрос не в том что затопили корабли уже после Альмы, а в том что не хотели активно ими действовать до неё. Мешать высадке, нападать на Варну и т.д.  Традиций таких видимо не было и нет у нашего флота.  Я вот слабо представляю себе английский флот действующий подобным образом даже если он в меньшинстве. У них и за меньшие прегрешения адмиралов казнили в 18 веке.  В Англии не возможно было сказать что мы не воевали, потому что нас было меньше. Посмотрите за что расстреляли адмирала Бинга.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0% … 0%BE%D0%BD
Военный трибунал, рассматривавший дело, снял с Бинга обвинение в личной трусости, но признал виновным в том, отказавшись от преследования более сильного французского флота, он пытался сохранить свой флот и, таким образом, «не сделал всего, что от него зависело» (англ. ...not having done his utmost). Бинг был приговорен к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на линкоре «Монарх» в гавани города Портсмут 14 марта 1757 года.


А прецедент самотопства Севастополем был создан и в Порт-Артуре потом подобным образом действовали, веренее сказать бездействовали уже по "Прецедентному праву". За что мореманы и получили от сухопутчиков прозвище "самотопы". Сухопутчики в отличие от них пушки в землю не зарывали при виде численного и качетсвенного перевеса у противника. И зачем тратить бешенные деньги на флот, если он нужен только для того чтобы самого себя беречь?

Отредактированно Валера (31.08.2010 10:43:29)

#512 31.08.2010 10:52:58

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Александр Г. написал:

Оригинальное сообщение #286732
Успел ли Меншиков получить это письмо до Альмы?

Нет, письмо написано после Альмы, ответ на исходящее Меньшикова от 06.09. Судя по всему, возможные варианты действий в случае необходимости оставить Севастополь обсуждались заранее, приказ о затоплении отнюдь не экспромт светлейшего.

Отредактированно charlie (31.08.2010 12:23:27)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#513 31.08.2010 11:01:53

Валера
Мичманъ
michman
Сообщений: 573




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Продолжение темы в некоем ЖЖ. Подозреваю что на ВИФ2НЕ хозяин этого ЖЖ именуется Вулканом.
http://george-rooke.livejournal.com/

#514 31.08.2010 11:06:04

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #286763
"Не русский народ, а русское самодержавие привело страну к позорному поражению в этой войне..."(

В данном случае самодержец озвучил мысль "топи коробки-спасай "лазаревские команды", дальше по обстановке.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#515 31.08.2010 11:24:36

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #286789
В данном случае самодержец озвучил мысль "топи коробки-спасай "лазаревские команды", дальше по обстановке.

Так кто же автор этой гребанной "мысли", которую всего лишь "озвучил самодержец"?

Отредактированно Grosse (31.08.2010 11:25:14)


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#516 31.08.2010 11:32:49

sergei-lvov
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #286606
А давайте вы уже сами попробуете хоть палец о палец ударить, и хотя бы это обсуждение почитать. Какой смысл писать вам снова и снова, если вы это не читаете?

уважаемый, я бы попросил меньше в зеркале любоваться или имя сменить.
я прочитал всю тему, и все, что из этой темы однозначно выплывает, так это ваше концептуальное предложение - поставить корабли на позиции для затопления и на них принять бой, предполагая, что утопнут они при необходимости все вдруг и именно на тех позициях, что поставлены и строго удобным для блокирования фарватером образом. какую часть команд на них вы предполагаете оставить - не ясно, какое количество батальонов реально за счет этого будет сформировано и не сформировано - тоже не ясно, не ясно даже должна ли армия остаться и защищать севастополь, оставить часть сил и какую и уйти или как? так что может быть вы сформулируете свою позицию полностью и однозначно, чтобы можно было провести ее (а не моих предположений о ней) анализ?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #286606
На это я уже ответил более трех суток назад. Но извольте - попробую разок и продублировать, специально для вас. Если же снова не сможете прочитать, то уж не обуссудьте, ничем больше помочь не смогу.
Итак, на бис:[/quote]
зачем мне ваш бис? мне конкретика нужна. а то вы в николаев после альмы флот собрались уводить. не подскажите как вам это удастся? союзники как раз между севастополнм и николаевым, если вы забыли, при чем довольно близко к севастополю, при чем сильнее и быстроходнее.

#517 31.08.2010 11:42:10

sergei-lvov
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #286758
Увы, все эти очевидные аксиомы я все никак не могу донести до своих опонентов. Может быть Вам это удастся?

вряд ли. в конце концов автор этой мысли, как я понимаю, по аналогии с george-rooke придерживается точки зрения об уходе флота в лиман до альмы, что, как мне представляется, возможно только с точки зрения послезнания. в реальном севастополе об этом не шло и не могло идти речи.
к тому же автор этой мысли игнорирует тот факт, что под севастополем у союзников застряла большая армия, понесшая за время осады большие потери. какие бы результаты войны были бы, если бы она не была связана в крыму? если бы подкрепления отправлялись не в крым на осаду севастополя, а на кавказ?  если бы австрийцы впечатлились быстрым падением севатополя и успехами союзников и влезли в драку?

#518 31.08.2010 11:46:34

sergei-lvov
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #286755
И в чем - возрастание возможного выигрыша? Вы вероятно считаете, что падение Севастопольской крепости для союзников имело большее, или хотя бы сравнимое значение, чем уничтожение ЧФ?

падение севастопольской крепости приводило к уничтожению флота. после альмы гибель или даже просто неудача флота в бою приводила к падению севастопольской крепости.

#519 31.08.2010 11:52:27

Валера
Мичманъ
michman
Сообщений: 573




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

sergei-lvov написал:

Оригинальное сообщение #286814
если бы австрийцы впечатлились быстрым падением севатополя и успехами союзников и влезли в драку?

Вот это очень вероятно.

#520 31.08.2010 11:54:38

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #286751
В любой нормальной стране на первом плане стояло бы спасение флота (если он не может сражаться с пр-ком), т.к. порт без флота - что Севастополь, что Артур - не более, чем груда камней. ЧФ можно было увести в Лиман, на реки, о чем уже я неоднократно писал. И в этом случае при заключении мира никому не пришло бы в голову требовать "ограничения морских сил на ЧМ".

Напрашивается аналогия с БФ, который практически не принимая участия в боевых действиях "силою обстоятельств превратился в ряд блокшивов", но благодаря наличию соответствующей инфраструктуры был возрожден к 1860г. Что имеем на ЧФ после разрушения Севастополя? Николаев, как база судостроения, неспособная производить достройку винтовых ЛК с осадкой до 8м ("Цесаревич" и "Синоп" ушли на Балтику под парусами) так как глубина фарватера в Бугском  лимане не превышала 4м, даже парусные ЛК выводили неполностью загруженными, и ни одного дока. Для создания соответствующих условий при отсутствии ж/д необходимы годы и десятки миллионов рублей, которые в реальности нашлись только в начале 80-х. Команды, безусловно, будут спасены, но пожалуй отношение к флотским в "обществе" и правительстве после "севастопольского драпа" будет похуже чем в 1905, более яркого свидетельства бесполезности флота для России сложно будет найти. Погранохрана и таможня-удел русских моряков после демонстрации собственной ненужности в любой ипостаси.
Да и союзники быстро найдут применения внезапно освободившейся 60тыс армии.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#521 31.08.2010 11:55:57

sergei-lvov
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #286755
А ведь если флот уничтожен, то падет ли крепость, или нет - это уже не так и важно...

вы так думаете? то есть крепость не имеет самостоятельного стратегического, оперативного или тактического значения?

#522 31.08.2010 12:21:04

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #286801
Так кто же автор этой гребанной "мысли", которую всего лишь "озвучил самодержец"?

Поди сейчас разбери...Вариантов море, вплоть до примера британцев времен англо -голландских войн

http://george-rooke.livejournal.com/20065.html

Отредактированно charlie (31.08.2010 12:35:45)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#523 31.08.2010 12:29:14

Tordenskjold
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

sergei-lvov написал:

Оригинальное сообщение #286827
то есть крепость не имеет самостоятельного стратегического, оперативного или тактического значения?

Крепость сухопутная? Или всё-таки укрепленная база флота? Какое значение имел Севастополь на суше? Что прикрывал, что защищал?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #286826
Да и союзники быстро найдут применения внезапно освободившейся 60тыс армии.

А конкретно? Марш на Украину, вслед Карлу XII и Наполеону, покорять русские просторы? Или высадка на Кавказе, где можно вечно воевать со всеми окрестными племенами, вождям которых не понравилось выражение лица Раглана или Пелисье? На мой взгляд, союзники без Севастополя оказывались в стратегическом тупике. Собственно, они это продемонстрировали после взятия Севастополя - никуда их армия так и не двинулась, и воображения хватило лишь на разнос Кинбурна флотом.
А общественное мнение.... Общественное мнение пережило в 1812 году не только сдачу Смоленска - и сдачу Москвы. И это, к слову, хорошо помнили многие французские генералы - на личном опыте.

Отредактированно Tordenskjold (31.08.2010 12:34:30)

#524 31.08.2010 12:54:07

bober550
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Tordenskjold написал:

Оригинальное сообщение #286849
и воображения хватило лишь на разнос Кинбурна флотом.

Это вежливый намек для Николая на дальнейшие планы союзников.

#525 31.08.2010 12:56:37

bober550
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Tordenskjold написал:

Оригинальное сообщение #286849
Севастополя - никуда их армия так и не двинулась,

Ибо подустала под Севастополем. Вообще, насколько я знаю, первоначальные планы- аннексия Крыма. Ну и без живого примера, что будет стоить война, вполне могли австрийцы заинтересоваться допустим Польшей.

Страниц: 1 … 19 20 21 22 23 … 31


Board footer